Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:18, дипломная работа
Работа для студентов учителей английского языка (методика преподавания)
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ………………………………………………………………….…………………
6
1.1 Подходы к определению понятия «самостоятельная работа»………………………….
6
1.2 Особенности организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка………………………………………………………………………………………….
16
1.3 Психологические особенности учащихся средней ступени……………………………
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ………………………………………………….
28
2.1 Электронные образовательные ресурсы и их место в учебном процессе………………………………………………………………………………………..
28
2.2 Организация процесса обучения иностранному языку на основе электронных образовательных ресурсов нового поколения ………………………………………………
39
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………………………….
47
3.1 Анализ состояния практики организации самостоятельной работы………………...
47
3.2 Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов………………………………………………………………………………….....
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………
65
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………….
68
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Благовещенский Государственный Педагогический Университет»
Факультет иностранных языков
Кафедра английского языка и методики его преподавания
Совершенствование организации самостоятельной работы по английскому языку на средней ступени обучения с помощью ЭОР
Дипломная работа
Выполнила: студентка 5 курса
Ручко Е.А.
Благовещенск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
|
6 |
1.1 Подходы к определению
понятия «самостоятельная |
6 |
1.2 Особенности организации самостоятельной
работы на уроке иностранного языка………………………………………………………………… |
16 |
1.3 Психологические особенности
учащихся средней ступени……………… |
|
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ …………………………………………………. |
28 |
2.1 Электронные образовательные ресурсы
и их место в учебном процессе………………………………………………………… |
28 |
2.2 Организация процесса обучения иностранному языку на основе электронных образовательных ресурсов нового поколения ……………………………………………… |
39 |
|
47 |
3.1 Анализ состояния практики организации самостоятельной работы………………... |
47 |
3.2 Методические рекомендации по
использованию электронных образовательных
ресурсов………………………………………………………… |
54 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
60 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………… |
65 |
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………… |
68 |
ВВЕДЕНИЕ
В современном динамичном постоянно изменяющемся мире недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. Согласно Концепции модернизации российского образования, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
Особую актуальность приобретает способность к самообразованию в области английского языка, так как английский язык используется представителями многих профессий. Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особенно важной является проблема организации самостоятельной работы в школе.
Особую роль для нашего исследования играют многочисленные труды ученых в области преподавания иностранного языка И. А. Зимней, Г.В. Роговой, А.И. Щукина, Н. И. Гез, в которых раскрываются основные понятия и принципы организации самостоятельной деятельности учащихся, но анализ опыта самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на основе методической литературы, статей журнала «Иностранные языки в школе», а также практические наблюдения показывают, что в организации самостоятельной работы школьников имеются недостатки.
Многие ученики не владеют культурой и способами самостоятельного получения теоретических знаний и применения их при выполнении упражнений и заданий. Многие учителя не учат школьников работе со словарем, справочными материалами, содержащимися в учебнике, приемам самостоятельного раскрытия значения новых лексических единиц.
Таким образом, в последнее время усилился интерес к проблеме организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка. Это отражается в статьях современных учителей иностранного языка. Они утверждают, что для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая приобретается в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ.
Один из путей решения проблемы
организации самостоятельной
Цель исследования заключается в теоретическом и практическом исследовании использования электронных образовательных ресурсов в организации самостоятельной работы по английскому языку на средней ступени обучения.
Объект исследования – процесс организации самостоятельной работы по английскому языку на средней ступени обучения.
Предметом исследования – методика использования ЭОР в процессе организации самостоятельной работы по английскому языку на средней ступени обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
Говоря об учебной деятельности, исследователи обычно имеют в виду работу ученика в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по предмету. Наименее изученной и, в то же время, представляющей наибольший интерес в плане психологического анализа учебной деятельности является самостоятельная работа школьника. Именно в ней более всего может проявляться его мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Именно самостоятельная работа школьника может служить основой перестройки его позиции в учебном процессе.
Самостоятельная работа, как известно, является одной из важных и широко обсуждаемых проблем в преподавании. Анализ работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников (И.А.Зимняя, П.И. Пидкасистый, А.И. Щукин и др.) показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно. С точки зрения П.И. Пидкасистого, самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий [5].
Согласно А. И. Щукину, самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, одна из организационных форм обучения, протекающая вне непосредственного контакта с преподавателем или управляемая преподавателем опосредованно через предназначенные для этой цели учебные материалы (например при дистанционном обучении). Самостоятельная работа является важным звеном в обучении языку, так как недостаточное количество часов, отводимых на классные занятия под руководством преподавателя, требует значительного объема самостоятельной работы учащихся [16, 43].
По определению А.И. Зимней самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [6, 128].
На наш взгляд, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самостоятельность, самоорганизация, самоконтроль и т.д. Автор дает определение данным составляющим:
Мы считаем, что все эти составляющие являются неотъемлемой частью самостоятельной деятельности учащихся.
Анализируя данный феномен, А.И. Зимняя акцентирует внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке. Она подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материал [15].
Существует много современных точек зрения, подходов к определению понятия «Самостоятельная работа».
Ю. В. Бражник, педагог-психолог, определяет самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. Она поясняет, что с одной стороны – это учебные задания, то есть то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности. Задание предлагается учителем или программированным пособием. С другой стороны – это форма проявления соответствующей деятельности мышления, памяти, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счёте приводит ученика либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к расширению и углублению сферы действий уже полученных знаний. И в том, и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию умственных сил ребенка.
По мнению Ю. В. Бражник, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое: