Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:18, дипломная работа
Работа для студентов учителей английского языка (методика преподавания)
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ………………………………………………………………….…………………
6
1.1 Подходы к определению понятия «самостоятельная работа»………………………….
6
1.2 Особенности организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка………………………………………………………………………………………….
16
1.3 Психологические особенности учащихся средней ступени……………………………
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ………………………………………………….
28
2.1 Электронные образовательные ресурсы и их место в учебном процессе………………………………………………………………………………………..
28
2.2 Организация процесса обучения иностранному языку на основе электронных образовательных ресурсов нового поколения ………………………………………………
39
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………………………….
47
3.1 Анализ состояния практики организации самостоятельной работы………………...
47
3.2 Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов………………………………………………………………………………….....
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………
65
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………….
68
На прошлом уроке была организована самостоятельная работа с диалогом на аудирование и чтение (модуль L1.09) на воспроизводящем уровне. Теперь необходимо проверить понимание и закрепить основные лексические единицы текста. Модулю L1.09 (воспроизводящий уровень) соответствует модуль L1.10, предназначенный для проверки уровня сформированности навыков аудирования, говорения и чтения по теме «Holidays» и относящийся к модулям контроля. Если есть необходимость, можно еще раз загрузить модуль L1.09 и прослушать диалог, а затем непосредственно перейти к выполнению модуля L1.10 Мы рекомендуем организовать индивидуальную форму самостоятельной работы. На воспроизводящем уровне ученики прослушали и отчитали диалог, а на полутворческом уровне им необходимо ответить на вопросы мальчика из диалога, так как реплики его собеседницы отсутствуют, но их можно прослушать, а затем следует вписать в указанное место. Учащиеся самостоятельно совершенствуют аудитивные и орфографические навыки по теме.
Так осуществляется самостоятельная работа с модулями на операционно-познавательном этапе в разделе «Do You Like Holidays?». Этот этап организуется на всех уроках по теме, поскольку на нем происходит основное усвоение материала по теме. Напомним, что на этом этапе осуществляется самостоятельная работа на воспроизводящем и полутворческом уровне. На последнем уроке появляется необходимость в обобщении полученных знаний по теме. Учитель организует рефлексивно-оценочный этап самостоятельной работы учащихся, в ходе которого ребята получают творческие задания, для выполнения которых они должны применить свои знания, умения, навыки по теме. Организуется творческий уровень самостоятельной работы. Мы предлагаем план итогового урока по теме второго раздела «Do You Like Holidays?».
Урок №6
Цели и задачи урока:
Таблица 6 – План урока № 6
Этапы урока |
Материал |
Время |
I. Организационный момент |
1 | |
II. Основной этап |
||
|
4 | |
|
Творческие задания: открытка с Днем Рождения, Сочинение «Мой любимый праздник» |
20 |
|
15 | |
III. Завершающий этап |
1 |
Ход урока:
Учитель приветствует учащихся, сообщает им, что сегодня итоговый урок по второму разделу, что они будут повторять и обобщать изученный материал. На первом этапе урока учитель организует повторение пройденного материала, знание которого непосредственно пригодится учащимся в самостоятельной работе на данном уроке. После этого можно приступать к организации самостоятельной работы учащихся на творческом уровне.
Мы предлагаем два задания: написать
сочинение о любимом празднике
и сделать поздравительную
Для выполнения следующего задания мы предлагаем разбить детей по парам. Каждая пара получает альбомный лист, на котором нужно нарисовать открытку и написать поздравление на английском языке. Если есть традиция отмечать день именинника, то можно связать это с данным уроком. Каждая пара подготовит открытку с поздравлением. Учитель должен предоставить ученикам фломастеры, карандаши, различные картинки и клей. Когда ребята готовы, можно приступать к проверке творческих заданий. Мы советуем начать проверку с поздравительных открыток, поскольку эти работы красочные, яркие, смогут поднять настроение. Каждая пара по очереди выходит к доске, демонстрирует свою открытку, зачитывает поздравление и вручает имениннику. Если остается время на уроке, можно перейти к проверке сочинений. Если времени нет, то собрать их на проверку. Таким образом обобщаются знания, полученные в ходе изучения второго раздела.
Итогом всей самостоятельной работы за четверть является развлекательное мероприятие, подготовленное учащимися. Учитель организует коллективную самостоятельную работу класса и контролирует учащихся. Мы предлагаем организовать «Телемост» []. Учителю необходимо пояснить ученикам, что они должны разделиться на 2 группы: ученики из России и ученики из Англии, с которыми первые будут осуществлять общение с помощью телемоста на темы, изученные в этой четверти. Ученики сами должны написать сценарий, распределить роли, нарисовать декорации и подготовить выступление. Для проведения мероприятия нужно два ведущих, ими могут быть сильные ученики с каждой группы, либо сильный ученик, представляющий одну группу, и учитель, представляющий другую. В классе можно оформить стенд с работами учащихся, которые были выполнены на творческом уровне самостоятельной работы после изучения каждого раздела.
В результате проведения
данного мероприятия и
Выводы по третьей главе
Результаты проведенного анкетирования учителей показывают, что они единогласно считают, что учеников нужно учить приемам самостоятельной работы. Большинство учителей предпочитают индивидуальную форму организации самостоятельной работы. Они редко организуют ее на уроке, поскольку считают ее организацию затратной по времени.
Предпринятый анализ действующего УМК свидетельствует о том, что его авторы не акцентируют внимание на обучении приемам самостоятельной работы. Задания в учебнике не снабжены пометой «Самостоятельная работа», хотя учебник содержит упражнения, которые могут быть использованы для организации самостоятельной деятельности, но учителю приходится самостоятельно их отбирать и классифицировать согласно уровням и этапам, определять их последовательность в предъявлении.
Электронные образовательные ресурсы нового поколения имеют большие возможности для организации деятельности и учителя, и учеников в условиях классно-урочной системы при проведении традиционных уроков. Особенно существенное значение имеет применение электронных образовательных ресурсов нового поколения для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
В электронных образовательных ресурсах нового поколения выделяют три типа электронных учебных модулей: информационные, практические и модули контроля. Данные модули обозначены заглавной буквой в верхнем правом углу открытого модуля. Для организации работы с модулями разного типа учителю предлагаются рекомендации.
Самостоятельная работа учащихся может быть организована с помощью индивидуальных листов обучения. Они могут быть подготовлены как в электронном виде, так и в печатном, и в них педагогом подготовлены задания для самостоятельной работы и имеется свободное место для ответов. Учащиеся заполняют индивидуальный лист обучения, становясь активно обучающимися.
Изучение каждого
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество преподавания и самостоятельная познавательная деятельность учеников определяют эффективность учебного процесса познания. Самостоятельную работу выделяют как ведущую и активизирующую форму обучения.
В результате анкетирования учителей школ города Благовещенска можно сделать вывод о том, что многие учителя считают, что УМК в недостаточной мере ориентированы на обучение приемам самостоятельной работы, что ее организация является затратной по времени, соответственно они редко организуют ее на уроке. Действительно, самостоятельная работа слабо обеспечена методически. Анализ действующего УМК показал, что авторы не рассматривают развитие навыков самостоятельной работы в качестве приоритетных, хотя в УМК заложен потенциал для их формирования, но в данном комплексе нет указаний на то, какие именно упражнения должны быть выполнены учащимися самостоятельно, и как с ними работать.
В результате переработки и анализа теоретического материала по данной теме, можно заключить, что самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, одна из организационных форм обучения, протекающая вне непосредственного контакта с преподавателем или управляемая преподавателем опосредованно через предназначенные для этой цели учебные материалы.
Организуя самостоятельную работу, необходимо руководствоваться основными дидактическими требованиями. Нельзя забывать про этапы и уровни ее организации. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Электронные образовательные ресурсы могут быть использованы для формирования навыков самостоятельной работы. Электронное средство учебного назначения – это учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль результатов обучения и продвижение в учении.
Эффективность самостоятельной учебной работы значительно увеличивается, так как в результате разных способов представления информации создаются условия для наиболее комфортного процесса обучения каждого школьника при условии его самостоятельной работы с модулем.
Модульное обучение способствует
организации самостоятельной
Целесообразно организовать самостоятельную работу учащихся с помощью индивидуальных листов обучения, которые могут быть подготовлены как в электронном виде, так и в печатном, и в них имеется свободное место для ответов.
В процессе дипломной работы нами была достигнута поставленная цель, мы теоретически и практически исследовали возможность использования электронных образовательных ресурсов в организации самостоятельной работы по английскому языку на средней ступени обучения.
Для этого мы решили следующие задачи: выявили особенности организации самостоятельной работы по английскому языку на средней ступени обучения, выявили роль электронных образовательных ресурсов в организации самостоятельной работы по иностранному языку, изучили состояние и перспективы рассматриваемого вопроса в современной школе, обосновали и разработали методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в организации самостоятельной работы по английскому языку на средней ступени обучения.
В работе предлагаются методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов к двум разделам восьмого урока УМК «Enjoy English» для 5 – 6 класса для организации самостоятельной работы учащихся. Составлен каталог модулей, где можно подобрать необходимые модули согласно уровням организации самостоятельной работы. К работе прилагается диск, на котором находятся все необходимые модули и каталог в электронном варианте.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Анкета 1 – Организация самостоятельной работы на уроке иностранного языка
I. Стаж работы в школе
а. до 5 лет б. 5-10 лет в. более 10 лет
II. Стоит ли учить детей приемам самостоятельной работы?
а. да б. нет
III. Какие формы см/р Вы считаете наиболее эффективными?
а. групповая б. индивидуальная в. Коллективная
IV. Считаете ли Вы организацию см/р затратной по времени?
а. да б. нет
V. Ориентирован ли УМК, который Вы используете, на обучение см/р учащихся?
а. да б. нет в. в недостаточной мере
VI. Организуете ли Вы см/р учащихся на уроке?
а. да б. нет в. редко
Приложение Д