Совершенствование организации самостоятельной работы по английскому языку на средней ступени обучения с помощью ЭОР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:18, дипломная работа

Описание

Работа для студентов учителей английского языка (методика преподавания)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ………………………………………………………………….…………………

6
1.1 Подходы к определению понятия «самостоятельная работа»………………………….
6
1.2 Особенности организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка………………………………………………………………………………………….

16
1.3 Психологические особенности учащихся средней ступени……………………………

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ………………………………………………….

28
2.1 Электронные образовательные ресурсы и их место в учебном процессе………………………………………………………………………………………..

28
2.2 Организация процесса обучения иностранному языку на основе электронных образовательных ресурсов нового поколения ………………………………………………

39
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………………………….


47
3.1 Анализ состояния практики организации самостоятельной работы………………...
47
3.2 Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов………………………………………………………………………………….....

54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………
65
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………….
68

Работа состоит из  1 файл

диплом НА ПЕЧАТЬ.doc

— 410.00 Кб (Скачать документ)

Учебник разбит на восемь уроков (1-8 Units), как называют их авторы, которые имеют примерно одинаковую структуру, состоящую из следующих основных компонентов: нескольких текстов, предтекстовых и послетекстовых заданий, серии упражнений речеподготовительного и речевого характера, специального аудитивного задания, блока лексических и грамматических упражнений (раздел «Homework»), раздела «Key Vocabulary», серии заданий контролирующего характере («Progress Check»).

В каждый урок (Unit) учебника включены три постоянные рубрики: «Word Focus», «Grammar Discoveries» и «Be Polite!». Кроме того, к каждому уроку (Unit) дается текст для самостоятельного чтения (с пониманием основного содержания), снабженный комплексом упражнений для проверки понимания прочитанного. Данный материал приводится в специальном разделе учебника.

Для удобства учителя  и учащихся уроки учебника разбиты на несколько разделов (Sections), деление на которые обусловлено их самостоятельностью или лингвистической спецификой.

В основу построения курса  авторы положили следующие принципы, которые и являются объектом нашего анализа:

  1. Приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку, понимаемой как обучение детей общению на новом для них языке в устной и письменной формах. Учебник строится таким образом, чтобы создать на занятиях атмосферу доброжелательности, сотрудничества. Задания для обучения устной речи, чтению и письму формулируются так, чтобы в их выполнении был коммуникативный смысл.

Авторами данного УМК  соблюдается коммуникативный принцип  в обучении иностранному языку. Это  подтверждается большим числом различных ситуаций общения. Восьмой урок содержит 43 упражнения, из которых 20 упражнений включают в себя ситуации общения. Например, упражнение 1 на странице 144 содержит следующую речевую ситуацию: «Посмотри на картинки и расскажи, как бы ты провел свое свободное время» []. Упражнение 3 на странице 145, содержит такую ситуацию общения: «Расскажите своим одноклассникам, чем вы будете заниматься на летних каникулах» и др []. Данные упражнения могут быть использованы учителем для организации творческого уровня самостоятельной работы.

  1. Соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку. Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых учащимися при решении конкретных коммуникативных задач.

В данном УМК соблюдается деятельностный характер обучения иностранному языку, при котором используются разные формы работы такие как: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Есть задания, в которых точно указано как их следует выполнять: в парах, в группе или индивидуально. Упражнения, в которых нет указания на форму работы, учащиеся выполняют, как требует учитель, т.е. учителю предоставляется самостоятельность в выборе форм работы. Например, задание упражнения 9 на странице 147 «Обсудите следующие вопросы» может быть выполнено как в коллективной, парной, так и в групповой форме. Самостоятельная работа учащихся также может быть организована в разной форме. Учителю предоставляется возможность выбора форм работы, но задания не снабжены пометой «самостоятельная работа».

  1. Сбалансированное обучение устным и письменным формам общения. Авторы считают, что в 5 – 6 классах постепенно соотношение устных и письменных видов речи приходит в равновесие.

На наш взгляд, авторами соблюдается принцип сбалансированного обучения устным и письменным формам общения. Языковые и речевые упражнения соотносятся в пропорции 1/4 (на 1 языковое приходится 4 речевых упражнения). Но в данных упражнениях нет специального указания, что они должны быть выполнены самостоятельно, и они не организованы согласно уровням и этапам самостоятельной работы.

  1. Ориентация на личность учащегося при обучении английскому языку, которая позволяет организовать общение детей на основе их интересов, их интеллектуальной и речевой подготовки, их типологических, индивидуальных и возрастных особенностей.

Авторы учитывают интересы и возрастные особенности учащихся. Это проявляется в том, какой  материал и как преподнесен. Учебник  яркий, красочный, привлекает внимание учащихся, темы соответствуют их возрасту.

  1. Опора на опыт учащихся в родном языке подразумевает познавательную активность учащихся по отношению к явлениям родного и английского языков, сопоставление двух языков на разных уровнях: языковом, речевом, социокультурном.

Также авторы УМК используют опору на родной язык. На языковом уровне сопоставляются лексические и фонетические единицы в двух языках, на речевом уровне – особенности построения предложений, порядок слов и т.д., на социокультурном  уровне дети знакомятся как с иностранной, так и с родной культурой.

  1. Привлечение различных методов, приемов и средств, позволяющих, по мнению авторов, интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и эффективным.

Различные задания, красочное  оформление учебника делает процесс  более увлекательным. Учителям предлагаются аудио- и видеокассеты, которые делают процесс обучения более разнообразным. Мы хотим отметить, что на сегодняшний день эти средства являются несколько устаревшими, т.к. все компьютеризируется, и немногие учителя продолжают использовать кассеты в обучении, соответственно используется не всё, что предполагается авторами УМК.

  1. Преимущественное использование аутентичных текстов для обучения всем формам общения – письменным и устным.

В числе текстов для  аудирования и самостоятельного чтения составители предлагают использовать английские сказки, рассказы, детективные истории, научно-популярные тексты и другие аутентичные источники. В обучении чтению и аудированию используются преимущественно аутентичные тексты. Это проявляется не только в текстах уроках, но и в книге для домашнего чтения. Так, в частности, ребятам предлагается аутентичный текст Пегги Периш «Amelia Bedelia», [167]. Но работа с данными текстами не предполагает их самостоятельное изучение.

  1. Социокультурная направленность обучения. Широко привлечены лингвострановедческие материалы, которые дают детям возможность лучше овладеть английским языком.

Соблюдается принцип  социокультурной направленности обучения. Учебник содержит большое количество лингвострановедческих материалов. Например, восьмой урок в пределах каждого раздела содержит лингвострановедческую информацию.  Упражнение 6 на странице 146 содержит диаграмму, которая отражает интересы английских студентов; ребята знакомятся с праздничными традициями англичан; в упражнении 39 на странице 156 узнают об их отношении к домашним животным. На странице 179 находится лингво-страноведческий справочник, данные которого основаны на словаре «Longman Dictionary of  English and Culture». Данный словарь рассчитан на самостоятельное обращение к нему учащихся.

Предпринятый анализ УМК приводит к следующим выводам: авторы УМК не рассматривают развитие навыков самостоятельной работы в качестве приоритетных, хотя в УМК заложен потенциал для их формирования, но в данном комплексе нет указаний на то, какие именно упражнения должны быть выполнены учащимися самостоятельно, и как с ними работать. Анализ заданий раздела «Homework» и заданий рабочей тетради показывает, что авторы предлагают ряд упражнений для самостоятельного выполнения их дома в качестве домашнего задания, но такие задания не полностью соответствуют понятию «самостоятельная работа», поскольку они не составлены, согласно этапам и уровням ее организации. Учебник содержит упражнения, которые могут быть использованы для организации самостоятельной деятельности, но учителю приходится самостоятельно их отбирать и классифицировать согласно уровням и этапам, определять их последовательность в предъявлении.

На основе данного  анализа мы соглашаемся с респондентами  в том, что УМК в недостаточной  мере ориентированы на обучение самостоятельной работе учащихся и предлагаем вариант дополнения УМК «Enjoy English» для 5-6 классов [] электронными образовательными модулями, направленными на обучение приемам самостоятельной работы. Мы предлагаем комплекс упражнений по данной теме с использованием ЭОР, рассчитанный на самостоятельную работу школьников по трем уровням (воспроизводящий, полутворческий и творческий).

 

 

 

 

 

 

    1. Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов

 

 

В ЭОР нового поколения выделяют три типа электронных учебных модулей: информационные, практические и модули контроля. Данные модули обозначены заглавной буквой в верхнем правом углу открытого модуля:

  1. Информационные – И.
  2. Практические – П.
  3. Модули контроля – К.

Информационные модули отвечают за введение новой информации, которое может обеспечиваться за счет использования различных средств:  интерактивных лекций, виртуальных экскурсий, пошагового объяснения и т.д. Важно отметить, что в результате разных способов представления информации (текст, звук, анимация) создаются условия для наиболее комфортного процесса обучения каждого школьника при условии его самостоятельной работы с модулем. Среди отобранных нами модулей к информационным относится 15 (Каталог модулей, приложение Б).

Информационные модули могут содержать следующие задания:

  • послушай звуки, новые слова и повтори их за диктором;
  • послушай диалог и прочитай его;
  • послушай текст и повтори за диктором;
  • ознакомься с новым грамматическим материалом.

Организуя работу с информационными  модулями необходимо учитывать следующее:

  • Для того чтобы прослушать звуки и новые слова за диктором, необходимо щелкнуть кнопку плейера слева от строки. Если непонятно, как произносить отдельные звуки, ребята могут обратиться к фонетическому справочнику щелчком по закладке P (pronunciation), где ребята могут прослушать незнакомый им звук и прочитать комментарий, как его произносить. Со значением непонятных слов можно ознакомиться в закладке W (words and phrases), где также можно прослушать правильный вариант произнесения диктором. Итак, мы считаем, что сначала ученики должны самостоятельно поработать над произношением (т.е. повторить звуки и слова за диктором, и затем самостоятельно прочитать, сверив свое чтение с чтением диктора). После этого ученики должны обратиться к закладке W (words and phrases), прослушать там новые слова, повторить их за диктором и переписать их в словарь.
  • В правой половине экранной страницы может встретиться картинка, анимация или слайд-шоу. Для запуска анимации и слайд-шоу необходимо воспользоваться кнопкой «Play» и повторять за диктором в паузу. Для временной остановки можно щелкнуть кнопку «Pause», для полной остановки воспроизведения – кнопку «Stop».
  • Работая с текстом, необходимо нажать кнопку воспроизведения и прослушать его, повторяя каждое предложение за диктором, для этого нужно нажимать на кнопку «Pause» для временной остановки, после этого ученик должен сам прочитать текст, а потом, прослушав его еще раз, сверить свое чтение с чтением диктора. После прослушивания ребята переводят текст самостоятельно и проверяют себя, щелкнув на российский флаг, который находится слева от текста на английском языке. Появляется окошко с переводом текста.
  • Работая с диалогом, сначала нужно прослушать его полностью, для этого можно воспользоваться кнопкой «Play All». При желании можно проиграть отдельную реплику каждого героя щелчком по ней. Отдельную реплику также можно прослушать щелчком по кнопке плейера «Play», расположенную справа от кнопки «Play All». Мы советуем учащимся, послушать диалог, повторить его за диктором, затем если непонятно, как перевести, обратиться к российскому флажку. После этого нужно прочитать диалог самостоятельно, еще раз послушать диктора и проверить себя. Затем, работая в парах, постараться повторить диалог самостоятельно, не глядя на монитор.
  • Если модуль содержит закладку G (Grammar), необходимо обратиться к ней и ознакомиться с новым грамматическим правилом.

Основной целью практических модулей является формирование умений и навыков, необходимых для успешного овладения деятельностью, соответствующей тому или иному предметному содержанию. Практические модули имеют важное значение в обучении ИЯ, т.к. направлены на формирование специальных умений и навыков. Из предложенных нами модулей к практическим относится 21 модуль (Каталог модулей, приложение Б).

Практические модули могут включать следующие задания:

  • соедини слова со звуками, в которых они встречаются;
  • найди лишнее слово в каждом столбце;
  • выбери варианты предложений, которые соответствуют содержанию текста;
  • заполни пропуски необходимыми словами или буквосочетаниями;
  • выбери нужную форму глагола;
  • подбери соответствующие выражения к данным ответам;
  • выбери правильный вариант и закончи предложение;
  • соедини половинки слов;
  • составь возможные словосочетания;
  • отметь предложения, которые соответствуют содержанию текста;
  • Составь предложения из набора слов и т.д.

При работе с данными  модулями необходимо помнить следующее:

  • Модуль может содержать одно, два или три задания, которые обозначены цифрой в правом нижнем углу страницы. Чтобы перейти на следующее задание, необходимо нажать на кнопку с его номером.
  • Для выполнения заданий на соединение соответствующих элементов, необходимо щелкнуть по нужному элементу и, удерживая левую кнопку мышки, соединить его с соответствующим элементом, появиться соединительная стрелочка.
  • Если предложен список слов или буквосочетаний для заполнения пропусков, то необходимо щелкнуть по нужному элементу и, удерживая кнопку мыши, перетащить в нужное место в упражнении.
  • Чтобы выбрать нужный вариант из предложенных, необходимо нажать на стрелку в пустой строке, появиться список, из которого нужно выбрать правильный вариант щелчком мыши.
  • В области картинки может встретиться дополнительная информация или задание, нужно щелкнуть по ней и постараться ответить на вопрос, используя слова урока. Если вопрос непонятен, можно обратиться к российскому флажку для его перевода.
  • Когда задание выполнено, ученик сам может проверить себя. Нужно нажать на квадратик с галочкой, появится окошко Report. Там можно увидеть число необходимых заданий (to do), число заданий правильно выполненных учеником (result), подсказку (show answers), и возможность начать выполнение задания сначала (reset activity). Каждое обращение к подсказке и количество попыток фиксируется, и об этом становится известно учителю.

Информация о работе Совершенствование организации самостоятельной работы по английскому языку на средней ступени обучения с помощью ЭОР