Совершенствование организации самостоятельной работы по английскому языку на средней ступени обучения с помощью ЭОР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:18, дипломная работа

Описание

Работа для студентов учителей английского языка (методика преподавания)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ………………………………………………………………….…………………

6
1.1 Подходы к определению понятия «самостоятельная работа»………………………….
6
1.2 Особенности организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка………………………………………………………………………………………….

16
1.3 Психологические особенности учащихся средней ступени……………………………

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ………………………………………………….

28
2.1 Электронные образовательные ресурсы и их место в учебном процессе………………………………………………………………………………………..

28
2.2 Организация процесса обучения иностранному языку на основе электронных образовательных ресурсов нового поколения ………………………………………………

39
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………………………….


47
3.1 Анализ состояния практики организации самостоятельной работы………………...
47
3.2 Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов………………………………………………………………………………….....

54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………
65
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………….
68

Работа состоит из  1 файл

диплом НА ПЕЧАТЬ.doc

— 410.00 Кб (Скачать документ)

Преподаватель немецкого языка А. М. Валиева акцентирует свое внимание  на том, что самостоятельная работа предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого ученика и рассматривается как средство совершенствования творческой индивидуальности. Она полагает, что даже в условиях косвенного воздействия преподавателя возможно стимулирование творчества и мышления. Именно спонтанность предполагает самостоятельность в выборе содержания, проявлении мыслительной активности.

Итак, самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника, позволяющая человеку без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации. Она является компонентом целостного педагогического процесса.

Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. 
 Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.

Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим  законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.

          В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции [5].

Обобщая выше сказанное, мы хотим заметить, что самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания и развитию познавательных способностей.

Важно подчеркнуть, что  самостоятельность в учениках нужно  развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы. Непосредственное отношение к нашему исследованию имеет работа Т. Г. Якубовской, в которой она выделяет следующие принципы самостоятельной работы:

  1. Принцип обязательности. Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание.
  2. Принцип посильности. Задания для самостоятельной работы должны быть подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться.
  3. Принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы. Учеников нужно начинать учить самостоятельной работе с учебником, таблицами, дополнительной литературой и далее постепенно осваивать все более сложные методы самостоятельной работы.
  4. Принцип интересности. Для разных учеников привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ребенку идти путем, который ему больше нравиться.
  5. Принцип постоянной занятости. Ученик не должен скучать на уроке и иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.
  6. Принцип использования эмоций. Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой.
  7. Принцип поощрения. Многие дети будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации.

Психологи исследовали учебную деятельность и установили, что изучения каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов:

  1. Вводно-мотивационный этап. На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель предстоящего изучения учебной темы, ее место и роль в общем образовании, ее практическое и теоретическое значение. В нужных случаях, учитель указывает какие знания и умения ранее пройденного материала особенно понадобятся при изучении данной темы. Затем учитель сообщает, сколько уроков отведено на изучение темы, примерные сроки ее завершения и перечисляет основные элементы темы, т.е. знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в результате изучения этой темы.
  2. Операционно-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают знания, входящие в содержание данной темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: рассказ или лекция, фронтальная работа по изучению понятия. Коллективная работа по усвоению учебного материала, решению задач, проведению опытов и экспериментов, индивидуальная работа по решению задач, и т.д. Изложение учебного материала производится в основном учителем, но по мере взросления учащихся, часть учебного материала передается для изложения докладчиком или для индивидуального изучения и проработке по учебнику.
  3. Рефлексивно-оценочный этап. Здесь производится обобщение изученного и подведение итогов работы по данной теме. При этом, главная цель этого этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности (самоанализа), способностей к обобщению и формирование адекватной самооценки. Для обобщения пройденного материала могут использоваться различные методы: обобщающие уроки, доклады учащихся, составление по группам обобщающих схем [11, 123].

Самостоятельная работа проводится как во внеаудиторное время, так и на аудиторных занятиях (в письменной или устной форме). Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики. При этом все учащиеся выполняют либо одно общее задание, либо разные, в зависимости от своих возможностей. Обучение в сотрудничестве, получившее широкое распространение за последние годы, в качестве одного из вариантов организации самостоятельной работы предполагает деление класса на группы по 3 – 4 человека. Каждая группа получает одно задание, являющееся частью общей темы, над которой работает весь класс. По мере повышения уровня владения языком формы самостоятельной работы приобретают все большее значение. Это касается использования ТСО и домашнего чтения. В качестве дидактических средств, помогающих в самостоятельной работе, используются задания, памятки, опоры, ключи. Щукин

В педагогике принято  выделять следующие уровни самостоятельной  работы: воспроизводящий, полутворческий и творческий.

Воспроизводящий уровень  самостоятельной работы очень важен  в изучении иностранного языка, поскольку  он лежит в основе других ее уровней, и он «ответственен» за формирование вербальной произносительно-лексико-грамматической базы, за создание эталонов в памяти. Фактически с этой базы начинается усвоение нового. Учащимся предлагается, например, чтение за диктором, списывание с учебника, в ходе самостоятельного воспроизведения происходит «пропускание через себя» нового материала. Однако организуя самостоятельную работу этого уровня, учителю следует помнить, что долго держать учащихся на такой работе не следует, поскольку она скучна и монотонна; в то же время и торопиться не следует, так как нужно, чтобы учащиеся могли правильно и в нормальном темпе воспроизводить усваиваемый языковой материал, который им нужен для решения задач более высокого ранга.

Полутворческий уровень  самостоятельной работы – следующий  по сложности выполнения и вытекающий из воспроизводящего уровня. Здесь  осуществляется перенос приобретенных  знаний, навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации, в частности  чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без эталона, задаваемого диктором; не списывание с учебника, а разнообразные преобразования материала в письменной форме и, наконец, формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Так, если в рамках воспроизводящего уровня разрабатывалась ситуация «В магазине. Покупка обуви», то полутворческий уровень предполагает вариант: «В магазине. Покупка платья». Самостоятельная работа этого уровня требует от выполняющего ее большей мыслительной активности и связана с такими операциями, как подстановка, расширение, трансформация.

Творческий уровень  самостоятельной работы связан с  формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении  более сложных коммуникативных  задач как в устной речи, так  и при чтении, например: действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на тему «…», прослушать сообщение и высказать свое отношение к его содержанию; прочитать рассказ и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста, проинтерпретировать главную идею текста. Именно при выполнении самостоятельной работы этого уровня формируется творческая личность.

В практике самостоятельной  работы по иностранному языку эти  уровни сосуществуют, и каждый из них  может быть представлен определенным набором конкретных подуровней, хотя понятно, что в поступательно разворачиваемом учебном процессе мера самостоятельности учащихся и стремление к эвристическому уровню нарастают [1, 135].

По мнению Ю. В. Бражник, судить о самостоятельности учащихся можно согласно следующим критериям:

  • общеучебные умения – правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план прочитанного, тезисы, конспект, таблицы, планировать свою деятельность, контролировать выполнение действий;
  • общелогические умения – выделять главное, проверять, сравнивать, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы;
  • предметные умения –  умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин (специальные умения);
  • коммуникативные умения – вести диалог с учителем, с товарищем, принимать участие в совместной деятельности, устанавливать контакты с целью выполнения задания за пределами школы.

На наш взгляд, данные критерии охватывают все необходимые умения для самостоятельной работы учащихся. Их следует развивать в процессе самостоятельной деятельности.

 

 

    1. Особенности организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка

 

 

На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных  работ учащиеся могут приобретать  знания, умения и навыки. Все эти  работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.

Под системой самостоятельных  работ понимается прежде всего совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений. При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

  1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
  2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
  3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
  4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств [5].

Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ. Эффективность работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

При отборе видов самостоятельной  работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.
  2. Самостоятельная работа должна побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Она должна быть действительно самостоятельной. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
  3. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.
  4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
  5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в

Информация о работе Совершенствование организации самостоятельной работы по английскому языку на средней ступени обучения с помощью ЭОР