Современные средства оценивания результатов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:10, курс лекций

Описание

- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;

Работа состоит из  1 файл

Совр ср оцен..docx

— 108.43 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки

 

Российской Федерации

 

ГОУ ВПО «Ярославский государственный

 

педагогический университет  им. К.Д. Ушинского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чернявская А.П.

 

Гречин Б.С.

 

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА

 

ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ 

 

ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

 

2008

 

УДК                            Печатается по разрешению

 

ББК                             редакционно-издательского совета

 

Ч                                 ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

 

Рецензент: Тишко А.П., ст. преп. кафедры теории и истории  педагогики

 

 

 

 

 

Чернявская, А.П.,  Гречин, Б.С.

 

Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] : учебно-методическое пособие. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ. – 2008. – 98 с.

 

 

 

 

 

В пособии представлены 11 конспектов лекций по современным средствам  оценивания результатов обучения, контрольный  тест и задания для самостоятельной  работы.

 

Пособие предназначено для  студентов и преподавателей педагогических вузов, изучающих курс «Современные средства оценивания результатов обучения».

 

А.П.Чернявской подготовлены темы 1 ,2 ,5, 6, 7, 11.

 

Б.С Гречиным – темы 3, 4, 8, 9, 10, контрольный тест по курсу.

 

 

 

УДК

 

ББК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© ГОУ ВПО «Ярославский  государственный  педагогический университет  им. К.Д. Ушинского», 2008

 

© Чернявская А.П., Гречин Б.С., 2008

 

 

 

Тема 1

 

ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ОЦЕНКА

 

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ КАК  ЭЛЕМЕНТ 

 

УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

 

 

 

1. Понятие «качество образования»

 

1.1. Что входит в понятие  «качество образования».

 

1.2. Стандарты измерения  качества образования.

 

1.3. Развитие качества образования.

 

1.1. Качество образования  – это общественный продукт,  зависящий от позиции и комплексной  организации усилий всего образовательного  сообщества (педагогов, управленцев  образования, обучающихся и их  родителей, региональных и федеральных  систем образования).

 

Требования к качеству образования отражены в таких  документах, как Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского  образования на период до 2010», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Государственный образовательный  стандарт» и др.

 

Концепция модернизации российского  образования на период до 2010 года под  новым качеством образования  понимает [7]:

 

- соответствие целей и  результатов общего образования  современным социальным требованиям,  связанным с переходом к открытому  демократическому обществу с  рыночной экономикой, что требует  от людей принятия самостоятельных  и сознательных решений на  основе освоения социального  опыта, умения жить в условиях  трудовой и социальной мобильности,  повышения уровня толерантности;

 

- соответствие содержания  образования его целям и познавательным  возможностям всех учащихся; повышение  уровня доступности и востребованности  школьного образования; развитие  навыков, необходимых для приобретения  знаний в течение всей жизни,  и информационной грамотности;

 

- соответствие условий  образовательной деятельности требованиям  сохранения здоровья учащихся  и обеспечения психологического  комфорта всех участников образовательного  процесса.

 

М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос так определяют качество образования [10.]:

 

1 Образование включает  в себя обучение, воспитание и  развитие.

 

2. Качество образования  – это соотношение цели и  результата образования. При этом  цели заданы только операционально  и спроектированы в зоне ближайшего  развития ученика. Результат также  формулируется операционально.

 

3. Качество образования  определяется не только соответствием  количества и качества знаний  учащихся ГОСу, но и качеством  личности, духовного и гражданского  развития детей. В этом главная  общественная ценность образования. 

 

С.Е. Шишов и В.А. Кальней [18] рассматривают качество образования  как социальную категорию, которая  определяет состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и  ожиданиям различных социальных групп и общества в целом в  развитии гражданских, бытовых и  профессиональных компетенций личности.

 

1.2. В области обучения  и образования действует международный  стандарт оценки качества ИСО  9001:2000. В нем используется процессный  подход. Если рассматривать образование  как процесс, то становится  очевидной его непрерывность,  что предъявляет особые требования  не только к организации самой  образовательной деятельности, но  и к оценке ее качества. Возникает  необходимость: - организации регулярной  и систематической  оценки, то  есть внедрение мониторинга; 

 

- оценки только конечного  результата без анализа факторов, которые на него повлияли (используемых  методов и технологий, системы  взаимодействия и др.); 

 

- оценки с учетом движущих  сил данного процесса – заказчика  (общества и различных социальных  институтов) и потребителей (обучающихся  и их родителей).

 

Государственный образовательный  стандарт (ГОС) - социальная норма образования  и образованности, разрабатываемая  и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Он включает в себя федеральный  и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент ГОС определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

 

Соответствие требованиям  ГОС и другим стандартам качества образовательного учреждения оценивается  в процессе лицензирования, аттестации и аккредитации. Лицензирование дает право образовательному учреждению на проведение образовательной деятельности. Аттестация говорит о реализации образовательного процесса в соответствии с лицензионными нормативами, требованиями ГОС и дает право на прохождение  аккредитации. Аккредитация образовательного учреждения дает ему право на выдачу документа об образовании государственного образца.

 

1.3. Показатели качества  обучения можно разделить на  две основные группы:

 

·          показатели, характеризующие качество учебного процесса;

 

·          показатели, характеризующие уровень  подготовки обучающихся.

 

Цели оценки качества образования:

 

- определить уровень учебных  достижений;

 

- выявить конкретные сильные  и слабые стороны в знаниях  и навыках, которыми владеют  учащиеся;

 

- выяснить, имеются ли  проблемы с учебными достижениями  у тех или иных групп обyчающихся;

 

- выявить факторы, связанные  с учебными достижениями;

 

- отслеживать динамику  учебных достижений.

 

Возможны два механизма  совершенствования системы качества образования:

 

- один из них реализуется  в педагогической системе; он  включает выявление несоответствий  и проведение корректирующих  или предупреждающих действий  преподавателем при реализации  педагогической технологии;

 

- второй механизм заключается  в критическом анализе системы  в целом в процессе различных  ее рассмотрений, прежде всего,  в ходе анализа со стороны  руководства различного ранга  и доработок системы на их  основе.

 

 

 

2. Современное понимание  «знания».

 

Компетентностный подход в образовании 

 

2.1. Современное понимание  «знания».

 

2.2. Компетентностный подход  в образовании.

 

2.1. Традиционная практика  обучения видит свою важнейшую  задачу в том, чтобы приобщить  обучаемых к обобщенному и  систематизированному опыту социальной  практики общества. Отсюда - утверждение  ведущей роли теоретических знаний, ориентация на усвоение основ  наук. Широко распространен взгляд  на образование как на способ  и процесс передачи знаний, умений  и навыков. Учебная деятельность  обучающихся оказывается как  бы вырезанной из контекста  реальной жизни - им навязываются  цели усвоения накопленной информации. Этим, прежде всего, объясняется  падение интереса к учению  и профессии.

 

Информация и знания –  это не одно и то же. Учебная информация - это знаковая система, учебный текст, звуки произносимых педагогом слов, которые должен воспринять и усвоить  обучающийся.

 

Знания - проверенный практикой  результат познания действительности, ее верное отражение человеком, ставшее  ориентировочной основой компетентного  действия. Знание - это информация, перекодированная на язык мозговых структур. Чтобы получить статус знания, осознанного отражения  действительности, информация с самого начала должна «примериваться» к  действию и поступку, усваиваться  в их контексте. Мышление рождается  в проблемной ситуации, а не в  ходе решения задачи по заранее известному  образцу.

 

В настоящее время в  сфере образования все больше распространяются субъект-субъектный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

 

Основные особенности  субъект-субъектного образования [17].

 

1. Ситуация, когда учащийся  стремится сам приобрести знания, а учитель создает для этого  условия;

 

2. Использование методов,  которые дают возможность совместного  «сотворения» или изобретения  знания в процессе обучения;

 

3. Вариативность общего  содержания обучения с учетом  индивидуальных особенностей учащихся  при сохранении инвариантности  базового содержания, в том числе  вариативность сроков освоения  материала при инвариантности  общего периода обучения;

 

4. Наличие общих правил  учебной деятельности и взаимодействия, которым подчиняются все субъекты  образовательного процесса и  вариативность их применения;

 

5. Наличие особой системы  взаимодействия субъектов образовательного  процесса и диалог как отражение  этой системы;

 

6. Оценивание не только  стандартного набора знаний учащегося,  но и его «индивидуализированной»  карты знания и процесса развития  в соотнесении с его возможностями;

 

7. Равное внимание к  процессам получения знаний и  целостного развития личности  ребенка.

 

Суть личностного подхода  состоит в том, что образование  рассматривается не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как  способ развития личности. Личность при  этом понимается как субъект свободной  творческой деятельности. Это предполагает отношение человека к собственному развитию как к ценности. Процесс  формирования человека как субъекта творческой деятельности составляет главную  линию его развития.

 

С позиции деятельностного  подхода, качество образования можно  определить как меру соответствия результатов  развития личности обучающихся в  конце какого-либо возрастного периода  возможностям для развития, содержащимся в культуре общества. В процессе образования на соответствующих  возрастных этапах у человека должны формироваться определенные целостные  виды деятельности и соответствующие  им способности. Этим результаты образования, ориентированного на развитие личности, отличаются от результатов обучения и воспитания, ориентированных на передачу знаний, умений и навыков.

 

Рефлексивные умения выражаются в способности формировать представления  о себе, о своей деятельности, прогнозировать ее и планировать, а  также выяснять и анализировать  мнения других людей о своей деятельности и о себе. Рефлексивные умения являются важнейшим компонентом в структуре  инновационной деятельности специалиста, поскольку специалист с развитыми  рефлексивными умениями имеет большие  возможности в реализации творческого  потенциала.

 

К общим рефлексивным умениям  относятся:

 

-      умение  ставить реальные цели как  основу для оценки результативности  своих действий;

 

-      адаптировать, дополнять или изменять план, программу, формы и методы работы  соответственно конкретным условиям, с целью достижения оптимальных  результатов;

 

-      прогнозировать  последствия своих действий, осуществлять  контроль и самоконтроль, осознавать  выполненную деятельность, самокритично  относиться к ней;

 

-      оценивать  и обобщать опыт своей практической  работы и применять в своей  практике опыт других людей.

 

2.2. По Дж. Равену, «компетентность  – это специфическая способность,  необходимая для эффективного  выполнения определенного действия  в конкретной предметной области  и включающая узкоспециальные  знания, особого рода предметные  навыки, способы мышления, а также  понимание ответственности за  свои действия» [12. С.6].  Природу  компетентности можно понять  на основе следующей схемы  (Схема 1) [17]. Компетентность формируется  в той области, где все три  параметра накладываются друг  на друга. 

Информация о работе Современные средства оценивания результатов обучения