Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:11, дипломная работа
«Социальная адаптация, социализация детей-сирот» — термины как будто бы понятны, но как по-разному решают эти задачи различные детские дома. Давайте вместе с санкт-петербургским детским домом № 9, который имеет немало серьезных практических и теоретических наработок в этом направлении, постараемся разобраться в том, что такое социализация воспитанника детского дома. Только ли это погружение в работу детей? А там чему научатся тому научатся. Или это система мер, работающих на одну цель, — сделать выпускника детского дома нужным обществу, принимаемым им, чтобы детдомовец чувствовал себя комфортно в том социуме, который принял его и в котором ему жить. Опыт работы детского дома № 9 г. Санкт-Петербурга (директор А. В. Ульянов, заслуженный учитель РФ) вызвал интерес тем, насколько серьезно, по-научному основательно и даже философски глубоко педагоги осмысливают свои задачи, решают их, не умаляя достоинства личности воспитанника, каким бы он ни был. Пусть плох исходный материал, талантливый педагог, сродни мастеру-гончару, сможет вылепить из него прекрасный сосуд. По крайней мере он будет лучше, чем тот, который лепили бы грубые, нелюбящие руки безразличного человека. Авторы материалов подборки — сотрудники детского дома № 9, выступавшие на научно-практической конференции, прошедшей в апреле прошлого года в Санкт-Петербурге. (Иллюстрации подобраны по теме, фотографии — из разных детских домов России.)
2.
Устойчивость к
3.
Активная позиция в решении социальных
проблем, реализуемая готовность к социальным
действиям, саморазвитие и самореализация
в возникающих трудных ситуациях (социальная
активность), способность к самоопределению
и расширению границ пространственной
жизнедеятельности.
Каждый
из перечисленных критериев не свидетельствует
о подготовлении ребенка к преодолению
трудностей социализации. Они могут рассматриваться
только в комплексе.
1.6.
Развитие способностей
преодоления трудностей
социализации.
Опираясь
на вышеизложенные положения, рассмотрим
способности ребенка-сироты, необходимые
для преодоления трудностей социализации
и некоторых психолого-педагогические
механизмы, развивающие эти способности.
Наиболее
значимыми способностями, позволяющими
ребенку преодолевать трудности
социализации являются:
1.
способность к расширению
2.
способность к самоопределению;
3.
способность к овладению
1.
Для того, чтобы обеспечить возможность
расширения границ пространства жизнедеятельности
ребенка, необходимо учитывать логику
его естественного развития, опирающегося
на удовлетворение базовых потребностей.
В противном случае у ребенка не формируется
способность, позволяющая контролировать
происходящие с ним события, что может
привести к "выученной беспомощности",
блокирующей социальную адаптацию. Естественная
линия развития ребенка предполагает
последовательное удовлетворение потребностей
по мере их возникновения.
В
условиях детского дома эти способности
могут длительное время оставаться в скрытом
состоянии и требуются особые педагогические
воздействия для их актуализации, "взращивания".
Способность
к расширению границ пространства жизнедеятельности
может сформироваться при наличии
у человека такого базового качества,
как автономия.
Автономия
означает, что ребенок в буквальном
смысле ощущает себя "отдельным"
человеком в том, что он способен
к самостоятельному проживанию. Это
не означает наличия реальных навыков
ведения самостоятельной жизни
- речь идет о бессознательном ощущении,
о чувстве спокойствии и благополучия,
когда ребенок на какое-то время останется
один. Противоположный ему является возникновение
в одиночестве растерянности и страха,
что происходит с зависимым ребенком,
ощущающим, что он способен выжить без
кого-то. Автономия возникает в результате
выделения себя из мира, отделения от других
людей (в первую очередь от матери) и объектов.
Поддерживается она осознанием границ
собственного тела и обладание им. Это
означает и принятие собственного тела
(хорошее к нему отношение), и умение им
пользоваться, причем эти качества очень
тесно взаимосвязаны: хорошее отношение
к своему телу поощряет ребенка к освоению
новых моторных навыков, а их в свою очередь,
рождает чувство собственной ловкости
и подкрепляет положительное отношение
к телу. В случае естественного развития
ребенка в семье это достигается за счет
постоянных телесных контактов с родителями:
родители участвуют во многих физиологических
отправлениях ребенка, ребенка обнимают,
к нему прикасаются, берут на руки, пеленают
и т.п., а также говорят ему, что он красивый,
"сладенький", "малыш", что также
несет для ребенка информацию о его теле.
Кроме того, ребенок имеет возможность
"экспериментировать" с собственным
телом: он активно овладевает окружающим
его пространством - дети часто строят
какие-то сооружения из мебели, забираются
на нее или под нее, прыгают с нее и т.д.
В
условиях воспитания ребенка в детском
доме поддержание границ собственного
тела может быть затруднено за счет
ограничения детей (в целях их безопасности)
и малого количества разнообразных телесных
контактов с ребенком и разговоров об
особенностях его тела. Поэтому задача
воспитателя заключается в помощи ребенку
в осознании границ собственного тела
и его принятии. Методическими средствами
для этого могут быть специальные спортивные
занятия, которые направлены на развитие
координации движений, включающие передвижения
и вращение тела в пространстве с преодолением
ряда препятствий, например: прыжки, кувырки,
пролезание в обручи, эстафета с препятствиями
и т.п.
Для
развития и поддержания автономии
в условиях детского дома необходимо
предоставление ребенку больших
возможностей в удовлетворении естественных
потребностей по мере из возникновения
(в частности, это может быть разрешение
на наличие, пусть ограниченного, запаса
собственной еды, к чему спонтанно всегда
прибегают дети в условиях коллективного
существования, сто известно любому работнику
летних лагерей). Необходимо также выделение
личного пространства для ребенка невозможен.
Это обеспечивается наличием собственных
игрушек, фотографий, писем, подарков,
а также местом для хранения всех этих
личных вещей. Свое место ребенок может
оформить самостоятельно или с помощью
воспитателя по собственному замыслу.
В
условиях детского дома для формирования
способности к социальной активности
и спонтанному проявлению необходимо
использовать все возможные способы и
средства, помогающие ребенку почувствовать
себя в живом эмоциональном контакте с
небольшим количеством значимых людей.
Это может быть обеспечено выделением
в рамках детского дома условных семей,
поддержанием контакта с родственниками,
индивидуальным прикреплением ребенка
к определенному мастеру для обучения
ремеслу и т.п.
К
подростковому возрасту начинает формироваться
потребность самопознания. В этом возрасте
дети с крайним интересом относятся к
любым сведеньям о себе: они выполняют
любые психологические задания, если им
обещают сообщить результаты, не без различные
к тому, какие впечатления произвели на
нового человека, наконец, в полной мере
проявляются избирательность общения
- подросток старается найти близкого
друга. Все это позволяет ему понять, чем
он отличается от людей, какими сильными
и слабыми качествами он по сравнению
с ними обладает. При нормальном развитии
подросток начинает отходить от семьи,
он значительно больше времени проводит
вне дома в компании сверстников, круг
его общения сильно расширяется. Подросток
"уходит" из семьи, так как нуждается
в новой непредвзятой информации о себе;
в семье же его давно знают, мнение о нем
сложилось, в ней трудно проявить себя
как-то по-новому.
С
точки зрения возможности широкого
общения со сверстниками жизнь в
детском доме могла бы рассматриваться
как более подходящая подростку,
чем жизнь в семье, но при одном
существенном условии: он должен иметь
возможность выбирать группы общения,
менять их, пытаясь осуществлять какие-то
реакции: словесные, эмоциональные или
поведенческие, подросток приобретает
способность к самоидентификации, отслеживанию
последствий своего поведения, а затем
и их предвиденья, т.е. способность к рефлексии.
Реально же подросток из детского дома
оказывается постоянно включенным в какую-то
группу, где его социометрический статус
и мнение о нем давно сложились и закреплены.
Как это ни парадоксально, детский дом
начинает выполнять функцию семьи, но
эта функция отрицательна.
2.
Способность к самоопределению
позволяет ребенку вступать в
разнообразные отношения с
Характерная
особенность этой способности в том, что
потребности в самоопределении первично
у ребенка нет. Эта потребность формируется
взрослым только при условии, что ребенок
уже способен владеть границами собственного
пространства. В противном случае потребность
в самоопределении первично у ребенка
нет. Эта потребность формируется взрослым
только при условии, что ребенок уже способен
владеет границами собственного пространства.
В противном случае потребность в самоопределении
подменяется потребностью в слиянии с
другими, а право ответа на ключевые вопросы
самоопределения делегируется кому-то
другому. Таким образом запускается иждивенческий
сценарий, заставляющий ребенка в будущем
надеяться на патронат, покровительство
и пожизненную опеку.
3.
Способность к овладению
В
условиях детского дома отношения "взрослый-ребенок"
и "ребенок-ребенок", как правило,
фиксированы, в связи с этим диапазон представлений
ребенка о социальных ролях ограничен.
Преодоление этого ограничения возможно
за счет включения воспитателя в ролевую
игру детей в нетрадиционной для него
роли ребенка, например, в игре в "школу"
воспитатель берет на себя роль ученика,
а ребенок - учителя. Это позволяет ребенку
преодолеть жесткость ролевой позиции
взрослого и своей собственной.
При
организации игр по правилам в
детских домах желательно участие
в них воспитателей на "равных"
с детьми правах, но при этом мастерство
воспитателя значительно повышает умение
детей; ему следует глубоко менять свою
позицию в процессе игры: периодически
(но не всегда) он должен подыгрывать ребенку,
приближая тем самым свою роль к роли партнера-противника.
Деятельность
педагогов учреждений интернатного
типа направлена прежде всего на развитие
способностей детей к преодолению
трудностей социлизации. Решение этой
задачи зависит от подготовности
педагогов, сформированности их профессиональной
позиции.
IV.
Заключение.
Проблемы
детей, находящихся на попечении
государства, очень обширны. В рамках
данной работы рассмотрены проблемы,
касающиеся социальной адаптации детей-сирот.
Подростка
воспитывающегося в детском доме, характеризует
особая внутренняя позиция, выражающаяся
в слабой ориентированности на будущее,
связанности с актуальной, конкретной
жизни деятельностью, размытость и неясность
содержания образа Я.
Обозначение
в работе проблемы, а также рекомендации
по их решению, тесно связаны. Чтобы успешно
решать задачи воспитание детей-сирот,
обеспечивая их социальный рост, необходимо
комплексно подходить в реализации предлагаемых
идей и использованию педагогических
средств, обоснованно выстраивать и включать
их в воспитательскую систему. В ином случае
трудно рассчитывать на успех.
Литература.
1.
Аркин А.А. Родителям о
2.
Балашова М.Я., Жукова Т.Н. "Вязание
на машинах".- Минск.: 1994г.
3.
Буянов М.И. Ребенок из
4.
Воспитание детей в неполной
семье. -М.:1980.
5.
Выготский Л.С. Собрание
6.
Галанина О., Вольман И. Одежда
и трикотаж. -М.: изд. "Легкая индустрия".
1967.
7.
Давыдов В.В. Личности надо выделять.
// С чего начинается личность? -М.: 1979г.
8.
Дементьева И.Ф. Социальная
9.
Дубровина М.В. Индивидуальные особенности
школьников. -М.: 1975г.
10.
Жукова Т.Н., Балашова М.Я. "Эксплуатация
и ремонт ручных вязальных
машин". // Современное слово. -Минск.:
1998г.
11.
Загулин К.П. Экономика с
12.
Заззо Р. Психологическое развитие ребенка
и влияние среды. // Вопросы психологии,
1967.
13.
Иванов С.И. Одинокие дети. Записки
детского врача (о воспитании
ребят в детском доме).-М.: Молодая
гвардия., 1991.
14.
Кон И.С. Социология личности.
-М.: 1967.
15.
Корлюгова Ю.Н., Ларионов М.Л. Деловые
игры по экономике. Вита-пресс.
-М.:1998.
Информация о работе Социальная адаптация, социализация детей-сирот