Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:18, дипломная работа
Работа для студентов учителей английского языка (методика преподавания)
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ………………………………………………………………….…………………
6
1.1 Подходы к определению понятия «самостоятельная работа»………………………….
6
1.2 Особенности организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка………………………………………………………………………………………….
16
1.3 Психологические особенности учащихся средней ступени……………………………
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ………………………………………………….
28
2.1 Электронные образовательные ресурсы и их место в учебном процессе………………………………………………………………………………………..
28
2.2 Организация процесса обучения иностранному языку на основе электронных образовательных ресурсов нового поколения ………………………………………………
39
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………………………….
47
3.1 Анализ состояния практики организации самостоятельной работы………………...
47
3.2 Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов………………………………………………………………………………….....
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………
65
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………….
68
Преподаватель немецкого языка А. М. Валиева акцентирует свое внимание на том, что самостоятельная работа предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого ученика и рассматривается как средство совершенствования творческой индивидуальности. Она полагает, что даже в условиях косвенного воздействия преподавателя возможно стимулирование творчества и мышления. Именно спонтанность предполагает самостоятельность в выборе содержания, проявлении мыслительной активности.
Итак, самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника, позволяющая человеку без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации. Она является компонентом целостного педагогического процесса.
Эффективность учебного
процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной
познавательной деятельностью учеников.
Эти два понятия очень тесно связаны, но
следует выделить самостоятельную работу
как ведущую и активизирующую форму обучения
в связи с рядом обстоятельств.
Во-первых, знания, навыки, умения, привычки,
убеждения, духовность нельзя передавать
от преподавателя к ученику так, как передаются
материальные предметы. Каждый учащийся
овладевает ими путём самостоятельного
познавательного труда: прослушивание,
осознавание устной информации, чтение,
разбор и осмысление текстов, и критический
анализ.
Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.
В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции [5].
Обобщая выше сказанное, мы хотим заметить, что самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания и развитию познавательных способностей.
Важно подчеркнуть, что самостоятельность в учениках нужно развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы. Непосредственное отношение к нашему исследованию имеет работа Т. Г. Якубовской, в которой она выделяет следующие принципы самостоятельной работы:
Психологи исследовали учебную деятельность и установили, что изучения каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов:
Самостоятельная работа проводится как во внеаудиторное время, так и на аудиторных занятиях (в письменной или устной форме). Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики. При этом все учащиеся выполняют либо одно общее задание, либо разные, в зависимости от своих возможностей. Обучение в сотрудничестве, получившее широкое распространение за последние годы, в качестве одного из вариантов организации самостоятельной работы предполагает деление класса на группы по 3 – 4 человека. Каждая группа получает одно задание, являющееся частью общей темы, над которой работает весь класс. По мере повышения уровня владения языком формы самостоятельной работы приобретают все большее значение. Это касается использования ТСО и домашнего чтения. В качестве дидактических средств, помогающих в самостоятельной работе, используются задания, памятки, опоры, ключи. Щукин
В педагогике принято выделять следующие уровни самостоятельной работы: воспроизводящий, полутворческий и творческий.
Воспроизводящий уровень
самостоятельной работы очень важен
в изучении иностранного языка, поскольку
он лежит в основе других ее уровней,
и он «ответственен» за формирование
вербальной произносительно-лексико-
Полутворческий уровень самостоятельной работы – следующий по сложности выполнения и вытекающий из воспроизводящего уровня. Здесь осуществляется перенос приобретенных знаний, навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации, в частности чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без эталона, задаваемого диктором; не списывание с учебника, а разнообразные преобразования материала в письменной форме и, наконец, формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Так, если в рамках воспроизводящего уровня разрабатывалась ситуация «В магазине. Покупка обуви», то полутворческий уровень предполагает вариант: «В магазине. Покупка платья». Самостоятельная работа этого уровня требует от выполняющего ее большей мыслительной активности и связана с такими операциями, как подстановка, расширение, трансформация.
Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач как в устной речи, так и при чтении, например: действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на тему «…», прослушать сообщение и высказать свое отношение к его содержанию; прочитать рассказ и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста, проинтерпретировать главную идею текста. Именно при выполнении самостоятельной работы этого уровня формируется творческая личность.
В практике самостоятельной работы по иностранному языку эти уровни сосуществуют, и каждый из них может быть представлен определенным набором конкретных подуровней, хотя понятно, что в поступательно разворачиваемом учебном процессе мера самостоятельности учащихся и стремление к эвристическому уровню нарастают [1, 135].
По мнению Ю. В. Бражник, судить о самостоятельности учащихся можно согласно следующим критериям:
На наш взгляд, данные критерии охватывают все необходимые умения для самостоятельной работы учащихся. Их следует развивать в процессе самостоятельной деятельности.
На различных уроках
с помощью разнообразных
Под системой самостоятельных работ понимается прежде всего совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений. При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:
Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ. Эффективность работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.
При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности: