Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:18, дипломная работа
Работа для студентов учителей английского языка (методика преподавания)
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ………………………………………………………………….…………………
6
1.1 Подходы к определению понятия «самостоятельная работа»………………………….
6
1.2 Особенности организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка………………………………………………………………………………………….
16
1.3 Психологические особенности учащихся средней ступени……………………………
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ………………………………………………….
28
2.1 Электронные образовательные ресурсы и их место в учебном процессе………………………………………………………………………………………..
28
2.2 Организация процесса обучения иностранному языку на основе электронных образовательных ресурсов нового поколения ………………………………………………
39
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………………………….
47
3.1 Анализ состояния практики организации самостоятельной работы………………...
47
3.2 Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов………………………………………………………………………………….....
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………
65
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………….
68
Характеризуются конструктивным взаимодействием пользователя с элементами контента. К ним относятся: удаление/введение объекта в активное поле контента; перемещение объектов для установления их соотношений, иерархий; совмещение объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; изменение параметров/характеристик объектов и процессов и другие.
Деятельностные формы отличаются от активных большим числом степеней свободы, выбором последовательности действий, ведущих к учебной цели, необходимостью анализа на каждом шаге и принятия решений в заданном пространстве параметров и определенном множестве вариантов.
Исследования ориентируются не на изучение предложенных событий, а на производство собственных событий. Учебные цели не внедрены в контент, то есть не предлагается методическая последовательность, которая заведомо приведет к заданному результату. Учебные задачи могут формулироваться достаточно разнообразно, а пути их решения для достижения определенной извне учебной цели выбирает сам пользователь.
В данном исследовании будет представлен алгоритм самостоятельной работы учащихся в условно-пассивной и активной форме взаимодействия с ЭОР. Так как на данном этапе обучения ученикам еще рано переходить на более сложные формы. Задания модулей для обучения ИЯ в 5 – 9 классах предполагают только условно-пассивные и активные формы взаимодействия. Применительно к иностранному языку, к условно-пассивным относятся задания на воспроизведение и прослушивание текстов, слов, диалогов, к активным – всевозможные упражнения на соединение частей слов, словосочетаний, заполнений пропусков и т. д.
В процессе использования ЭОР нового поколения можно отметить определенные результаты, достигаемые в процессе обучения ИЯ. Использование электронных учебных модулей позволяет ученику:
Учитель получает возможность:
По мнению Е.В.Пискуновой, ведущей функцией учителя является содействие образованию школьника, которое состоит в создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащегося в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования.
Эффективность самостоятельной учебной работы значительно увеличивается при использовании ЭОР в обучении: итоговые знания, умения, компетенции формируются много быстрее, чем при изучении описаний учебных объектов и процессов, написании текстов и формул, а также других занятиях, которые формализуются единым образом как операции с символами.
Учебная деятельность с ЭОР ориентирована в большей степени на самостоятельную работу и самообразование, что способствует формированию компетентностей учащихся, а в комплексе с применением современных образовательных технологий этот процесс приобретает ярко выраженный целенаправленный характер.
В ЭОР нового поколения реализованы новые возможности оценивания и учета достижений учащихся, прежде всего за счет автоматической фиксации полученных учащимися результатов при выполнении ими практических и контрольных заданий разного типа. Разнообразие тестовых заданий позволяет учителю проектировать систему индивидуализированного контроля. Возможности самопроверки, заложенные в ЭОР нового поколения, позволяют формировать у учащихся навыки самоконтроля и самообучения.
Следует отметить, что
создание условий, содействующих образованию
школьника возможно в том случае,
когда учитель готов к
Результатом изменений процесса обучения является достижение информационной компетентности и готовности к непрерывному образованию и самообразованию, которая характеризуется потребностью и открытостью к познанию и развитой учебно-познавательной компетенцией.
На основе ЭОР нового
поколения целесообразно
Деятельность учителя в этих случаях предполагает выполнение следующих действий: определение индивидуального набора ЭУМ, формулировка вопросов, на которые должны получить ответы учащихся в процессе работы с ЭУМ, определение вида и сроков отчетности.
Организация самостоятельной деятельности учащихся на основе ЭОР нового поколения предполагает их использование: для изучения нового учебного материала; для создания «собственных» продуктов учебной деятельности: конспекты, рефераты, проекты; для отработки умений и навыков; для подготовки выступлений и презентаций; для выполнения учебно-исследовательских работ; для проведения контроля и самоконтроля.
Итак, ведущая роль в новых условиях существования системы образования, в реализации основных направлений ее развития принадлежит открытым образовательным модульным мультимедиа системам – ЭОР нового поколения. Значение, которое они приобретают в настоящий момент, обусловлено их инновационностью, которая заключается в принципиально новых концептуальных положениях, лежащих в основе их создания: открытость, модульность, мультимедийность, интерактивность, вариативность, ориентация на самостоятельную продуктивную деятельность учащихся, возможность инициирования учителем новых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса и порождение инновационных способов обучения [13, 324].
Выводы по второй главе
Электронные образовательные
ресурсы – это учебные
Электронное средство учебного назначения – учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль результатов обучения и продвижение в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением.
Модульное обучение – это один из путей реализации личностно-ориентированного педагогического процесса. Оно предполагает строгое содержание учебного материала, четкие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда.
Выделяют исследовательские, деятельностные, активные и условно-пассивные формы взаимодействия пользователя с электронными образовательными ресурсами.
Учитель – это не единственный источник информации. Он организует поиск учащимися информации по рассматриваемому вопросу и ее отбор, переработку в соответствии с выделенными критериями, таким образом, является посредником между учащимся и источниками информации.
В результате разных способов
представления информации создаются
условия для наиболее комфортного
процесса обучения каждого школьника
при условии его
Учебные модули предполагают возможность осуществления самоанализа и самоконтроля деятельности на всех этапах и уровнях освоения учебного содержания. Такая возможность реализуется в режиме самостоятельной деятельности в еще большей степени, чем при организации работы учащихся на уроке при непосредственном руководстве учителя.
Отличительной особенностью электронных образовательных ресурсов нового поколения является мультимедиа, позволяющее удовлетворить не только познавательные, но и эстетические потребности обучающихся.
Для того чтобы определить уровень организации самостоятельной работы в школе, нами был проведен анализ действующих УМК и анкетирование учителей иностранного языка. Мы опросили 20 учителей разных школ города Благовещенска. Проанализировав ответы учителей на вопросы анкеты (Анкета № 1, приложение 1), мы получили следующие результаты.
Мы выяснили, что 38% опрошенных имеют стаж от пяти до десяти лет, 56% работают в школе более десяти лет. У 6% педагогический стаж не превышает пяти лет. На второй вопрос анкеты респонденты единогласно ответили “да”. 70% опрошенных считают индивидуальную форму организации самостоятельной работы наиболее эффективной, 16 % респондентов предпочитают групповую форму самостоятельной работы и 14% выбирают коллективную форму. Следует отметить, что 69% опрошенных учителей считают организацию самостоятельной работы затратной по времени, а 31% склоняется к ответу, что организация самостоятельной работы затратной по времени не является. В обучении иностранному языку учителя используют различные УМК. 21% респондентов считает, что их УМК ориентирован на обучение самостоятельной работе учащихся, 28% придерживаются противоположного мнения, и большинство опрошенных, 51%, считают, что УМК, который они используют, в недостаточной мере ориентирован на обучение учащихся приемам самостоятельной работы. На вопрос об организации самостоятельной работы 3% опрошенных ответили, что они не организуют самостоятельную работу учащихся, 42% респондентов организуют данную работу время от времени, 55% учителей организуют самостоятельную работу, но делают это редко.
В результате проведенного исследования, мы можем сделать вывод о том, что учителя единогласно считают, что учеников нужно учить приемам самостоятельной работы. Большинство из них предпочитают индивидуальную форму организации самостоятельной работы. Мы согласны с этим мнением и тоже считаем ее наиболее эффективной. Многие учителя считают организацию самостоятельной работы затратной по времени и редко организуют ее на уроке. Опираясь на этот факт, мы предлагаем использовать ЭОР ее организации, это поможет учителю сэкономить время.
Нами был также проанализирован УМК для 5-6 класса «Enjoy English» авторов М. З. Биболетовой и Н.Н. Трубаневой. Данный УМК рассчитан на учеников, обучающихся в общеобразовательной школе при начале обучения ИЯ со 2-го класса. Учебно-методический комплекс состоит из следующих компонентов:
Содержание курса строится на сюжете, в основу которого легла идея культурного обмена школьников Великобритании и России. Авторы считают, что это создает прекрасную мотивацию для изучения английского языка. В методическом отношении перспектива готовящегося обмена помогает обеспечить коммуникативную направленность учебного процесса и обуславливает гармоничное включение в учебный процесс различных коммуникативных ситуаций, типичных для детей данного возраста.
Целью авторов данного УМК является комплексное решение задач, стоящих перед иностранным языком как одним из предметов общеобразовательной школы, а именно, формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как готовность и способность учащихся общаться на английском языке в пределах, обозначенных нормативными документами. Данная цель подразумевает развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании речи на слух и письме на английском языке, сформированных при обучении в начальной школе; развитие и образование учащихся средствами английского языка, осознание ими явлений действительности, происходящих в разных странах, через знания о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка; осознание роли родного языка и культуры в сравнении с культурой других народов; понимание важности изучения ИЯ как средства достижения взаимопонимания между людьми.