Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:18, дипломная работа
Работа для студентов учителей английского языка (методика преподавания)
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ………………………………………………………………….…………………
6
1.1 Подходы к определению понятия «самостоятельная работа»………………………….
6
1.2 Особенности организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка………………………………………………………………………………………….
16
1.3 Психологические особенности учащихся средней ступени……………………………
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ………………………………………………….
28
2.1 Электронные образовательные ресурсы и их место в учебном процессе………………………………………………………………………………………..
28
2.2 Организация процесса обучения иностранному языку на основе электронных образовательных ресурсов нового поколения ………………………………………………
39
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………………………….
47
3.1 Анализ состояния практики организации самостоятельной работы………………...
47
3.2 Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов………………………………………………………………………………….....
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………
65
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………….
68
Ежедневная, систематическая работа учащегося по иностранному языку, направляемая учителем в плане её содержания, формы, способов и приёмов выполнения, в настоящее время становится настоятельной необходимостью, в противном случае усилия как учащихся, так и учителей в равной мере будут тщетны, не дадут желаемых результатов.
При работе с младшими подростками упор следует сделать на пробуждение интереса и развития доверия к самому себе, на понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера. Они предпочитают оценку со стороны взрослых, которые в основном оценивают конечные результаты деятельности детей. Отсюда мотивировка собственных поступков носит у подростков поверхностный и ситуативный характер.
2.1 Электронные образовательные ресурсы и их место в учебном процессе
В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
В соответствии с мировым опытом на смену текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР. При этом необходимо обеспечить возможности сетевого распространения, поскольку в географических условиях нашей страны телекоммуникационный доступ к образовательным ресурсам трудно переоценить. [13, 97]
По мнению А.В. Осина, директора Республиканского мультимедиа-центра, возглавляющего работы по созданию открытых образовательных модульных мультимедиа-систем, электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Директор Института информатизации образования Российской академии образования И. В. Роберт определяет понятия «электронное издание учебного назначения» (ЭИУН) или «электронное средство учебного назначения» (ЭСУН) как «учебное средство, реализующее возможности средств информационно-коммуникационных технологий и ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль результатов обучения и продвижение в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением». По мнению этого же автора электронное издание образовательного назначения (ЭИОН) реализует все возможности ЭИУН и включает решение воспитательных проблем и задач. Говоря об электронных учебных изданиях и ресурсах, И.В. Роберт отмечает, что это более широкое понятие, чем ЭИУН. Разница между «изданием» и «ресурсом» к настоящему времени нигде не зафиксирована. По мнению этого автора, некоторые ресурсы не могут быть изданы на материальных носителях, или не нуждаются в этом (например, Web-страницы, сайты, базы данных в Интернет и т.п.) [13, 268-269].
Вместе с тем толковый словарь русского языка так определяет понятие ресурс (от французского ressource – «вспомогательное средство») – средство, к которому можно прибегнуть при необходимости.
Не претендуя на общность определения, мы в дальнейшем под электронными образовательными ресурсами будем понимать материалы, предназначенные для использования в образовательном процессе, представленные и тиражируемые в цифровых форматах, распространяемые как на электронных носителях, так и с использованием телекоммуникаций.
Доступность ЭОР нового поколения целесообразно определять на основе, по крайней мере, четырех критериев:
Анализ данных критериев позволяет нам сделать вывод о том, что ЭОР доступны любому пользователю, поскольку: они размещены в интернете и бесплатны; легко скачиваются; требуют дополнительного программного обеспечения, которое, однако, находится в свободном доступе и легко устанавливается; не требуют специального обучения работе с ресурсом. Мы полагаем, что реализация принципа доступности применительно к ЭОР позволяет обеспечить возможность быстрого их внедрения в учебный процесс.
Электронными образовательными ресурсами обычно называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Самые простые из них – текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстрацией: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Следующая группа ЭОР отличается от первой технологией навигации по тексту – она нелинейная с возможностью выбора множества различных путей для прочтения текста. Реализация таких структур невозможна в печатном варианте. Близкими по идее примерами такого представления традиционной информации в гипертекстовом формате являются каталоги, справочники, энциклопедии, аннотированные литературные тексты и т.п. Именно эти ЭОР позволили сформировать культуру работы с гипертекстовыми источниками, что является основой поиска информации в сети Интернет.
К следующей группе ЭОР относятся видео и аудио ресурсы, которые по существу дублируют всем известные аудио- и видеопродукты, воспроизводимые на бытовом CD-плейере. На самом деле, эти ресурсы пришли на смену учебному кино и телевидению, органично достроив традиционные учебники и обеспечив возможность индивидуального просмотра в удобное время. Применение этих ЭОР в образовании, также как и ЭОР второй группы, не привнесло существенных изменений ни в методические подходы, ни в целом в перестройку учебного процесса. Безусловной заслугой этих ресурсов было повышение наглядности.
Таким образом, эволюция ЭОР стремительно продвигалась в сторону создания таких ЭОР, которые бы, с одной стороны, имели гипертекстовую структуру, с другой стороны – реализовали возможности видео и аудио ресурсов. К таким ЭОР относятся мультимедиа-ЭОР, образующие 4 группу, самые мощные и интересные для системы образования продукты, имеющие принципиальные отличия от книги. Создание ЭОР этой группы способствовало развитию информационно-образовательной среды, ее насыщению принципиально новыми образовательными электронными продуктами, а именно электронными учебными модулями (ЭУМ) (Осин, Калина, 2007).
Что касается темы нашего исследования, то интерес для нас представляет именно четвертая группа ЭОР, поскольку в обучении ИЯ с помощью данных ресурсов у нас появляется возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами (текстом, графикой, анимацией, видео, 3D моделями и т.д.), что ведет к более эффективному усвоению материала, т.к. одновременно задействуются зрительные и слуховые анализаторы.
В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века стали писать и говорить о преимуществах модульного обучения в системе образования.
Слово «модуль» (от латинского мodulus – «мера») имеет три значения:
В педагогической науке модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не срабатывает. По своему содержанию – это полный, логически завершенный блок. Модульное обучение, частично применяемое в школах Англии и Швеции, строится по правилам модульности, когда конструкция учебного материала обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, имеет законченность материала в модуле и интеграцию разных видов и форм обучения. Положительный эффект, достигаемый в результате такого обучения, связан с его динамичностью, которая заключается в вариативности элементов модулей, содержания элементов и модулей. Модульное обучение отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к учению. [19, С.150].
По мнению Т. И. Шамовой, модульное обучение – это один из путей реализации личностно-ориентированного педагогического процесса. Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда [21, С.200].
Согласно В. В. Валетову, модульное обучение заключается в разбивке учебного материала на отдельные взаимосвязанные учебные элементы, каждый из которых представляет собой специально разработанный и соответственно оформленный учебный вопрос. Автор считает, что в условиях социально-экономических преобразований, внедрение гибкой модульной системы обучения является особенно актуальным. Эта система позволяет индивидуализировать учебный процесс, учитывая степень подготовленности, интересы и способности учащихся. Немаловажно и то, что модульное обучение дополняет традиционные формы подготовки и может быть использовано как самостоятельно, так и в сочетании с ними [4, С.14].
Мы считаем, что модульное обучение способствует организации самостоятельной работы учащихся. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению. Обеспечивается самостоятельное, осознанное достижение определенного уровня в учении.
2.2 Организация процесса обучения ИЯ на основе электронных образовательных ресурсов нового поколения
Построение процесса обучения ИЯ на основе использования электронных учебных модулей (ЭУМ) предполагает как изменение роли обучающего, так и переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации.
Большинство исследователей считают, что на современном этапе развития общества изменяются роли педагога. А. П. Валицкая так характеризует деятельность современного педагога: «…он не столько авторитарный посредник – транслятор, редуцирующий заданную кем-то информацию, но прямой интерпретатор данных современной науки, конструктор образовательных программ…»[]. Мы также считаем, что учитель – это не единственный источник информации. Он организует поиск учащимися информации по рассматриваемому вопросу и ее отбор, переработку в соответствии с выделенными критериями, таким образом, является посредником между учащимся и источниками информации.
Учитель определяет оптимальную
для каждого учащегося совокупн
Именно учитель организует самостоятельную работу учащихся, подбирая наиболее подходящие ЭУМ в соответствии с изучаемой темой и с уровнем подготовки его класса.
В соответствии с высказанными
положениями можно утверждать, что
в корне изменяется и процесс
подготовки учителя как к организации
процесса обучения в целом, так и
к конкретному уроку в
Активное взаимодействие пользователя с электронным учебным продуктом является главным преимуществом, стратегической задачей информации образования. Уровень интерактивности, другими словами – уровень активности пользователя при работе с электронным образовательным ресурсом служит одним из важнейших показателей качества ЭОР.
Под интерактивным понимается электронный контент, в котором возможны операции с его элементами: манипуляции с объектами, вмешательство в процессы. Как правило, все операции производятся в активном поле контента, которое может занимать как весь экран монитора, так и его часть.
Рассмотрим формы
Характеризируются отсутствием взаимодействия пользователя с контентом, при этом контент имеет неизменный вид в процессе использования. «Условно» - пассивными данные формы названы, поскольку от пользователя все же требуются управляющие воздействия для вызова того или иного содержательного фрагмента. К условно-пассивным формам взаимодействия относятся: чтение текста, в том числе с управлением его движения в окне представления («листание» страниц или скроллинг); просмотр деловой графики; прослушивание звука; просмотр изображений; восприятие аудиовизуальной композиции.
Характеризуются простым взаимодействием пользователя с контентом на уровне элементарных операций с его составляющими (элементами). К активным формам относятся: навигация по элементам контента (операции в гипертексте, переходы по визуальным объектам); копирование элементов контента в буфер (чаще всего – для создания собственных оригинальных композиций); множественный выбор из элементов контента (символьных строк или изображений); масштабирование изображения для детального изучения и другие.