Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:18, дипломная работа
Работа для студентов учителей английского языка (методика преподавания)
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ………………………………………………………………….…………………
6
1.1 Подходы к определению понятия «самостоятельная работа»………………………….
6
1.2 Особенности организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка………………………………………………………………………………………….
16
1.3 Психологические особенности учащихся средней ступени……………………………
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ………………………………………………….
28
2.1 Электронные образовательные ресурсы и их место в учебном процессе………………………………………………………………………………………..
28
2.2 Организация процесса обучения иностранному языку на основе электронных образовательных ресурсов нового поколения ………………………………………………
39
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………………………….
47
3.1 Анализ состояния практики организации самостоятельной работы………………...
47
3.2 Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов………………………………………………………………………………….....
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………
65
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………….
68
Модуль L5.05 включает 2 задания. В первом задании необходимо выбрать варианты предложений, соответствующих содержанию текста. Мы считаем, что трудностей при переводе предложений не должно возникнуть, поскольку все предложения из изученного ранее текста. Если возникают трудности, ученики могут сами найти нужное слово в тематическом словаре, обратившись к вкладке W, затем, осуществив самоконтроль в окошке Report, приступить к выполнению второго задания. Ученикам необходимо заполнить пропуски в предложениях необходимыми словами. Список слов предложен. Задание содержит 10 предложений по содержанию новой темы с опорой на текст и на новую лексику. Проверка также осуществляется в окошке Report. Выполняя задания данного модуля, ребята самостоятельно совершенствуют лексические навыки по изучаемой теме.
Приступая к работе с модулем L5.06, учащиеся самостоятельно совершенствуют грамматические навыки, закрепляя употребление глаголов в настоящем неопределенном времени. Им необходимо выбрать подходящую форму глагола и вставить в предложение. Задание содержит семь предложений на английском языке по изучаемой теме «Hobbies». Грамматический материал данного модуля уже известен ученикам, он был изучен ранее. С помощью данного модуля ученики самостоятельно повторяют это правило. Когда все пропуски будут заполнены, ученики обращаются в окошко Report для самоконтроля.
Модуль L5.07 cодержит диалог, в котором пропущены вопросы к ответам. Учащимся необходимо подобрать соответствующие вопросы к ответам из ряда предложенных. Выполняя это задание, ученики самостоятельно совершенствуют лексические навыки по теме и запоминают вопросительные слова. В правой части экрана содержится картинка с дополнительным заданием. Посмотрев на картинку, ученики должны ответить на 2 предложенных вопроса. Проверка осуществляется таким же образом. Закончив данный комплекс модулей, ученики получают оценку за его выполнение.
На следующем этапе учитель организует выполнение упражнения 8 на странице 146 из учебника. Ученикам предлагается ознакомится с информацией о радио. Ученики сначала читают текст про себя и отвечают на вопросы перед текстом, а затем читают рассказ вслух.
Затем класс приступает к выполнению упражнения 9 на странице 147. Ребятам предлагается обсудить четыре вопроса. Они по цепочке зачитывают вопросы и предлагают ответить на них своим одноклассникам. Отвечая на вопросы, ученики используют лексику текста, прочитанного на предыдущем этапе урока.
На завершаемом этапе учитель подводит итоги, выставляет оценки и задает домашнее задание.
Итак, мы показали, как осуществляется самостоятельная работа на операционно-познавательном этапе, включающим в себя воспроизводящий и полутворческий уровни. Изучив материал первого раздела, необходимо его обобщить. Организуется рефлексивно-оценочный этап самостоятельной работы, на котором подводятся итоги проделанной работы. Мы полагаем, что именно на этом этапе учащиеся уже готовы перейти на творческий уровень самостоятельной работы. Такой уровень не может быть организован с помощью модулей, поскольку требует творческого подхода учащихся. Следует отметить, что модули способствуют организации самостоятельной работы на воспроизводящем и на полутворческом уровнях. Творческий уровень учитель организует с помощью других заданий, но они должны соответствовать и опираться на материал изученных модулей. Мы предлагаем организовать урок следующим образом, но учитель вправе сам выбирать и подбирать задания в соответствии с интересами и традициями его класса.
Урок №3
Цели и задачи урока:
Таблица 3 – План урока № 3
Этапы урока |
Материал |
Время (мин) |
I. Организационный момент. |
2 | |
II. Основной этап. |
||
|
«Snowball» / «What is missing?» |
4 |
|
Творческие задания: коллаж, диаграмма, сочинение |
18 |
|
14 | |
III. Завершающий этап. |
2 |
Ход урока:
Учитель приветствует учащихся, сообщает им, что сегодня итоговый урок по первому разделу, что они будут повторять и обобщать изученный материал. На первом этапе урока учитель организует повторение пройденного материала, знание которого непосредственно пригодится учащимся в самостоятельной работе на данном уроке. Повторить изученную лексику можно с помощью игр «Snowball» или «What is missing?».
Правила игры «Snowball» заключаются в том, что учащиеся по цепочке называют слова по теме, но каждому ученику необходимо повторять все ранее названные слова и добавлять свое.
Для игры «What is missing?» необходимо на доску вывесить напечатанные слова по теме, которые необходимо повторить. Учитель просит одного из детей прочесть их вслух, затем просит детей закрыть глаза и убирает одну из табличек. После этого он просит детей открыть глаза и сказать, что исчезло («What’s missing?»). Так учитель поочередно убирает таблички со словами, пока доска не станет пустой, после чего дети должны назвать все слова, которые были написаны на табличках.
Повторив изученный материал, дети приступают к выполнению самостоятельной работы на творческом уровне. Мы предлагаем учителю организовать самостоятельную работу учащихся в групповой форме. Учащихся необходимо разделить на несколько групп по 3 – 4 человека. Группы получают следующие задания: составить диаграмму интересов своего класса, сделать коллаж на тему «Мое хобби», написать сочинение по теме «Мое хобби». Изучая данный раздел, ребята знакомились с диаграммой интересов английских студентов в учебнике, поэтому мы предлагаем им на основе этого попробовать составить диаграмму интересов своего класса. Следует отметить, что данное задание получает только одна группа. Во время выполнения задания ребятам необходимо опросить своих одноклассников на предмет их увлечения. Ребята получают альбомный лист, карандаши, фломастеры. Нескольким группам предлагается сделать коллаж по теме. Для этого учителю необходимо подготовить картинки, фотографии, которые ученики будут использовать, выполняя коллаж. Если по каким-то причинам ученик не может работать в группе, то учитель организует его работу в индивидуальной форме. Ученик может сам составить коллаж о своем хобби, либо написать о нем сочинение, используя памятку. На самостоятельную работу учащихся учитель отводит 20 минут, затем приступает к проверке выполненных заданий. Каждая группа представляет свою работу, высказываясь по теме. Согласно программе обучения ИЯ, монологическая речь на данном этапе обучения должна содержать 6 – 10 фраз. Презентуя коллаж, ребята рассказывают о своем хобби. Группа, которая подготавливала диаграмму, рассказывает об интересах всего класса. После каждого представления работы, учитель организует ее обсуждение всем классом. Учащиеся выражают свое мнение. Таким образом организуется рефлексивно-оценочный этап самостоятельной работы и ее творческий уровень.
Для организации самостоятельной работы учащихся во втором разделе «Do You Like Holidays?» мы отобрали 19 модулей с общей темой «Celebrations». Приступая к изучению второго раздела, на вводно-мотивационном этапе учитель сообщает учащимся, что на изучение данного раздела отведено семь уроков; что, изучая данный раздел, ребята познакомятся с праздниками Великобритании и России, узнают, как писать пригласительные и как отмечают дни рождения в других странах; что в ходе обучения ученикам также предстоит самостоятельно работать с электронными модулями, и что к последнему занятию раздела им предстоит самостоятельно обобщить свои знания, умения, навыки, подготовив творческое задание по изученной теме.
Класс переходит
к операционно-познавательному
Самостоятельная работа на воспроизводящем уровне может быть организована с помощью информационных модулей L1.01, L1.07, L1.09, L2.01, L2.04, L3.01. Мы предлагаем план урока, на котором будет организована самостоятельная работа на воспроизводящем уровне с использованием ЭОР. Работу с данными модулями следует организовать в индивидуальной форме, соответственно каждый ученик должен быть снабжен компьютером и наушниками к нему.
Урок №4
Цели урока:
Таблица 4 – План урока № 4:
Этапы урока |
Материал |
Время (мин) |
I. Организационный момент. |
2 | |
II. Основной этап. |
||
|
Игра «Agree or disagree» |
5 |
|
Модуль L1.01 |
12 |
|
Ex. 19 p. 150 |
8 |
|
Модуль L1.09 |
10 |
III. Завершающий этап. |
3 | |
Домашнее задание |
Ex. 21 p. 74 (workbook) Учить новые слова |
Работа с ЭОР:
В представленном уроке
для организации
Мы предлагаем использовать модуль L1.01 для самостоятельного знакомства учащихся с лексическим и фонетическим материалом по новой теме «Holidays». При помощи данного модуля учащиеся знакомятся и погружаются в новую тему раздела. Загрузив модуль, ребята увидят список звуков и слов к ним. Модуль содержит пять звуков, т.е. пять строк со словами. Сначала ребята должны самостоятельно поработать над произнесением каждой строки. Им следует повторить звуки и слова за диктором, затем самостоятельно прочитать и сверить свое чтение с чтением диктора, еще раз прослушав. После этого необходимо перейти к закладке P и выполнить задание в индивидуальном листе обучения.
Мы считаем, что с данного модуля удобно начинать обучение в данном разделе, поскольку он содержит не только фонетический, но и первую часть лексического материала по новой теме. Для освоения новой лексики после работы над фонетикой, ребята переходят к правой половине экранной страницы, на которой содержится слайд-шоу с новой лексикой. С помощью слайд-шоу лексика осваивается беспереводным способом. Учащимся наглядно представлены предметы и их названия на английском языке. Запустив слайд-шоу, ребята повторяют за диктором в паузу слова, понимая значение слова с помощью картинки. Затем целесообразно перейти к вкладке W. Ученики должны прослушать, повторить за диктором новые слова, а затем переписать их в отведенное для этого место в индивидуальном листе обучения. Для проверки работы учащихся учитель может попросить нескольких учеников произнести новые звуки и правильно прочитать новые слова.
Модуль L1.09 способствует самостоятельному совершенствованию навыков аудирования, говорения, чтения по теме «Holidays». Модуль содержит диалог, в котором Аня рассказывает о праздниках в России. На экранной странице изображены два участника диалога и их реплики с разных сторон страницы. Ученикам нужно будет прослушать диалог, повторить фразы за диктором и прочитать его по ролям, объединившись в пары по команде учителя. После самостоятельной работы класса для контроля произносительных навыков учитель может попросить нескольких учащихся на оценку прочитать диалог.
Описывая модуль L1.01 мы говорили, что с его помощью вводится часть лексического материала, т.к. мы предполагаем ввести оставшуюся лексику с помощью модулей L2.01 и L3.01. Поскольку данная тема раздела включает в себя не только описание основных праздников, но и описание личного праздника каждого человека, Дня Рождения. Модуль L2.01 содержит лексический и фонетический материал по теме «Birthday Greetings», а модуль L3.01 по теме «Birthday party». Итак, мы хотим отметить, что с помощью модулей L1.01, L2.01, L3.01 учащиеся самостоятельно осваивают весь лексический и фонетический материал раздела.
Для организации
самостоятельной работы на
Урок №5
Цели и задачи урока:
Таблица 5 – План урока №5
Этапы урока |
Материал |
Время (мин) |
I. Организационный момент. |
2 | |
II. Основной этап. |
||
|
Вопросы учителя |
3 |
|
Модули L1.02, L1.03 |
10 |
|
Модуль L1.10 |
8 |
|
Ex. 21 p. 74 (workbook) |
7 |
|
Ex. 21 p. 151 |
7 |
III. Завершающий этап. |
3 | |
Домашнее задание |
Ex. 19 p. 74 (workbook) |
Работа с ЭОР:
На прошлом уроке учащиеся самостоятельно познакомились с новым фонетическим и лексическим материалом, работая с модулем. На этом уроке учащимся необходимо активизировать полученные знания и применить их на практике. Для этого будут использованы модули L1.02, L1.03. Они соответствуют модулю L1.01, который был использован на прошлом уроке. Мы советуем выполнить их все по очереди. Самостоятельную работу учащихся следует организовать в индивидуальной форме. Сначала учащиеся приступают к модулю L1.02. В первом задании модуля ученики совершенствуют фонетические навыки. Им необходимо соединить транскрипционный знак со словом, в котором он встречается. Затем, проверив себя в окошке Report, приступить к выполнению задания на второй странице. Ученики должны заполнить пропуски в словах необходимыми буквосочетаниями, таким образом актуализируя лексические и орфографические навыки по теме «Holidays». После выполнения задания также нужно осуществить самоконтроль. Следующий модуль, L1.03, тоже ориентирован на актуализацию лексического материала. Именно поэтому мы советуем выполнить все модули подряд, обеспечив тем самым наиболее эффективное усвоение лексики. В данном модуле представлены десять английских лексических единиц, только слова разорваны. Ученикам необходимо соединить части слова, которые находятся в разных столбцах и затем осуществить проверку в окошке Report. В правом углу экранной страницы находится картинка, на нее нужно щелкнуть, чтоб появилось дополнительное задание. Учащимся предлагается ответить на два вопроса по картинке. Вопросы соответствуют изучаемой теме. Мы предлагаем учителю попросить учеников записать вопросы в тетрадь и дать на них письменные ответы.