Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:11, дипломная работа
«Социальная адаптация, социализация детей-сирот» — термины как будто бы понятны, но как по-разному решают эти задачи различные детские дома. Давайте вместе с санкт-петербургским детским домом № 9, который имеет немало серьезных практических и теоретических наработок в этом направлении, постараемся разобраться в том, что такое социализация воспитанника детского дома. Только ли это погружение в работу детей? А там чему научатся тому научатся. Или это система мер, работающих на одну цель, — сделать выпускника детского дома нужным обществу, принимаемым им, чтобы детдомовец чувствовал себя комфортно в том социуме, который принял его и в котором ему жить. Опыт работы детского дома № 9 г. Санкт-Петербурга (директор А. В. Ульянов, заслуженный учитель РФ) вызвал интерес тем, насколько серьезно, по-научному основательно и даже философски глубоко педагоги осмысливают свои задачи, решают их, не умаляя достоинства личности воспитанника, каким бы он ни был. Пусть плох исходный материал, талантливый педагог, сродни мастеру-гончару, сможет вылепить из него прекрасный сосуд. По крайней мере он будет лучше, чем тот, который лепили бы грубые, нелюбящие руки безразличного человека. Авторы материалов подборки — сотрудники детского дома № 9, выступавшие на научно-практической конференции, прошедшей в апреле прошлого года в Санкт-Петербурге. (Иллюстрации подобраны по теме, фотографии — из разных детских домов России.)
Если
обозначить такой подход в медицинской
парадигме, то можно говорить о сиротстве
как о хронической болезни, в
случае которой организм оказывается
неспособным к самостоятельному
функционированию без поддержки
извне в виде лекарственных средств
и щадящего режима.
Однако
в современной медицине, особенно
в психотерапии и клинической
психологии, все больше внимания уделяется
уже не патогенным, а защитным факторам,
противодействующим заболеванию или
дезадаптации. Центр тяжести смещается
с лечения на профилактику, т.е. на усиление
возможностей организма, а не на устранение
уже произошедшего сбоя. Развитие при
таком подходе понимается не как приспособление
или восстановление нарушенного равновесия,
а как нарушение ранее сложившегося равновесия
за счет появления новых качеств и возможностей.
Рассматривая
ситуацию сиротства как стрессовую
необходимо учитывать принципиальной
важности факт состоящий в том, что
любая стрессовая ситуация способна
пробуждать личностные ресурсы и
таким образом способствовать формированию
продуктивных механизмов совладения с
жизненными трудностями. Механизмы эти
не универсальны и не могут быть предложены
в качестве одинаковых для всех образцов
поведения в социуме, что, очевидно, заложено
в систему воспитания в детских домах.
Это обстоятельство приводит к тому, что
воспитанники детского дома характеризуется
некоторой "унифицированностью"
личностной структуры, отсутствием индивидуальных
стратегий поведения в различных жизненных
ситуациях. Отсутствие гибких стратегий
поведения в тех ситуациях, когда имеющиеся
стратегии оказываются неэффективными,
вызывает агрессивное и деструктивное
поведение, которое может быть направлена
как во внешний мир, так и на собственную
личность.
1.5.
Трудности социализации
детей-сирот.
В
процессе социализации решаются три
группы задач: адаптация, автомизация
и активизация личности. Решение
этих задач, по сути противоречивых и
в тоже время диалектически единых,
существенно зависит от многих внешних
и внутренних факторов.
Социальная
адаптация предполагает активное приспособленние
индивида к условиям социальной среды,
а социальная автомизация - реализацию
совокупности установок на себя; устойчивость
в поведеннии и отношениях, которая соответствует
представлению личности о себе, ее самооценке.
Решение задач социальной адаптации и
социальной автомизации регулируется
кажищимися противоречивыми мотивами
"Быть со всеми" и "Оставаться самим
собой". В тоже время человек с высоким
уровнем социальности должен быть активным,
т.е. у него должна быть сформирована реализуемая
готовность к социальным действиям.
Процесс
социализации (включения ребенка
в систему социальных отношений),
даже при благоприятным стечением
обстоятельств, разворачивается неравномерно
и может быть чреват рядом сложностей,
тупиков,требующих совместных усилий
взрослого и ребенка. Если сравнить процесс
социлизации с дорогой, по которой должен
пройти ребенок из мира детства в мир взрослых,
то она не везде выложена ровными плитами
и не всегда сопровождается четкими дорожными
указателями, на ней есть участки с оврагами
и сыпучими песками, шаткими мостиками
и развилками.
Под
трудностью социлизации понимается
комплекс затруднений ребенка при
овладении той или иной социальной
ролью. Чаще всего причинми возникновения
этих трудностей является несоответствие
требований к ребенку в процессе его взаимоотношений
с социумом и готовности ребенка к этим
отношениям.
Трудности
овладения социальной ролью возникают
чаще всего тогда, когда ребенок
не информироан об этой роли, либо информация
носит ложный характер, либо у ребенка
нет возможностей попробовать себя в данной
роли (отсутствуе условий для социальных
проб).
Трудности
социлизации могут быть связаны
и с тем, что внутри социума
наблюдается "размытость" образов
ролевого поведения (например, стираются
границы между представлениями об уверенности
и агрессивном поведении, между мужским
и женским образом жизни).
В
связи с этим у ребенка периодически
с необходимостью встает задача самоопределения,
как по поводу содержания самой социальной
роли, так по поводу способов ее воплощения.
В
условиях воспитания в детском доме
трудности, с которыми сталкивается
ребенок в процессе социализации,
удваивается. Это происходит потому,
что сама организация жизнеспособности
детей в детском доме устроена
таким образом, что у ребенка формируется
преимущественно только одна ролевая
позиция - позиция сироты, не имеющего
поддержки и одобрения в социуме. Эта роль
удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой
позиции и блокирует проявление потенциальных
возможностей.
Иными
словами, воспитанники детского дома,
выходя за его порог, умеют "быть сиротой",
т.е. надеяться на покровительство, обладают
"выученной беспомощностью", не подозревая
о том, что можно опереться на собственные
внутренние ресурсы.
У
детей практически нет
В
детском доме жестко регламентирован
режим проживания (когда следует
вставать, принимать пищу, играть, учиться,
спать и т.д.), не позволяющий учитывать
индивидуальные особенности ребенка.
Таким
образом, условия проживания ребенка
в детском доме не дают ему возможности
самостоятельно регулировать ритм и
частоту контактов со средой в
соответствии с динамикой собственных
потребностей. Это может приводить
к затруднениям в формировании способностей.
Это может приводить к затруднениям в
формировании способностей к осознанию
собственных актуальных состояний. Такой
ребенок с трудом будет отвечать на такие
важные для развития самоопределения
вопросы, как: "чего я сейчас хочу?",
"какой я сейчас?". В качестве компенсаторного
механизма в данном случае начнет функционировать
психологического слияния со средой ("Я
хочу того, чего хотят от меня другие"),
что ведет к утрате границ собственного
"Я".
Постоянное
включение ребенка в систему
вынужденных контактов размывает границы
личного пространства, что делает принципиально
невозможным уход ребенка в собственный
мир для восстановления психоэмоционального
ресурса.
Для
детей с инвертированной
Организация
жизни в детском доме задает ребенку
четко очерченные социально-ролевые позиции
(ученика воспитанника). Ограничен как
сам набор этих ролей, заданных извне,
так и вариативность действий внутри этих
ролей. Находясь, длительное время только
в рамках этих позиций, ребенок теряет
возможность к проявлению индивидуальности
и свободному самовыражению, что и не позволяет
ему в конечном итоге обрести опору в самом
себе. Для овладения всем спектром собственной
"самостоятельности" ребенку необходимо
освоение ролевых ролей, которые задаются
ситуацией свободного спонтанного взаимодействия,
где снимается страх оценки, страх несоответствия
и провоцируются творческие потенции.
В
детском доме игровая деятельность
детей организуется воспитателями
и чаще всего носит тот же регламентированный
характер. Большинство между взрослым
и ребенком, где взрослый задает правила
игры, сюжет, распределение ролей и сам
вступает в качестве оценивающей фигуры,
владеющей критериями для определения
результатов игры. Присутствие воспитателя,
выступающего в роли арбитра, смещается
мотив игры с процесса на результат, выхолащивая
смысл играния, фактически превращая его
в обычную обучающую процедуру.
Застреванию
ребенка в инфантильной позиции
способствует особый тип взаимодействия
с ним взрослых (воспитателей, педагогов),
преобладающий в большинстве детских
домов. Такой тип взаимоотношений может
быть обозначен как чередование опеки
и подавления.
В
одном случае при контакте с ребенком
у воспитателя преобладает
Такой
стиль взаимодействий может восприниматься
педагогами как проявление милосердия,
гуманистического подхода в воспитании
компенсации недостатка эмоционального
тепла и т.п. Однако все это ведет к вытеснению
негативных чувств (главным образом агрессии)
при естественном недовольстве результатом,
полученным ребенком, а вытесненная агрессия
по всем психодинамическим законам, в
конце концов наедет ту или иную форму
проявления - от психосоматических симптомов
до реального неконтролируемого поведения
самого воспитателя. Ребенок же застревает
в инфантильной эгоцентричной позиции.
При смене данного типа отношений на противоположный,
например, отношения доминирования взрослого,
возрастает критика действий ребенка
и тотальное подавление любой инициативы.
Смена отношений с тотального умиления
на тотальное подавление неизбежно создает
своеобразные качели, что поражает эмоциональную
и когнитивную зависимость ребенка-сироты
от значимого взрослого в детском доме.
Условия
организации жизни деятельности
детей в детских домах создают
внешние трудности для успешной
социализации, однако, у данной группы
детей существуют внутренние трудности,
которые связаны с особенностями их психического
развития.
Наиболее
серьезным следствием сиротства
является утрата "базового доверия
к миру", без которого становится
принципиально невозможным
Без
этих новообразований ребенок не
может стать собственно субъектом
межличностных отношений и
Слияние
блокирует, а иногда делает вовсе
невозможным развитие автономности
ребенка, его инициативности и ответственности
за свое поведение. Слияние возможно с
конкретным человеком (воспитатель, родитель,
учитель и т.д.), а также с группой людей
(хорошо известное детдомовское "мы").
В более поздних возрастах действие этого
механизма может провоцировать формирование
алкогольной, наркотической или токсикологической
зависимости.
Можно
предположить, что утрата базового
доверия к миру, неизбежно возникающая
у детей, воспитывающихся в условиях
депривации, как следствие разрушения
телесного, зрительного и звукового контактов
с матерью, может быть восстановлена за
счет инициации и деформирования скрытых
механизмов развития личности, лежащих
в познавательной сфере.
Трудности
социализации, как правило, порождают
гипертрофированную адаптированность
к социальным процессам, т.е. социальный
конформизм или гипертрофированную автономность,
т.е. полное неприятие норм отношений,
складывающихся в социуме.
Вследствие
последствий аномальной социализации
необходимо назвать такие явления,
как социальный аутизм (отстранения от
окружающего мира), отставание в социальном
развитии.
Причины
возникновения трудностей вхождения
ребенка в систему социальных
отношений могут быть самые различные,
но, прежде всего ни связаны с
неадекватным восприятием детьми-сиротами
тех требований, которые предъявляет окружающий
социум.
Критериями
преодоления этих трудностей могут
быть сведущие:
1.
Готовность к адекватному
Информация о работе Социальная адаптация, социализация детей-сирот