Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:11, дипломная работа
«Социальная адаптация, социализация детей-сирот» — термины как будто бы понятны, но как по-разному решают эти задачи различные детские дома. Давайте вместе с санкт-петербургским детским домом № 9, который имеет немало серьезных практических и теоретических наработок в этом направлении, постараемся разобраться в том, что такое социализация воспитанника детского дома. Только ли это погружение в работу детей? А там чему научатся тому научатся. Или это система мер, работающих на одну цель, — сделать выпускника детского дома нужным обществу, принимаемым им, чтобы детдомовец чувствовал себя комфортно в том социуме, который принял его и в котором ему жить. Опыт работы детского дома № 9 г. Санкт-Петербурга (директор А. В. Ульянов, заслуженный учитель РФ) вызвал интерес тем, насколько серьезно, по-научному основательно и даже философски глубоко педагоги осмысливают свои задачи, решают их, не умаляя достоинства личности воспитанника, каким бы он ни был. Пусть плох исходный материал, талантливый педагог, сродни мастеру-гончару, сможет вылепить из него прекрасный сосуд. По крайней мере он будет лучше, чем тот, который лепили бы грубые, нелюбящие руки безразличного человека. Авторы материалов подборки — сотрудники детского дома № 9, выступавшие на научно-практической конференции, прошедшей в апреле прошлого года в Санкт-Петербурге. (Иллюстрации подобраны по теме, фотографии — из разных детских домов России.)
Рождается
человек как биологическое
Существует
два подхода к понимании
Другой
подход связан с тем, что человек
становится полноценным членом общества,
выступая не только объектом, но и субъектом
социализации. Как субъект он усваивает
социальные нормы, культурные ценности
общества в единстве с проявлением своей
активности, саморазвитие, самореализации
в обществе, то есть не только адаптируется
к обществу, а активно участвует в процессе
социализации, а влияет на самого себя
и свои жизненные обстоятельства. Именно
второй подход наиболее соответствует
современному гуманистическому мировоззрению.
Социализируясь, человек не только обобщается
опытом, но реализует себя как личность,
влияя на жизненные обстоятельства и на
окружающих людей.
Человек
не играет пассивной роли в своем социальном
становлении. Он имеет определенные задатки,
у него формируется индивидуальность,
он активен в освоении своего социального
опыта. По - этому можно говорить о том,
что все люди, усваивая вроде бы одновременно
общий для всех социальный опыт, делают
это каждый по своему.
Процесс
социализации существенным образом
зависит от тех норм, принятых в
обществе, которые регулируют требования
предъявляемые обществом
В
процессе социализации формируется личность,
которое определяется тем, какое место
занимает человек в системе социальных
отношений: дружеских, любовных, семейных,
производственных, политических и т.д.
Личность - сложная система социально
значимых фактов, проявлением способностей
в социальном мире. Известно, что социализация
человека осуществляется широким набором
средств, специфических для того или иного
общества, того или иного возраста социализируемого.
Особое значение для педагогического
понимания сущности социализации и личности
ребенка имеет изучение факторов и механизмов
социализации личности.
На
социализацию человека влияют ряд факторов,
требующего от него определенного поведения
и активности. Первая группа - макрофакторы
(космос, планета, мир, страна, общество,
государство), которые влияют на социализацию
всех жителей планеты, а также больших
групп людей, живущих в определенных странах.
Вторая - мезофакторы, условия социализации
больших групп людей, выделяемых по национальному
признаку, по месту и типу поселения, в
котором они живут (регион, город, поселок,
село), по принадлежности к аудитории тех
или иных сетей массовой коммуникации
(радио, телевиденье, кино и др.) Эти факторы
влияют на социализацию как прямо, так
и опосредованно через микрофакторы; к
ним относятся: семья, группы сверстников,
микросоциум, организации, в которых происходит
социальное воспитание (учебные, профессиональные,
общественные, частные и др.). Влияние микрофакторов
на развитие человека осуществляется
через агентов социализации, т.е. лиц, во
взаимодействии, с которыми протекает
его жизнь (родители, братья, сестры, родственники,
сверстники, соседи, учителя).
Родившись,
ребенок сразу попадает в мир
социальных отношений - мир отношений
между людьми, в котором каждый
играет не одну, а множество ролей. Это
роль семьянина, политика, роль жителя
села, города и т.д. Осваивая эти роли, человек
социализируется, становится личностью.
Окружение человека играет громадную
роль. От того, в каких отношениях с окружающей
средой он находится, зависит формирование
личности. Только активно и полноценно
участвуя в системе социальных отношений,
усваивается роли, которые приходится
исполнять в жизни, вырабатывается свое
отношение к этим ролям, появляется человек
как социальный феномен.
Подготовка
человека к реализации той или иной роли
может быть осуществлена только после
представления человека об этой роли ("образ"
роли). Такие представления формируются
на основе реальных жизненных наблюдений,
в процессе общения, а также в процессе
восприятия произведений искусства, под
влияние средств массовой информации
и других источников.
Для
ребенка, который воспитывается
вне семьи, микрофакторысоциализации
имеют другую иерархию, чем микрофакторы
для ребенка, воспитывающегося в
традиционных условиях семьи. Наиболее
значимыми агентами социализации для
него выступают коллектив, сверстники,
воспитатели детского дома и т.д. При этом
должно происходить социальное самоопределение
- выбор детьми - сиротами своей роли и
позиции в общей системе социальных отношений,
предполагающей их включенность в эту
систему на основе сформировавшихся интересов
и потребностей.
Очень
важен процесс формирования представлений
ребенка о той или иной социальной
роли. Такие представления у детей
- сирот часто бывают искажены. В
зависимости от их индивидуальных особенностей
они создают свой образ реализации той
или иной роли. Отсутствие нормальных
для ребенка контактов (семья, друзья по
улице, соседи и т.п.) приводит к тому, что
образ роли создается на основе противоречивой
информации, получаемой ребенком из разных
источников. Чаще всего источником информации
для ребенка о социальных ролях являются
средства массовой информации и мнение
сверстников. В связи с этим часто возникает
иллюзионый "образ" социальной роли.
Это касается не только ролей члена семьи,
но и других ролей и те, кто с ними взаимодействует.
Формируется ложное представление о своей
социальной роли как сироты. Эта роль должна
реализовываться человеком в течение
всей его жизни.
Дети
попадают в учреждения из различных
ситуаций. Есть те, которые никогда не
видели своих родителей. В том случае влияние
на них оказывают только окружающие люди:
воспитатели, дети и т.д. У детей, которые
воспитывались в семье, но их родители
умерли, сохраняются добрые отношения
к семье и опосредовано пример членов
семьи, в которой они были, оказывает на
них существенное влияние. Есть третья
группа детей, родителей. Которые живы.
Это социальные сироты, до которых до сих
пор оказывает влияние семья, хотя они
и не живут в ней. Дети понимают всю сложность
жизни такой семьи, в которой обстановка,
условия не допустимы для воспитания ребенка.
Но в то же время ощущение наличия родителей,
стремление к ним в какой-то степени создают
особые условия, при которых они ищут оправдание
поведению своих родителей, ищут то, сто
дает им возможность сформировать искаженное
впечатление об окружающих людях. Они
стремятся побывать в семье, хотя вся сложность
и противоречивость этой ситуации заключается
в том, что, с одной стороны, пребывание
в семье является для них тяжелым, а с другой
стороны, они как бы ощущают, что у них
есть все-таки родители, те люди, которые
родители их, которые хотя бы словами выражают
свое отношение к своим детям.
Семья
оказывает то влияние на ребенка,
которое не заменит никакой детский
дом, никакие педагоги, никакие специальные
или искусственно создаваемые условия.
Особую
трудность представляет работа, которая
в какой-то степени обеспечивает
усвоение социальной роли семьянина, при
этом важно, чтобы не создавалось
искаженное представление о семье.
Отношение заботы, сотрудничества,
поддержки взаимной ответственности должны
становиться основными и обеспечивать
формирование социальности ребенка в
этом учреждении.
Причины
возникновения трудностей вхождения
ребенка в систему социальных
отношений могут быть совершенно
различные. Прежде всего они связаны с
неадекватным восприятием детьми-сиротами
тех требований, которые предъявляет окружающий
социум.
В
связи с ограничением социальных
контактов детей-сирот процесс
их социализации затруднен. Существенным
образом он зависит от тех норм, принятых
в социальном окружении ребенка, которые
регулируют требования к нему и обеспечивают
формирование его личности. Воспитанник
детского дома прежде всего воспринимает
складывающиеся отношения между детьми
и взрослыми в этом типе воспитательного
учреждения как эталонные нормы отношений,
при этом в качестве такой нормы выступает
особое положение детей-сирот в обществе,
что в какой-то степени деформирует восприятие
этими детьми других социальных норм и
создает трудности для адекватного социального
развития.
Особое
значение для социального развития
ребенка имеет процесс
Исследование
советских психологов свидетельствуют
о том, что главной ценностью они считают
силу, которая способна его защитить.
Выделяют
три сферы, в которых происходит
процесс становления личности: деятельность,
общение, самосознание. В деятельности
личность имеет дело с освоением
все новых и новых ее видов, что предполагает
ориентировку в системе связей, присутствующих
в каждом виде деятельности и между ее
различными видами. Речь идет о лично значимой
доминанте, т.е. об определении главного,
сосредоточении внимания на нем.
В
деятельности происходит освоение новых
социальных ролей и осмысление их значимости.
Включение
детей-сирот в социальную деятельность
является процесс, в ходе которого происходит
следующее:
?
выработка критериев,
?
формирование своего отношения к деятельности
и участие в ней;
?
приобретения опыта
Наибольшую
трудность для детей-сирот
Социальное
самоопределение ребенка зависит от реализации
двух важнейших условий. Первым из них
является обеспечение включенности детей-сирот
в реальные социальные отношения, т.е.
возникновение у них личностного состояния
по отношению к деятельности, несущее
в себе объективный и субъективный компоненты.
Объективным
компонентом является собственно деятельность
личности, субъективным - отношение
личности к данной деятельности.
Вторым
условием является самореализация детей
в процессе социального взаимодействия.
Это условие предполагает предоставление
возможности ребенку более полно раскрыть
себя в отношениях с окружающими.
Важнейшей
стороной, обеспечивающей социализацию
ребенка, является также общение. Для
воспитанника учреждения круг общения
и его содержание значительно
уже, беднее, чем у воспитанников обычной
семьи.
Третья
сфера социализации - самопознание
личности, которое предполагает становление
в человеке "образа его Я", возникающего
у него не сразу. Этот образ складывается
на протяжении всей жизни человека
под воздействием многочисленных социальных
влияний.
Наиболее
распространенная схема самопознания
своего "Я" включает три компонента:
познавательный (знания себя); эмоциональный
(оценка себя); поведенческий (отношение
к себе). Процесс социализации предполагает
единство изменений всех трех обозначенных
сфер.
Самым
сложным для ребенка, оставшегося
без семьи, является оценка самого себя.
Семья представляет своего рода зеркало,
в котором человек видит свое
отражение. Отсутствие семьи приводит
к искаженному представлению ребенка
о себе. Дети-сироты завышают или занижают
свои возможности в решении социальных
проблем.
Исследования
особенностей психологического развития
воспитанников детского дома традиционно
основывается на лежащей в русле
психоанализа идее психической депривации.
Депривация рассматривается как основной
фактор, препятствующий полноценному
психическому развитию. Идея "дефицитарности"
вследствие депривации обуславливает
выбор форм оказания помощи детям-сиротам:
ребенок нуждается в том, чтобы ему создали
ситуацию, максимально приближенную к
семейной, т.е. компенсировали дефицит.
Безусловно, полностью достичь этого не
удается, чем и объясняется реально выявляемая
в большинстве исследований проблем сирот
их меньшая социальная адаптированность
как в детстве, так в последующей взрослой
жизни.
Информация о работе Социальная адаптация, социализация детей-сирот