Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:18, дипломная работа
Работа для студентов учителей английского языка (методика преподавания)
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ………………………………………………………………….…………………
6
1.1 Подходы к определению понятия «самостоятельная работа»………………………….
6
1.2 Особенности организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка………………………………………………………………………………………….
16
1.3 Психологические особенности учащихся средней ступени……………………………
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ………………………………………………….
28
2.1 Электронные образовательные ресурсы и их место в учебном процессе………………………………………………………………………………………..
28
2.2 Организация процесса обучения иностранному языку на основе электронных образовательных ресурсов нового поколения ………………………………………………
39
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………………………….
47
3.1 Анализ состояния практики организации самостоятельной работы………………...
47
3.2 Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов………………………………………………………………………………….....
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………
65
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………….
68
Контрольные модули создавались с целью обеспечить контроль степени усвоения учащимися знаний, уровня сформированности умений и навыков по темам учебных курсов.
В контрольных модулях используются тестовые задания следующих типов:
Из предложенных нами модулей к модулям контроля относится 6 (Каталог модулей, приложение Б).
Организуя работу с модулями контроля необходимо учитывать следующее:
Итак, ЭОР нового поколения имеют большие возможности для организации деятельности и учителя, и учеников в условиях классно-урочной системы при проведении традиционных уроков. При этом следует учитывать, что такие их характеристики как мультимедийность и интерактивность коренным образом меняют как привычную деятельность учителя, так и деятельность учащихся.
Особенно существенное значение, на наш взгляд, имеет применение ЭОР нового поколения для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Мы считаем, что целесообразно организовать самостоятельную работу учащихся с помощью индивидуальных листов обучения. Суть данной технологии состоит в том, что учащиеся до изучения темы получают так называемые индивидуальные листы обучения (ИЛО).
Данные листы могут быть подготовлены как в электронном виде, так и в печатном, и в них педагогом подготовлены задания для самостоятельной работы и имеется свободное место для ответов (Приложение В). Учащиеся заполняют ИЛО, становясь активно обучающимися.
Мы предлагаем следующий алгоритм работы с ИЛО:
Итак, для организации
самостоятельной работы учащихся дома
и на уроке учитель может
Проанализировав УМК «Enjoy English» для 5-6 классов, мы сделали вывод, что есть необходимость дополнить материал учебника М.З. Биболетовой электронными образовательными модулями с целью организации самостоятельной работы учащихся на уроке ИЯ. Мы остановились на восьмом уроке (8 Unit) «We Have a Lot in Common», который рассчитан на изучение в шестом классе в четвертой четверти и включает в себя четыре раздела: 1) «Do we like doing the same things? Do we have the same hobbies?» 2) «Do you like holidays?» 3) «Are pets our hobby?» 4) «Homework».
Обучение начинается с первого раздела «Do we like doing the same things? Do we have the same hobbies?». Из списка модулей для обучения ИЯ в 5 – 9 классах мы отобрали 12 модулей с общей темой «Hobbies», которые помогут нам организовать самостоятельную работу учащихся в пределах первого раздела.
Мы придерживаемся той точки зрения, что изучение каждого самостоятельного раздела или темы должно состоять из трех основных этапов (вводно-мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивно-оценочный этапы). Приступая к изучению первого раздела, на вводно-мотивационном этапе учитель сообщает учащимся, что на изучение данного раздела отведено восемь уроков, что в ходе обучения ученикам предстоит самостоятельно работать с электронными модулями, что они получают индивидуальный лист обучения, и что к последнему занятию раздела им предстоит самостоятельно обобщить свои знания, умения, навыки, подготовив презентацию, проект, диаграмму, либо сочинение по изученной теме.
Таким образом, учитель
подводит класс к операционно-
Самостоятельная работа на воспроизводящем уровне организуется с помощью модулей L5.01, L5.04, L2.04. Учителя могут использовать либо весь предложенный список модулей, либо выборочно, на свое усмотрение. Мы предлагаем план урока, на котором будет организована самостоятельная работа на воспроизводящем уровне с использованием ЭОР. Работу с данным модулем следует организовать в индивидуальной форме, соответственно каждый ученик должен быть снабжен компьютером и наушниками к нему.
Урок №1
Цели и задачи урока:
Таблица 1 – План урока № 1
Этапы урока |
Материал |
Время (мин) |
|
2 | |
II. Основной этап. |
||
|
Вопросы учителя |
4 |
|
Раздаточный материал |
6 |
|
Ex. 5 p. 145 |
8 |
|
||
|
Модуль L5.04 |
10 |
|
Ex. 6 p. 146 |
7 |
III. Завершающий этап. |
3 | |
Домашнее задание |
Ex. 3 (ИЛО) Ex. 7(ИЛО) |
Мы хотим заметить, что данный урок не является первым в разделе. Это означает, что к представленному уроку учащиеся уже познакомились с новым лексическим материалом.
Ход урока:
Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу. В основной части урока работа начинается с речевой разминки. Для того, чтобы настроить учащихся и переключить их внимание на английский язык, учитель может задать классу вопросы типа: What is your name? What is her name? How old are you? How old is he?
На следующем этапе урока ученикам необходимо выполнить задания на листочках, которые раздал учитель. Они должны расставить буквы в правильном порядке и записать слова. При необходимости учитель может вывесить на доске картинки, подсказывающие содержание данных слов. При помощи данного задания ученики повторяют новую лексику по теме Hobbies, которую они будут использовать на следующем этапе урока.
После этого учитель просит учащихся открыть учебник на странице 145 и организует работу с упражнением 5. Ученики зачитывают вслух и переводят речевые образцы, а затем придумывают свои предложения с ними, используя новый лексический материал.
Проверка домашнего задания может быть осуществлена учителем, пока ученики работают самостоятельно. Учитель собирает индивидуальные листы обучения, выставляет баллы за выполненные задания.
На следующем этапе урока для формирования навыков чтения и аудирования по теме учитель использует информационный модуль L5.04. Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом для аудирования по теме «Hobbies» на воспроизводящем уровне. Данный текст раскрывает понятие «Хобби», там перечисляются различные занятия людей и различные виды деятельности. Поскольку ребята уже познакомились с новой лексикой, они смогут самостоятельно справиться с заданиями модуля. Мы рекомендуем ученикам до выполнения задания модуля обратиться к закладке W. Ребята должны повторить за диктором новые слова, вспомнить, как они переводятся, что снимет лексические и фонетические трудности при работе над текстом. Затем нажать кнопку воспроизведения и прослушать текст, повторяя каждое предложение за диктором, после этого ученик должен сам прочитать текст, а потом, прослушав его еще раз, сверить свое чтение с чтением диктора. После прослушивания ребята переводят текст самостоятельно и проверяют себя, используя российский флажок.
После самостоятельной работы учащихся учитель может задать несколько вопросов по тексту для проверки понимания. Например: What is hobby? Where can people go in big cities? Is hobby an exciting activity?
Затем ребята вновь возвращаются к учебнику. Учитель предлагает им
изучить таблицу из упражнения 6 на странице 146 и прочитать образец из данного упражнения. Данная таблица содержит информацию об увлечениях английских студентов. Учитель побуждает учеников составить и озвучить высказывания по данной таблице с использованием образца. Мы считаем, что самостоятельная работа, описанная выше, подготовит учеников к этому этапу урока, т. к. ребята знакомятся с основными видами деятельности, работая с модулем.
На завершающем этапе урока учитель подводит итоги и задает домашнее задание.
Мы хотим отметить, что на этом работа с модулями не заканчивается. На каждый модуль, относящийся к воспроизводящему уровню, приходится несколько модулей, соответствующих полутворческому уровню. Мы отобрали и предлагаем семь модулей по теме «Hobbies» (L5.02, L5.03, L5.05, L5.06, L5.07, L2.05, L2.06), а учителю уже решать либо использовать их все в пределах данной темы, либо выборочно в зависимости от условий обучения. Итак, рассмотрим план урока, на котором организована самостоятельная работа на полутворческом уровне с использованием ЭОР.
Урок №2
Цели и задачи урока:
Таблица 2 – План урока № 2
Этапы урока |
Материал |
Время (мин) |
I. Организационный момент. |
2 | |
II. Основной этап. |
||
|
Игра «Guess» |
5 |
|
||
|
Модули L5.05, L5.06, L5.07 |
15 |
|
Ex. 8 p. 146 (student’s book) |
8 |
|
Ex. 9 p. 147 (student’s book) |
7 |
III. Завершающий этап. |
3 | |
Домашнее задание |
Ex. 9, 10 (ИЛО) |
Ход урока:
Учитель приветствует класс, настраивает учеников на работу. В качестве речевой зарядки учитель может использовать игру «Угадай». Один ученик выходит к доске и загадывает слово по теме «Свободное время», не произнося его вслух. Остальные ученики пытаются угадать данное слово и задают вопросы водящему. Ученик, угадавший слово, загадывает следующее слово.
Следующим этапом урока является проверка домашнего задания.
После этого учитель организует самостоятельную работу учащихся с практическими модулями. Мы хотим заметить, что модули L5.05, L5.06, L5.07, относящиеся к модулю L5.04, который был описан ранее, способствуют организации самостоятельной работы на полутворческом уровне. Их желательно использовать после работы на воспроизводящем уровне с модулем L5.04, который содержит текст на аудирование и чтение. Соответственно с помощью модулей L5.05, L5.06, L5.07, учащиеся самостоятельно работают над текстом, выполняя различные задания. Эти три модуля могут быть использованы либо все на одном уроке, либо на разных. Также учитель может использовать лишь один модуль из перечисленных, в зависимости от того, какой материал по тексту должны ученики самостоятельно освоить.