Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:10, курс лекций
- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;
Министерство образования и науки
Российской Федерации
ГОУ ВПО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
Чернявская А.П.
Гречин Б.С.
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА
ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧЕНИЯ
Ярославль
2008
УДК Печатается по разрешению
ББК
Ч
Рецензент: Тишко А.П., ст. преп. кафедры теории и истории педагогики
Чернявская, А.П., Гречин, Б.С.
Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] : учебно-методическое пособие. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ. – 2008. – 98 с.
В пособии представлены 11 конспектов лекций по современным средствам оценивания результатов обучения, контрольный тест и задания для самостоятельной работы.
Пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических вузов, изучающих курс «Современные средства оценивания результатов обучения».
А.П.Чернявской подготовлены темы 1 ,2 ,5, 6, 7, 11.
Б.С Гречиным – темы 3, 4, 8, 9, 10, контрольный тест по курсу.
УДК
ББК
© ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», 2008
© Чернявская А.П., Гречин Б.С., 2008
Тема 1
ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
1. Понятие «качество образования»
1.1. Что входит в понятие «качество образования».
1.2. Стандарты измерения качества образования.
1.3. Развитие качества образования.
1.1. Качество образования
– это общественный продукт,
зависящий от позиции и
Требования к качеству образования отражены в таких документах, как Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Государственный образовательный стандарт» и др.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года под новым качеством образования понимает [7]:
- соответствие целей и
результатов общего
- соответствие содержания
образования его целям и
- соответствие условий
образовательной деятельности
М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос так определяют качество образования [10.]:
1 Образование включает в себя обучение, воспитание и развитие.
2. Качество образования
– это соотношение цели и
результата образования. При
3. Качество образования
определяется не только
С.Е. Шишов и В.А. Кальней [18] рассматривают качество образования как социальную категорию, которая определяет состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп и общества в целом в развитии гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
1.2. В области обучения
и образования действует
- оценки только конечного
результата без анализа
- оценки с учетом движущих
сил данного процесса –
Государственный образовательный
стандарт (ГОС) - социальная норма образования
и образованности, разрабатываемая
и вводимая в соответствии с Конституцией
РФ. Он включает в себя федеральный
и национально-региональный компоненты.
Федеральный компонент ГОС
Соответствие требованиям ГОС и другим стандартам качества образовательного учреждения оценивается в процессе лицензирования, аттестации и аккредитации. Лицензирование дает право образовательному учреждению на проведение образовательной деятельности. Аттестация говорит о реализации образовательного процесса в соответствии с лицензионными нормативами, требованиями ГОС и дает право на прохождение аккредитации. Аккредитация образовательного учреждения дает ему право на выдачу документа об образовании государственного образца.
1.3. Показатели качества обучения можно разделить на две основные группы:
· показатели, характеризующие качество учебного процесса;
· показатели, характеризующие уровень подготовки обучающихся.
Цели оценки качества образования:
- определить уровень учебных достижений;
- выявить конкретные сильные и слабые стороны в знаниях и навыках, которыми владеют учащиеся;
- выяснить, имеются ли
проблемы с учебными
- выявить факторы, связанные с учебными достижениями;
- отслеживать динамику учебных достижений.
Возможны два механизма
совершенствования системы
- один из них реализуется
в педагогической системе; он
включает выявление
- второй механизм заключается в критическом анализе системы в целом в процессе различных ее рассмотрений, прежде всего, в ходе анализа со стороны руководства различного ранга и доработок системы на их основе.
2. Современное понимание «знания».
Компетентностный подход в образовании
2.1. Современное понимание «знания».
2.2. Компетентностный подход в образовании.
2.1. Традиционная практика
обучения видит свою важнейшую
задачу в том, чтобы приобщить
обучаемых к обобщенному и
систематизированному опыту
Информация и знания – это не одно и то же. Учебная информация - это знаковая система, учебный текст, звуки произносимых педагогом слов, которые должен воспринять и усвоить обучающийся.
Знания - проверенный практикой
результат познания действительности,
ее верное отражение человеком, ставшее
ориентировочной основой
В настоящее время в
сфере образования все больше
распространяются субъект-субъектный,
личностно-ориентированный и
Основные особенности
субъект-субъектного
1. Ситуация, когда учащийся
стремится сам приобрести
2. Использование методов,
которые дают возможность
3. Вариативность общего
содержания обучения с учетом
индивидуальных особенностей
4. Наличие общих правил
учебной деятельности и
5. Наличие особой системы
взаимодействия субъектов
6. Оценивание не только
стандартного набора знаний
7. Равное внимание к процессам получения знаний и целостного развития личности ребенка.
Суть личностного подхода состоит в том, что образование рассматривается не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности. Личность при этом понимается как субъект свободной творческой деятельности. Это предполагает отношение человека к собственному развитию как к ценности. Процесс формирования человека как субъекта творческой деятельности составляет главную линию его развития.
С позиции деятельностного подхода, качество образования можно определить как меру соответствия результатов развития личности обучающихся в конце какого-либо возрастного периода возможностям для развития, содержащимся в культуре общества. В процессе образования на соответствующих возрастных этапах у человека должны формироваться определенные целостные виды деятельности и соответствующие им способности. Этим результаты образования, ориентированного на развитие личности, отличаются от результатов обучения и воспитания, ориентированных на передачу знаний, умений и навыков.
Рефлексивные умения выражаются
в способности формировать
К общим рефлексивным умениям относятся:
- умение
ставить реальные цели как
основу для оценки
- адаптировать,
дополнять или изменять план,
программу, формы и методы
- прогнозировать последствия своих действий, осуществлять контроль и самоконтроль, осознавать выполненную деятельность, самокритично относиться к ней;
- оценивать
и обобщать опыт своей
2.2. По Дж. Равену, «компетентность
– это специфическая
Информация о работе Современные средства оценивания результатов обучения