Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:11, дипломная работа
«Социальная адаптация, социализация детей-сирот» — термины как будто бы понятны, но как по-разному решают эти задачи различные детские дома. Давайте вместе с санкт-петербургским детским домом № 9, который имеет немало серьезных практических и теоретических наработок в этом направлении, постараемся разобраться в том, что такое социализация воспитанника детского дома. Только ли это погружение в работу детей? А там чему научатся тому научатся. Или это система мер, работающих на одну цель, — сделать выпускника детского дома нужным обществу, принимаемым им, чтобы детдомовец чувствовал себя комфортно в том социуме, который принял его и в котором ему жить. Опыт работы детского дома № 9 г. Санкт-Петербурга (директор А. В. Ульянов, заслуженный учитель РФ) вызвал интерес тем, насколько серьезно, по-научному основательно и даже философски глубоко педагоги осмысливают свои задачи, решают их, не умаляя достоинства личности воспитанника, каким бы он ни был. Пусть плох исходный материал, талантливый педагог, сродни мастеру-гончару, сможет вылепить из него прекрасный сосуд. По крайней мере он будет лучше, чем тот, который лепили бы грубые, нелюбящие руки безразличного человека. Авторы материалов подборки — сотрудники детского дома № 9, выступавшие на научно-практической конференции, прошедшей в апреле прошлого года в Санкт-Петербурге. (Иллюстрации подобраны по теме, фотографии — из разных детских домов России.)
http://www.gorodperm.ru/
http://www.detskidom.info/
http://www.yandex.ru/
http://www.deti.zp.ua/show_
http://lib.druzya.org/
31.10.2001
Детский дом № 2 – одно из старейших образовательных учреждений для детей сирот в городе Перми. В 2000 году он отметил свое 80-летие.
В детском доме живут и воспитываются 85 детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Это дети дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными нуждами. Руководит учреждением директор Елена Ивановна Торопова.
С 1998 по 2001 год детский дом работал в режиме эксперимента. Официально тема эксперимента звучала так: «Социализация и адаптация детей-сирот с проблемами в развитии в окружающий социум через патронатное воспитание». В результате работы 36 детей обрели семью, создано 22 патронатные семьи, 5 из которых готовы к усыновлению ребенка-сироты.
Дети, живущие в патронатных семьях, успешно реализуют себя в процессе обучения, становятся участниками и дипломантами городских и региональных конкурсов, учатся в музыкальных школах, занимаются в спортивных секциях.
Огромная заслуга в этом педагогического персонала детского дома: логопедов, социальных педагогов, воспитателей и др.
В настоящее время завершается строительство многофункционального комплекса, в котором помимо помещений хозяйственно-бытового назначения, будут проводиться лечебно-оздоровительные процедуры для реабилитации детей-сирот.
В число проблем детского дома входят такие, как необходимость в оснащении спортивным и игровым оборудованием, приобретение компьютеров для открытия компьютерного класса для детей школьного возраста и др.
Детский дом располагается по адресу б. Гагарина, 89а.
1.
Аркин А.А. Родителям о
2.
Балашова М.Я., Жукова Т.Н. "Вязание
на машинах".- Минск.: 1994г.
3.
Буянов М.И. Ребенок из
4.
Воспитание детей в неполной
семье. -М.:1980.
5.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в: т.
-М.: 1983, 1984 т.3.4.
6.
Галанина О., Вольман И. Одежда
и трикотаж. -М.: изд. "Легкая индустрия".
1967.
7.
Давыдов В.В. Личности надо
выделять. // С чего начинается
личность? -М.: 1979г.
8.
Дементьева И.Ф. Социальная
9.
Дубровина М.В. Индивидуальные
особенности школьников. -М.: 1975г.
10.
Жукова Т.Н., Балашова М.Я. "Эксплуатация
и ремонт ручных вязальных машин".
// Современное слово. -Минск.: 1998г.
11.
Загулин К.П. Экономика с
12.
Заззо Р. Психологическое
13.
Иванов С.И. Одинокие дети. Записки
детского врача (о воспитании ребят в детском
доме).-М.: Молодая гвардия., 1991.
14.
Кон И.С. Социология личности.
-М.: 1967.
15.
Корлюгова Ю.Н., Ларионов М.Л. Деловые
игры по экономике. Вита-пресс.
-М.:1998.
16.
Корчак Я. Избранные педагогические
произведения. -М.: 1966.
17.
Крупская Н.К. Школьная
18.
Куган Б.А. Социально-трудовая
адаптация детей группы
19.
Ламина Г.М. Развитие речи у
детей в раннем возрасте. -Москва.:
1964.
20.
Лангмейер Й., Матейчек 3. "Психологическая
депривация в детском возрасте"
21.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения
Т1.
22.
МПФ - 4. Техническое описание и
инструкция по эксплуатации
23.
Налоговый кодекс Российской
Федерации. Часть вторая. Официальный
текст по состоянию на 1 ноября
2000. -М.: 2000.
24.
Обуховский К. Психологическая
теория строения и развития
личности. // Психология формирования
и развития личности. -М.: 1981.
25.
Основы дошкольной педагогики / Под
ред. А.В.Запорожца, Т.А.
26.
Петрова В.Т., Белякова И.В. Кто
они, дети с отклонением в
развитии? -М.: 1998.
27.
Попова М.И. Особенности
28.
Преодоление трудностей
29.
Прихотан А.М., Толстых Н.Н. Дети
без семьи. -М. 1990.
30.
Прутченков А.С., Райзенберг Б.А.,
Шемякин Б.П. Рынок? Рынок…Рынок! // Новая
школа. -М. 1994.
31.
Психическое развитие
32.
Рыбиновский Е.М. Возрастные
33.
Словарь практического психолога. // Сост.
С.Ю. Толовин. -Минск.: Харвест. 1997.
34.
Социальная адаптация детей в
школьных учреждения. // Под ред.
Р.В. Тонковой-Ямпольской и др.
-М.: 1980.
35.
Становление. Федеральная
36.
Шульга Т.Н., Олифиренко Л.Я.
«Социальная
адаптация, социализация детей-сирот»
— термины как будто бы понятны,
но как по-разному решают эти задачи
различные детские дома. Давайте
вместе с санкт-петербургским детским
домом № 9, который имеет немало
серьезных практических и теоретических
наработок в этом направлении, постараемся
разобраться в том, что такое социализация
воспитанника детского дома. Только ли
это погружение в работу детей? А там чему
научатся тому научатся. Или это система
мер, работающих на одну цель, — сделать
выпускника детского дома нужным обществу,
принимаемым им, чтобы детдомовец чувствовал
себя комфортно в том социуме, который
принял его и в котором ему жить. Опыт работы
детского дома № 9 г. Санкт-Петербурга
(директор А. В. Ульянов, заслуженный учитель
РФ) вызвал интерес тем, насколько серьезно,
по-научному основательно и даже философски
глубоко педагоги осмысливают свои задачи,
решают их, не умаляя достоинства личности
воспитанника, каким бы он ни был. Пусть
плох исходный материал, талантливый педагог,
сродни мастеру-гончару, сможет вылепить
из него прекрасный сосуд. По крайней мере
он будет лучше, чем тот, который лепили
бы грубые, нелюбящие руки безразличного
человека. Авторы материалов подборки
— сотрудники детского дома № 9, выступавшие
на научно-практической конференции, прошедшей
в апреле прошлого года в Санкт-Петербурге.
(Иллюстрации подобраны по теме, фотографии
— из разных детских домов России.)
Социальная адаптация детей детского дома
Л.
М. Загребельная, О. Ю.
Итальянкина
Человек по-разному откликается на изменения в социальных условиях своего существования в зависимости от особенностей той среды, в которой он существует. Адаптационные процессы идут постоянно, так как постоянно происходят изменения как вокруг человека, так и в нем самом. Под социальной адаптацией принято понимать «активное освоение личностью или группой лиц новой социальной среды», которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.
Непосредственной социальной средой личности
могут быть различные социальные группы
— семья, учебный или производственный
коллектив, друзья и др. Для многих детей
в нашей стране такой социальной средой
становится детский дом. Многочисленные
исследования последних лет показывают
наличие серьезных и сложных проблем в
социальной адаптации выпускников детских
домов.
Перед коллективом воспитателей детского
дома стоят задачи: не только помочь
ребенку адаптироваться в новой
для него обстановке, но и так
организовать жизнь воспитанников,
чтобы, выйдя из детского дома, они чувствовали
себя социально защищенными и психологически
готовыми к взрослой самостоятельной
жизни.
Ограниченное, преимущественно групповое
общение со взрослыми на самом
деле не предоставляет ребенку
Такого богатства и
То, что в семье дается ребенку
стихийно, без специально обозначенных
усилий родителей, воспитанник детского
дома может получить лишь ценой огромной
целенаправленной работы педагогов и
специалистов детского дома.
Некоторые аспекты социальной адаптации подростков (10—15 лет) в детском доме
И.
И. Шевченко, к. п. н.
Стержневой
проблемой общественного
Важным средством в социальной
адаптации воспитанников
Острота проблемы связана и с тем, что внешкольная деятельность подростка в 11-15 лет под руководством квалифицированного специалиста не должна сводиться к сугубо воспитательной функции. Причина: дети этого возрастного периода достигли такой стадии психофизиологического развития, при которой на первый план выходит стремление расширить свой социальный опыт, наступил период формирования самооценки, конкретизации требований к самому себе, поиска выхода из конфликтных ситуаций и пр. То есть наступило время становления системы социальных отношений с окружающими людьми, среди которых наибольшая ценность не слово воспитателя и руководителя кружка, а мнение ровесников и возможность самоутверждения.
Общепризнано несколько
а) восприятие индивидом информации на уровне эмоций, знаний, умений, навыков,
б)
интуитивное соотнесение
в) осознание ценностных ориентаций и формирование установки на действие, рождение понятия «идеал»,
Информация о работе Социальная адаптация, социализация детей-сирот