Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:11, дипломная работа
«Социальная адаптация, социализация детей-сирот» — термины как будто бы понятны, но как по-разному решают эти задачи различные детские дома. Давайте вместе с санкт-петербургским детским домом № 9, который имеет немало серьезных практических и теоретических наработок в этом направлении, постараемся разобраться в том, что такое социализация воспитанника детского дома. Только ли это погружение в работу детей? А там чему научатся тому научатся. Или это система мер, работающих на одну цель, — сделать выпускника детского дома нужным обществу, принимаемым им, чтобы детдомовец чувствовал себя комфортно в том социуме, который принял его и в котором ему жить. Опыт работы детского дома № 9 г. Санкт-Петербурга (директор А. В. Ульянов, заслуженный учитель РФ) вызвал интерес тем, насколько серьезно, по-научному основательно и даже философски глубоко педагоги осмысливают свои задачи, решают их, не умаляя достоинства личности воспитанника, каким бы он ни был. Пусть плох исходный материал, талантливый педагог, сродни мастеру-гончару, сможет вылепить из него прекрасный сосуд. По крайней мере он будет лучше, чем тот, который лепили бы грубые, нелюбящие руки безразличного человека. Авторы материалов подборки — сотрудники детского дома № 9, выступавшие на научно-практической конференции, прошедшей в апреле прошлого года в Санкт-Петербурге. (Иллюстрации подобраны по теме, фотографии — из разных детских домов России.)
Чехословацкие
психологи Й.Лангмейер и З.
Специфические
условия жизни в детском доме
часто обуславливаются отставанием
в психическом развитие детей по ряду
существенных параметров. В раннем возрасте
у детей отмечается апатичность, отсутствующая
у их ровесников из семьи; она выражается
в безынициативности и эмоциональной
невыразительности детей. Они медленнее
овладевают речью[19.27]. А отставание в становлении
вербальной функции неблагоприятно сказывается
на развитии ранних форм мышления на контактах
ребенка с окружающими людьми, словом,
обнаруживается во всех сферах, где психическая
деятельность опосредуется словом.
У
этих детей уже общий обзор, они
не знакомы со многими элементарными
бытовыми предметами, явлениями окружающего
мира, хорошо известными каждому дошкольнику,
живущему в семье. Обедненность чувственной
среды ведет к тому, что у
воспитанников наблюдается существенное
отставание в развитии наглядно - образного
мышления, которое наиболее интенсивно
формируется в дошкольном детстве, являясь
необходимым фундаментом для полноценного
овладения школьной программой. У многих
воспитанников выявлено значительное
недоразвитие способности произвольно
управлять своим поведением, самостоятельно
выполнять правило при отставании контроля
со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности,
неорганизованности, ситуативности поведения.
Е.И.Афанасенко и И.А.Капров во вступительной
статье к сборнику "Пять лет школ - интернатов"
(1961) справедливо замечают, что в школе
интернате реально опасность развить
у детей некое моральное иждивенчество,
привычку жить по указке, "чужим умом".
Постоянное пребывание в кругу сверстников,
шум, досуг, спланированный и организованный
взрослыми, редкие минуты уединения вызывают
нервное переутомление, повышенную возбудимость.
К
сожалению, в психологической литературе
очень мало публикаций с анализом
особенностей развития детей в закрытых
детских учреждениях. Поэтому непреходящее
значение для изучения как практических,
так и теоретических проблем воспитания
детей в этих учреждениях, имеют работы
Я.Корчака. еще в 20-х годах Н.К.Крупская
писала: "Я думаю,… что каждому педагогу
надо прочесть "Как любить детей".Книга
эта способна заставить задуматься над
очень многими вопросами, заставить по
внимательнее присмотреться к очень многим
явлениям жизни детских домов повнимательнее
отнестись к психике живущих в них ребят"[16].
Именно Я.Корчак столь определенно сформулировал:
детей нет - есть люди, но с иным запасом
опыта, иными впечатлениями, игрой чувств,
и мы их незнаем. Он советовал воспитателю
не верить как педагогике запретов и долженствования,
так и сентиментальному учению о том, что
детские болезни исцеляются только любовью
и терпением воспитателя. Внимательно
наблюдая за детьми, Корчак пришел к выводу,
что в воспитательных учреждениях необходимо
прежде всего организовать жизнь детей.
В
нашей стране сразу после революции
усилие правительства были направлены,
в первую очередь на помощь детям. 20 декабря
1917 года Наркомпрос опубликовал декларацию
"О дошкольном воспитании, где говорилось
о значении общественного воспитании
детей с первых месяцев жизни. Педагоги
воспитатели стремились спасти жизнь
каждого подкидыша, беспризорника, дать
детям образование и "путевку в жизнь".
У нас в стране в первые в мире была создана
государственная система воспитания детей,
начиная с раннего возраста. Хорошо известен,
хотя еще недостаточно изучен и уж совсем
мало внедряется в практику, опыт работы
А.С.Макаренко.
Еще
А.К.Крупская отмечала, что "женщина
- работница" не может еще оценить
всех благ общественного воспитания.
Материнское чувство заставляет
ее желать собственного воспитания детей".
В
детском саду дети находятся среди
сверстников, старших и младших, общения
с которыми благоприятно для становления
социально цельных сторон личности, для
воспитания у них коллективизма. Однако
особенности воспитания в детских учреждениях
и его влияния на развитие ребенка, нуждаются
в специальном изучении, например, пристального
внимания заслуживает например, уже первоначальный
период поступления ребенка из семьи в
детское учреждение. В первое время после
прихода в ясли или детский сад дети испытывают
трудности привыкания к новым условиям:
у них происходит социальная адаптация.
Исследования медика - биологического
характера показали, что при этом у детей
начинается глубокая перестройка функционирования
всех систем функционирования организма[34].
У некоторых детей социальная адаптация
идет очень болезненно и длительно.
Особенно
сложен для ребенка переход из
детского дома в школу - интернат, который
сопровождается резким изменением всех
сторон его жизни, сто значительно
усложняет и замедляет не только
процесс адоптации школьному
обучению, но и психическое развитие в
целом.
В
нашей стране мы имеем одно из наиболее
серьезных психологических
И.В.Дубровина
и М.И.Лисина прежде всего изучали
особенности общения детей со взрослыми
и сверстниками. При этом они основывались
на том значении, которое предается в советской
психологии общению как основному контексту
"социального присвоения" детьми
общественно - исторического опыта человечества.
Кроме того, они учитывали, что различие
в воспитании детей в семье и вне семьи
связаны, прежде всего, и больше всего
с разницей в их общении с окружающими
людьми. Чем младше ребенок, тем большее
значение приобретает его общение со старшими,
поскольку тем сильнее оно опосредствует
все остальные связи ребенка с миром. Исследования
Н.М.Неупокоева (1980) свидетельствуют, что
даже поступившие в детский дом из самой
не благополучной семьи более коммуникативные
и восприимчивы к воздействию взрослых,
чем дети, совсем незнающие семьи.
По
мере взросления детей все более
важное место в их жизни завоевывает
их общение со сверстниками. В закрытых
учреждениях ребенок пребывает
в группе своих сверстников постоянно.
Если в семье обычно имеются два
- три ребенка разного возраста,
то в закрытых учреждениях в одной группе
бывает от 10 - 12 до 25 воспитанников одного
и того же возраста.
По
этому становление дружеских
отношений у воспитанников
"Рядом
с ребенком, где бы он не
находился - в полной семье, неполной,
в детском учреждении любого типа, - должен
быть человек, который мог бы с самого
раннего возраста замечать и "оценивать"
его первые успехи в жизни. Умный и добрый
воспитатель в принципе может организовать
с малышом тесные доверительные отношения,
полностью обеспечивающие глубокое удовлетворение
социальных потребностей ребенка и его
гармоническое развитие. Но не редко воспитателю
на много труднее наладить личные эмоциональные
связи со своим подопечным, чем матери:
в его группе слишком много детей, он проводит,
сними лишь часть дня и т.д. А это ведет
к серьезным нарушениям в психическом
и личностном развитии ребенка".
Чехословацкие
авторы справедливо отмечают, что
кто-то должен радоваться первой улыбке
ребенка, его первым шагам, первым словам,
давать определенный смысл его изобретениям
и открытиям[4]. Без этого ребенку будет
очень трудно не только физически, но и
морально. Он будет меньше знать и уметь,
нежели его сверстники, имеющие радом
таких взрослых, будет ограничен в самой
важной способности, - учиться[9].
Было
бы крайне полезно прислушаться также
к голосу мудрых педагогов и врачей,
утверждающих, что связи персонала
с детьми в детских учреждениях
"не имеют и не должны иметь
характер семейных", что воспитание
вне семьи не следует строить как имитацию
воспитания в семье, как его ухудшенный
вариант. Любая имитация человеческих
отношений приносит вред формированию
личности ребенка. И.В.Дубровина и М.И.Лисина
считают, что нужно найти свойственные
только ему (воспитанию детей вне семьи)
качественную специфику, которая бы обеспечивала
благоприятное эмоциональное самочувствие
и развитие способностей каждого ребенка,
осознание им своей индивидуальности
и нужности людям[31].
У
детей, воспитывающихся вне семьи,
в сфере общения обнаруживаются существенные
различия воспитание ребенка в семье и
вне ее, но, несомненно одна из основных.
А главная, общение - фактор, который определяет
многие вторичные различия, его дефицит
порождает отставание или отношение в
психическом развитии.
К
сложнейшим проблемам психологии общения
относится вопрос о коммуникативных
потребностях. Характер потребностей
решающим образом определяет поведение
ребенка при общении с людьми,
динамику и, главное, содержание развертываемой
им деятельности.
Ранее
и дошкольное детство, в крайне не
благополучной семье или доме
ребенка, а затем в детском
доме, безусловно, оказывает влияние
на особенности формирования личности
ребенка. Общение воспитанников
со взрослыми и друг с другом,
содержание и формы взаимоотношений,
сложившиеся в детском доме, во многом
определяют особенности формирования
одного из центральных формирований личности
- образа Я ребенка, его отношения к себе
и представления о себе.
Общение
со взрослыми, являясь общественным
фактором общего важнейшего развития
ребенка, на каждом возрастном этапе имеет
свои специфические особенности, обнаруживающиеся
в содержании общения и его значении для
формирования личности. Эффективность
общения подростков со взрослыми связанно
прежде всего с тем, что оно дает такие
знания, которые необходимы им для будущей
самостоятельной жизни. К.Маркс писал,
что "развитие индивида обусловлено
развитием всех других индивидов, с которыми
он находится в прямом или косвенном общении,
и сто различные поколения индивидов,
вступающие в отношение друг с другом,
связаны между собой, что физическое существование
позднейших поколений определяется их
предшественниками, что эти позднейшие
поколения наследуют накопленные предшествовавшие
поколения производительные силы и формы
общения"[21].
1.3.
Специфические особенности
формирования личности.
В
плане изучения специфических особенностей
формирования Личности ребенка воспитывающегося
вне семьи имеют не мало важное
значения его стремления, желания, надежды,
профессиональные и другие намеренья,
т.е. его отношение к своему будущему. Одна
из обязательных потребностей человека
- определения своего места в жизни, осознание
своей личной значимости, собственного
Я. Многие психологи подчеркивают, что
развитию личности прежде всего способствуют
осуществлению задач будущего "Направленность
личности на чрезмерно конкретное будущее
может с большой долей вероятности вызвать
развитие депрессивного состояния - либо
в результате недостижимости цели, поставленной
в столь конкретной форме, либо в следствии
внутренней опустошенности после достижения
узенькой мечты жизни[24]."
На
каждом возрастном этапе жизни ребенок
требует особого подхода. Переход
от одного возрастного этапа к
другому характеризуется прежде
всего сменой ведущей деятельности
и возникновением на базе этого новых
личностных образований, с которыми связаны
все другие особенности данного периода
развития[5]. В подростковом возрасте формируются
такие психологические новообразования,
как подсознательная регуляция своих
поступков, умение учитывать чувства,
интересы, желание и характер других людей
и ориентироваться на них при организации
своего поведения. Но эти новообразования
не возникают сами по себе, они - результат
обучения и воспитания ребенка на предшествующих
ступенях онтогенеза. Для того, чтобы ребенок
мог учитывать в своем поведении чувства,
интересы и желания других людей, он должен
научиться сначала сопереживать близким,
окружающим его.
1.4.
Особенности социализации
детей - сирот.
Рассматривая
особенности социализации детей
сирот, необходимо разобраться прежде
всего в наиболее общих подходах к этому
явлению.
Под
социализацией понимают процесс
становления человека в системе
социальных отношений как компонента
этой системы, то есть человек становится
частью социальной общности, какой - либо
группы людей, организации. При этом
происходит усвоение им элементов культуры,
социальных норм и ценностей, на основе
которых формируется качества личности.
Для
человека социальные отношения является
той средой, в которой он реализует
свои потребности, где он приобретает
главные черты, отличающие его от
других обитателей Земли.
Информация о работе Социальная адаптация, социализация детей-сирот