Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:18, дипломная работа
Работа для студентов учителей английского языка (методика преподавания)
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ………………………………………………………………….…………………
6
1.1 Подходы к определению понятия «самостоятельная работа»………………………….
6
1.2 Особенности организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка………………………………………………………………………………………….
16
1.3 Психологические особенности учащихся средней ступени……………………………
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ………………………………………………….
28
2.1 Электронные образовательные ресурсы и их место в учебном процессе………………………………………………………………………………………..
28
2.2 Организация процесса обучения иностранному языку на основе электронных образовательных ресурсов нового поколения ………………………………………………
39
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………………………….
47
3.1 Анализ состояния практики организации самостоятельной работы………………...
47
3.2 Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов………………………………………………………………………………….....
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………
65
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………….
68
Учебник разбит на восемь уроков (1-8 Units), как называют их авторы, которые имеют примерно одинаковую структуру, состоящую из следующих основных компонентов: нескольких текстов, предтекстовых и послетекстовых заданий, серии упражнений речеподготовительного и речевого характера, специального аудитивного задания, блока лексических и грамматических упражнений (раздел «Homework»), раздела «Key Vocabulary», серии заданий контролирующего характере («Progress Check»).
В каждый урок (Unit) учебника включены три постоянные рубрики: «Word Focus», «Grammar Discoveries» и «Be Polite!». Кроме того, к каждому уроку (Unit) дается текст для самостоятельного чтения (с пониманием основного содержания), снабженный комплексом упражнений для проверки понимания прочитанного. Данный материал приводится в специальном разделе учебника.
Для удобства учителя и учащихся уроки учебника разбиты на несколько разделов (Sections), деление на которые обусловлено их самостоятельностью или лингвистической спецификой.
В основу построения курса авторы положили следующие принципы, которые и являются объектом нашего анализа:
Авторами данного УМК
соблюдается коммуникативный
В данном УМК соблюдается деятельностный характер обучения иностранному языку, при котором используются разные формы работы такие как: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Есть задания, в которых точно указано как их следует выполнять: в парах, в группе или индивидуально. Упражнения, в которых нет указания на форму работы, учащиеся выполняют, как требует учитель, т.е. учителю предоставляется самостоятельность в выборе форм работы. Например, задание упражнения 9 на странице 147 «Обсудите следующие вопросы» может быть выполнено как в коллективной, парной, так и в групповой форме. Самостоятельная работа учащихся также может быть организована в разной форме. Учителю предоставляется возможность выбора форм работы, но задания не снабжены пометой «самостоятельная работа».
На наш взгляд, авторами соблюдается принцип сбалансированного обучения устным и письменным формам общения. Языковые и речевые упражнения соотносятся в пропорции 1/4 (на 1 языковое приходится 4 речевых упражнения). Но в данных упражнениях нет специального указания, что они должны быть выполнены самостоятельно, и они не организованы согласно уровням и этапам самостоятельной работы.
Авторы учитывают интересы и возрастные особенности учащихся. Это проявляется в том, какой материал и как преподнесен. Учебник яркий, красочный, привлекает внимание учащихся, темы соответствуют их возрасту.
Также авторы УМК используют опору на родной язык. На языковом уровне сопоставляются лексические и фонетические единицы в двух языках, на речевом уровне – особенности построения предложений, порядок слов и т.д., на социокультурном уровне дети знакомятся как с иностранной, так и с родной культурой.
Различные задания, красочное оформление учебника делает процесс более увлекательным. Учителям предлагаются аудио- и видеокассеты, которые делают процесс обучения более разнообразным. Мы хотим отметить, что на сегодняшний день эти средства являются несколько устаревшими, т.к. все компьютеризируется, и немногие учителя продолжают использовать кассеты в обучении, соответственно используется не всё, что предполагается авторами УМК.
В числе текстов для аудирования и самостоятельного чтения составители предлагают использовать английские сказки, рассказы, детективные истории, научно-популярные тексты и другие аутентичные источники. В обучении чтению и аудированию используются преимущественно аутентичные тексты. Это проявляется не только в текстах уроках, но и в книге для домашнего чтения. Так, в частности, ребятам предлагается аутентичный текст Пегги Периш «Amelia Bedelia», [167]. Но работа с данными текстами не предполагает их самостоятельное изучение.
Соблюдается принцип
социокультурной направленности обучения.
Учебник содержит большое количество
лингвострановедческих
Предпринятый анализ УМК приводит к следующим выводам: авторы УМК не рассматривают развитие навыков самостоятельной работы в качестве приоритетных, хотя в УМК заложен потенциал для их формирования, но в данном комплексе нет указаний на то, какие именно упражнения должны быть выполнены учащимися самостоятельно, и как с ними работать. Анализ заданий раздела «Homework» и заданий рабочей тетради показывает, что авторы предлагают ряд упражнений для самостоятельного выполнения их дома в качестве домашнего задания, но такие задания не полностью соответствуют понятию «самостоятельная работа», поскольку они не составлены, согласно этапам и уровням ее организации. Учебник содержит упражнения, которые могут быть использованы для организации самостоятельной деятельности, но учителю приходится самостоятельно их отбирать и классифицировать согласно уровням и этапам, определять их последовательность в предъявлении.
На основе данного анализа мы соглашаемся с респондентами в том, что УМК в недостаточной мере ориентированы на обучение самостоятельной работе учащихся и предлагаем вариант дополнения УМК «Enjoy English» для 5-6 классов [] электронными образовательными модулями, направленными на обучение приемам самостоятельной работы. Мы предлагаем комплекс упражнений по данной теме с использованием ЭОР, рассчитанный на самостоятельную работу школьников по трем уровням (воспроизводящий, полутворческий и творческий).
В ЭОР нового поколения выделяют три типа электронных учебных модулей: информационные, практические и модули контроля. Данные модули обозначены заглавной буквой в верхнем правом углу открытого модуля:
Информационные модули отвечают за введение новой информации, которое может обеспечиваться за счет использования различных средств: интерактивных лекций, виртуальных экскурсий, пошагового объяснения и т.д. Важно отметить, что в результате разных способов представления информации (текст, звук, анимация) создаются условия для наиболее комфортного процесса обучения каждого школьника при условии его самостоятельной работы с модулем. Среди отобранных нами модулей к информационным относится 15 (Каталог модулей, приложение Б).
Информационные модули могут содержать следующие задания:
Организуя работу с информационными модулями необходимо учитывать следующее:
Основной целью практических модулей является формирование умений и навыков, необходимых для успешного овладения деятельностью, соответствующей тому или иному предметному содержанию. Практические модули имеют важное значение в обучении ИЯ, т.к. направлены на формирование специальных умений и навыков. Из предложенных нами модулей к практическим относится 21 модуль (Каталог модулей, приложение Б).
Практические модули могут включать следующие задания:
При работе с данными модулями необходимо помнить следующее: