Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:11, дипломная работа
«Социальная адаптация, социализация детей-сирот» — термины как будто бы понятны, но как по-разному решают эти задачи различные детские дома. Давайте вместе с санкт-петербургским детским домом № 9, который имеет немало серьезных практических и теоретических наработок в этом направлении, постараемся разобраться в том, что такое социализация воспитанника детского дома. Только ли это погружение в работу детей? А там чему научатся тому научатся. Или это система мер, работающих на одну цель, — сделать выпускника детского дома нужным обществу, принимаемым им, чтобы детдомовец чувствовал себя комфортно в том социуме, который принял его и в котором ему жить. Опыт работы детского дома № 9 г. Санкт-Петербурга (директор А. В. Ульянов, заслуженный учитель РФ) вызвал интерес тем, насколько серьезно, по-научному основательно и даже философски глубоко педагоги осмысливают свои задачи, решают их, не умаляя достоинства личности воспитанника, каким бы он ни был. Пусть плох исходный материал, талантливый педагог, сродни мастеру-гончару, сможет вылепить из него прекрасный сосуд. По крайней мере он будет лучше, чем тот, который лепили бы грубые, нелюбящие руки безразличного человека. Авторы материалов подборки — сотрудники детского дома № 9, выступавшие на научно-практической конференции, прошедшей в апреле прошлого года в Санкт-Петербурге. (Иллюстрации подобраны по теме, фотографии — из разных детских домов России.)
д) осмысление и оценка своей собственной социальной деятельности, связанные с осознанием такого понятия, как норма поведения.
Над поведением воспитанника целенаправленно
работают педагогические коллективы детского
дома, школы и др. Но совершенно уникальную
роль в деле адаптации подростка к современным
жизненным условиям и освоения житейских
норм поведения, формирования достойных
взаимоотношений с окружающими его людьми
выполняет система внешкольного образования
с ее разнообразной деятельностью в кружках
и объединениях по интересам. Именно в
них подросток реализует свой творческий
потенциал: шить или вязать, читать или
ремонтировать электробытовую технику,
петь или танцевать, заниматься столярным
или слесарным делом, лицедействовать
или делать первые практические шаги в
области зоологии, биологии и т. д. Кружки
и объединения по интересам оказываются
нишей, куда воспитанник приходит освобожденным
от отрицательного опыта, от тяжелых проблем,
которые одолевают его в повседневности.
Именно здесь, в кружках, наиболее легко
и ненавязчиво, без излишнего менторства,
воспитанник усваивает нормы общественно
значимого поведения, устанавливает и
усваивает границы индивидуального «я»,
которое служит осуществлению целей общества.
Он учится критически оценивать и осмыслять
не только поведение окружающих, но в первую
очередь себя, свои поступки, соотносить
их в конечном счете с потребностями того
социума, в котором он живет.
Что окажет наиболее сильное впечатление
на подростка, воспитанника детского дома,
какое сочетание внутренних и внешних
факторов станет доминирующим в формировании
личности — зависит от взрослых, руководителей
и воспитателей секций внешкольного образования
и воспитания.
Социализация детей-сирот через игровую деятельность
К.
Р. Мелконян
Для
эффективной социализации детей-сирот
необходимо активизировать разнообразные
поиски как теоретического, так и
практического характера по внедрению
инновационных концепций
Для специального образования подобный
девиз является актуальным, так как
детей и подростков, имеющих нарушения
в здоровье, поведении и являющихся
основным контингентом детских домов
и интернатов, называют «проблемными».
В этой связи сегодня востребован воспитатель,
способный к сотрудничеству с воспитанниками,
которых необходимо подготовить к самостоятельной
жизни.
Эффективной технологией социализации
детей-сирот, на наш взгляд, являются интерактивные
технологии (от англ. intегасtion — взаимодействие),
к ним можно отнести имитационные игры.
В них в воображаемых условиях реализуется
определенная деятельность, возникают
представления о вымышленном персонаже,
действующем по игровому сценарию.
В каждой имитационной игре создается
объект игрового моделирования, в качестве
которого может быть любая жизненная
коллизия из будущей самостоятельной
жизни воспитанников детских
домов. Например, «первый день в новом
трудовом коллективе», «поездка в другой
город к другу», «открытие счета в банке»,
«оформление кредита в ипотечном банке»,
«конфликт в коммунальной квартире» и
т. д.
Игра позволяет как бы «прожить»
определенную ситуацию, изучить ее
в непосредственном действии, спроектировать
и оценить свои решения. В игре дети чувствуют
себя привычно, так как это их любимый
вид деятельности, и свободно высказываются,
спорят, дискутируют. К сожалению, часто
можно наблюдать другую картину: взрослый
эмоционально, ярко, убежденно что-то говорит
подростку, а тот молчит. И мы, воспитатели,
с чувством исполненного долга остаемся
в надежде, что наша «беседа» пойдет на
пользу подростку. К слову сказать, подросток
также доволен собой. Он вел себя хорошо,
не дерзил, не валял дурака и т. д.
В игре же активность детей не только
сопоставима с активностью
Трудолюбие — элемент духовной, интеллектуальной жизни
Н.
П. Лебедева
Что такое человек? Чем отличается от животных? Древнегреческий философ Платон так отвечал на этот вопрос: «Человек — это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет после Платона французский физик и математик Б. Паскаль сказал об этом суждении философа: «Человек без ног все же человеком остается, а петух без перьев человеком не становится».
Великие мыслители пришли к выводу,
что самый важный признак человека
— это то, что он существо социальное.
Дитя человека после рождения —
самое неприспособленное к
В детский дом поступают дети
в основном из неблагополучных семей,
у которых уже сформировался
определенный образ жизни, в основном
отрицательный. По этой причине появляются
большие трудности в учебно-воспитательном
процессе.
Что такое учебно-воспитательный процесс?
Воспитание в широком смысле —
многогранный процесс постоянного
духовного обогащения и обновления
и тех, кто воспитывается, и тех,
кто воспитывает.
Находясь в детском доме, дети
живут в большом коллективе, и
работники детского дома (воспитатели,
педагоги, психологи) должны создать
все условия для того, чтобы
ребенок чувствовал себя любимым
и уверенным в жизни. Это большая
ответственность за каждого ребенка,
за его убеждения, за активное место в
жизни.
Неоднократно подчеркивается озабоченность
по поводу проблем в воспитании молодежи
и особенно в воспитании детей
детского дома.
В становлении личности, формировании
жизненной позиции очень многое
зависит, в какой мере и как конкретно
готовится молодой человек к взрослой
самостоятельной жизни.
Большие трудности возникают в
обучении с воспитанниками, имеющими
диагноз — задержка психического
развития (ЗПР). Недостаток знаний и
представлений об окружающей действительности
сочетается с отсутствием опоры на жизненный
опыт с незначительной познавательной
активностью. Это и приводит к основным
проблемам в воспитании детей.
Воспитание и обучение неразрывно
связаны между собой. Воспитание
в труде — это прежде всего
воспитание любви к труду.
Первый шаг — предельное сближение
труда умственного и
Заставить трудиться умственно очень
трудно, заставить трудиться физически
значительно легче. Сочетание физического
и умственного труда является решающим
средством воспитания трудолюбия.
У тех детей в детском доме,
которым удалось привить
Постинтернатная адаптация выпускников детского дома
Т.
П. Евсеева
На базе детского дома № 9 продолжает функционировать Молодежный центр постинтернатной адаптации выпускников. Он не имеет собственного финансирования и финансируется детским домом, пользуясь услугами служб сопровождения детского дома. Со всеми воспитанниками заключен контракт, в котором оговорены условия проживания, права и обязанности воспитанников.
В Молодежном центре проживает 16 воспитанников,
все они студенты вузов, колледжей,
лицеев. Важнейшим условием Молодежного
центра является взаимодействие с руководителями
учебных заведений. Для успешной
учебы выпускников чаще всего
необходим постоянный контроль за посещением
занятий.
Была наложена двусторонняя связь
со всеми деканатами, где учатся
воспитанники. Замечена одна особенность:
воспитанники не хотят, чтобы их сверстники
в учебном заведении знали, что
они из детского дома, не желают предстать
в новом коллективе в статусе сироты. В
Молодежном центре проживают воспитанники,
которые уже выбрали себе профессию. Правильно
или нет сделали выбор, покажет время.
Однако уже сейчас есть разочарования,
сомнения. Так, например, воспитанник Молодежного
центра Петр П., студент 2-го курса Университета
путей сообщения, зимнюю сессию сдал только
на хорошие оценки. Несмотря на то, что
учится он старательно, в своей будущей
профессии разочарован, так как не смог
поступить в институт, в котором хотел
учиться (Институт менеджмента). Константин
К. в прошлом году закончил лицей Петербургской
моды, получил хорошую профессию портного-закройщика,
которая в жизни ему очень пригодится,
но работать по специальности не собирается.
В этом году он продолжил образование
в педагогическом колледже.
От того, какие взрослые окружают
воспитанника сегодня, зависит его
судьба: научиться ли он самостоятельно
принимать решения, а потом осуществлять
их, будет ли он осваивать нравственные
нормы или захочет разрушить
их. Для того чтобы легче справиться
с этими проблемами, в группе ежедневно
проводятся индивидуальные беседы, беседы
с небольшой группой в 2-3 человека, а также
различные тематические беседы, обсуждения
статей.
Наиболее важным аспектом работы с
детьми-сиротами является создание условий,
приближенных к домашним, формирование
навыков общения. У воспитанников наблюдаются
проблемы не только в общении со сверстниками,
но и в общении со взрослыми.
Общение педагогов с воспитанниками
Молодежного центра на равных, с
полным уважением к ним, к их праву иметь
свое собственное мнение создает ситуацию
доверительного общения, что позволяет
лучше узнать собеседника. Прав был педагог
К. О. Ушинский, сказав: «Если педагог хочет
воспитать человека во всех отношениях,
он должен прежде узнать его тоже во всех
отношениях». Позиция воспитателя, построенная
на уважении к личности воспитанника,
позволяет избежать отчуждения. Нужно
постараться понять молодого человека,
почувствовать происходящую в нем внутреннюю
работу, подсказать пути решения возможных
внутренних и внешних конфликтов, обратив
его к его же лучшим качествам, которые
он должен задействовать для своего успешного
становления в жизни. А совместно разобравшись
во всем, можно применить и требовательность,
она не будет воспринята как нудное домогательство,
теперь вы работаете вместе с воспитанником
на его успех.
В группе в сентябре 2001 года была создана
система самоуправления.
XX век подарил разные формы
самоуправления, но ни одна не
стала универсальной, т. к.
Информация о работе Социальная адаптация, социализация детей-сирот