Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:11, дипломная работа
«Социальная адаптация, социализация детей-сирот» — термины как будто бы понятны, но как по-разному решают эти задачи различные детские дома. Давайте вместе с санкт-петербургским детским домом № 9, который имеет немало серьезных практических и теоретических наработок в этом направлении, постараемся разобраться в том, что такое социализация воспитанника детского дома. Только ли это погружение в работу детей? А там чему научатся тому научатся. Или это система мер, работающих на одну цель, — сделать выпускника детского дома нужным обществу, принимаемым им, чтобы детдомовец чувствовал себя комфортно в том социуме, который принял его и в котором ему жить. Опыт работы детского дома № 9 г. Санкт-Петербурга (директор А. В. Ульянов, заслуженный учитель РФ) вызвал интерес тем, насколько серьезно, по-научному основательно и даже философски глубоко педагоги осмысливают свои задачи, решают их, не умаляя достоинства личности воспитанника, каким бы он ни был. Пусть плох исходный материал, талантливый педагог, сродни мастеру-гончару, сможет вылепить из него прекрасный сосуд. По крайней мере он будет лучше, чем тот, который лепили бы грубые, нелюбящие руки безразличного человека. Авторы материалов подборки — сотрудники детского дома № 9, выступавшие на научно-практической конференции, прошедшей в апреле прошлого года в Санкт-Петербурге. (Иллюстрации подобраны по теме, фотографии — из разных детских домов России.)
План:
Введение.
I.
Психологическое развитие
1.Причины
отставания в развитии и
2.
Специфические особенности
3.
Понятие социальной адаптации.
4.
Особенности социализации
5.
Трудности социализации детей
- сирот.
6.
Развитие способности
7.
Программа "Становление", как
важное звено в подготовке
воспитанников детских домов
к взаимодействию с внешней
средой.
Введение.
Настоящая
работа посвящена острой, актуальной
и все еще мало разработанной
теме - особенностям психологического
развития детей, воспитывающихся вне семьи,
без попечения родителей, а также подготовке
воспитанников детских домов к взаимодействию
с социумом.
В
некоторых исследованиях дается
сравнительная характеристика развития
детей, оставшихся без родительского попечения
("Очерки о развитии детей, оставшихся
без родительского попечения", 1995). Авторы
очерков И.В.Дубровина, Э.Ф.Минкова, М.К.Бардышевская
показали, что общее физическое, психологическое
развитие детей, воспитывающихся без попечения
родителей, отличаются от развития их
ровесников, растущих в семьях. Темп психологического
развития замедлен, имеется ряд негативных
особенностей: ниже уровень интеллектуального
развития, беднее эмоциональная сфера,
воображение, позднее и хуже формируются
навыки саморегуляции и правильного поведения.
Все это чревато серьезными последствиями
для формирования личности подрастающего
человека.
Детей
первого года, воспитывающихся в
доме ребенка, отличаются от ровесников,
растущих в семьях: они вялы, апатичны,
лишены жизнерадостности, у них снижена
познавательная активность, упрощены
эмоциональные проявления и т.п. Те предличностные
образования или внутренние структуры,
которые возникают у детей на первом году
жизни и ложатся в основу формирования
личности ребенка, у воспитанников дома
ребенка деформированы. У них не возникает
привязанности к взрослому, они недоверчивы,
замкнуты, печальны и пассивны.
У
малышей второго третьего года жизни,
воспитывающихся в доме ребенка,
к перечисленным выше особенностям
добавляются новые: пониженная любознательность,
отставание в развитие речи, задержки
речи, задержки в овладении предметными
действиями, отставание самостоятельности
и т.п.
У
многих дошкольников 3-7 лет из детских
домов отличаются пассивностью во всех
видах деятельности (особенно в игре),
обедненная речь, слабое внимание, конфликты
взаимоотношениях со сверстниками.
У
младших школьников, в результате
психологических исследований, обнаружены
специфические отклонения в развитии
интеллектуальной и мотивационно -
потребной сфер их психики. Они выражаются
в задержке (или отсутствии) развития у
детей образного мышления, требующегося
внутреннего плана действия, что приводит
к последовательному нарастанию трудностей
в усвоении материала, предполагающего
год от года повышение требований к умению
действовать во внутреннем плане (в уме).
В течение первых трех лет обучения значительная
часть воспитанников (до 50%), выводится
в специализированные учреждения. Дети
характеризуются неразвитостью произвольности
в поведении, саморегуляции, планировании
действий.
В
подростковом возрасте особенно психического
развития воспитанников детских
домов проявляются в первую очередь
в системе их взаимоотношений
с окружающими людьми и определенными
свойствами личности этих детей. Так, к
10-11 годам у подростков устанавливается
отношение к взрослым и сверстникам, основанное
на их практической полезности для ребенка,
формируется "способность не углубляться
в привязанности", поверхность чувств,
моральное иждивенчество (привычка жить
по указке), осложнения самосознания (переживание
своей ущербности) и многое другое. Значительно
возрастают трудности овладения учебным
материалом, что осложняется грубым нарушением
дисциплины. Последние выражаются в уходах
(побегах) детей, бродяжничестве, воровстве
(до 30% подростков) и других формах делинквентного
поведения.
Для
детей, воспитывающихся в детских
домах, характерны искажения в общении
со взрослыми. С одной стороны, у
детей обострена потребность
во внимании и доброжелательности взрослого,
в человеческом тепле, ласке и положительных
эмоциональных контактах. А с другой -
полная неудовлетворенность этой потребности:
малое количество обращений взрослых
к детям (в 4-10 раз реже, чем к их сверстникам,
растущим в семье), сниженность в этих
контактах личностных, интимных обращений,
их эмоциональная бедность и однообразие
содержания в основном направленное на
регламентацию поведения, частая сменяемость
взрослых, взаимодействующих с детьми,
перевод воспитанников из одной группы
в другую, из одного детского учреждения
в другое и т.д.
Перечисленные
особенности общения со взрослыми
лишают детей, во- первых, важного для
них психологического благополучия
переживание своей нужности и
ценности для других, спокойной уверенности
в себе, лежащей в основе формирования
личности; а во- вторых, переживание ценности
другого человека, глубокой привязанности
к людям.
Анализ
состава детского контингента в
учреждениях показывает, что в
них обладают дети, чьи родители
лишены родительских прав или отказались
при рождении ребенка, не дееспособны
по болезни, находятся в заключении.
Наше
время дало новый термин "социальное
сиротство", т.к. в детских домах
до 50% детей имеют родителей, лишенных
родительских прав.
Проблема
социального сиротства
I.
Психологическое
развитие детей,
воспитывающихся
вне семьи.
Во
многих странах возникли разнообразные
типы детских учреждений - от прогулочных
групп до детских домов. Одни учреждения
дети посещают только днем, иногда всего
2-3 часа, проводя все остальное время в
семье. В других они живут 5 дней в неделю,
возвращаясь к родителям на субботу и
воскресенье. В учреждениях следующего
типа дети прибывают постоянно, лишь некоторым
из них изредка и ненадолго приходят родственники.
Появление
детских учреждений вызвало весьма
неоднозначное отношение и
Английский
психолог Дж.Боулби более полувека
занимался проблемой развития детей,
живущих без полноценного контакта
с матерью. Он считает, что для
ребенка необходима связь именно
с биологической матерью для
его правильного развития в раннем
возрасте.
В
конце жизни Боулби отошел от чрезмерно
категорических, односторонних учреждений.
Он был вынужден признать, что жизнь
не накопила еще достаточно убедительных
данных, подтверждающих его точку
зрения, что смысл и объективная
реальность отвергают многие его выводы.
Советский
психиатр М.И.Буянов отметил, что "Из
всего этого, о чем писал Боулби
в течение более полувека с
бесспорностью можно признать только
одно: для гармоничного развития характера
ребенка необходима материнская
забота, но какая забота, в чем она должна
проявляться и т.д. - это все еще спорно,
нуждается в конкретизации"[3].
У.Денис
и П.Наджарьян (1957) обследовал 100 сирот
в Ливане. Они убедились, что в
приюте дети действительно резко
отстали от сверстников из семьи
к концу первого года жизни. Но причиной,
как они выяснили, были не какие- то скрытые
пороки, якобы неотъемлемо присущие общественному
воспитанию, а вполне конкретные обстоятельства,
характерны именно для данного приюта
и вполне устранимые. Авторы заметили
апатичность сестер, ухаживающих за детьми,
их безразличие к воспитанникам равнодушие
к знакам интереса и привязанности со
стороны малышей. Более того, в приюте
было очень мало игрушек, дети проводили
основное время бодрствования в кроватках
со стенками, затянутыми материей, что
мешало им видеть друг друга и помещение.
Дети почти не прикасались с нянями, даже
во время кормления те не брали малышей
на колени, а пристраивали каждому с помощью
подушек рожок с молоком, что неудивительно
- на одну няню приходилось не менее 10 младенцев.
Л.Ярроу
(1972) выявил помимо "материнской депривации"1
множество разнообразных причин
отставания воспитанников закрытых
детских учреждений. Он установил
серьезное обеднение среды в
подобных учреждениях за счет резкого
снижения в них яркости и разнообразия
впечатлений (сенсорная депривация), уменьшения
коммуникаций с окружающими людьми (социальная
депривация), уплощение эмоционального
тона при взаимоотношениях с персоналом
(эмоциональная депривация) и по ряду других
линий. Кроме того, Л.Ярроу выявил существенные
различия между детьми, воспитываемыми
матерью и без матери, по биологическому
и социальному анамнезам. Но указанные
различия не позволяют считать две выборки
достаточно уравненными по другим признакам,
и поэтому нет оснований, относить разницу
в развитии детей в закрытых детских учреждениях
и семье только за счет этого фактора.
М.Раттер
(1972) пришел к заключению, что отрицательные
последствия воспитания детей грудного
и раннего возраста в учреждениях
закрытого типа возникают не из-за
отсутствия материнского ухода, а в результате
недостаточных эмоциональных контактов
и современной деятельности ребенка со
взрослым, а также малой сенсорной и социальной
стимуляции в подобных учреждениях. К
мнению о разнообразии и сложности причин,
обуславливающих роль матери в воспитании
детей присоединяется и В.Лер (1975), предпринявший
углубленное изучение взглядов различных
авторов из различных стран по указанному
вопросу.
Некоторые
психологи пытались разобраться
в значении материнского ухода с
таких позиций, которые в принципе невозможно
воспроизвести в условиях общественного
воспитания. Например, в семье мать единственный
взрослый, постоянно заботящийся о малыше,
в то время как в детских учреждениях всегда
несколько воспитателей. Не препятствует
ли множество лиц, заменяющих ребенку
мать, своевременному развитию его личности
и поведения?
Г.Х.Рейнгольд
и Н.Бейли (1959) попытались выяснить психологическое
внимание на ребенка "множественность
матерей". Они организовали экспериментальную
группу, в которой 3 месяца подряд - от
начала шестого до конца восьмого месяца
жизни - за детьми ухаживали, как обычно
четыре воспитателя. К концу эксперимента
дети экспериментальной группы обнаружили
повышенную социальную реактивность по
сравнению со своими сверстниками из контрольной
группы. Но обследование, проведенное
через год, показало, что разница между
ними исчезла. Авторы заключают, что наличие
единственного взрослого, заботящегося
о ребенке, по-видимому, не оказывает особого
воздействия на его развитие, во всяком
случае (делают они осторожную оговорку)
если такое условие действовало всего
три месяца.
Советские
ученые придавали большое значение
исследованию отношений матерей
и ребенка, но не считают их биологически
обусловленными. Напротив, более целесообразной
является, по-видимому, политропность
малыша - наличие у него много сторонних
и прочих связей с окружающими взрослыми.
"Еще в 30-е годы Н.М.Щелованов показал,
пишет А.В.Запорожец, - что в доме ребенка
дети могут успешно развиваться при условии
хорошо организованной педагогической
работы, что не разлука с матерью, а дефицит
воспитания зависит от количества и качества
впечатлений, которые он получает главным
образом в процессе общения со взрослыми,
от владения различными видами деятельности"[25].
Информация о работе Социальная адаптация, социализация детей-сирот