Современные средства оценивания результатов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:10, курс лекций

Описание

- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;

Работа состоит из  1 файл

Совр ср оцен..docx

— 108.43 Кб (Скачать документ)

 

Схема 1

 

Природа компетентности

 

 

 

 

 

 

Остается до конца не решенной, в силу сложности и многогранности понятия, проблема классификации компетентностей. Чаще всего проводится классификация  по содержанию, в которой выделяются ключевые компетентности. К примеру, Т.В. Иванова выделяет 4 компетенции: социальную, коммуникативную, информационную, учебно-познавательную. Другое основание  – по сферам проявления. Так разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования» указывают, что в структуре  ключевых компетентностей должны быть представлены компетентности в сферах деятельности: самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно–досуговой.

 

Совет Европы определил пять ключевых компетенций:

 

- политические и социальные,

 

- компетенции, касающиеся  жизни в многокультурном обществе,

 

- компетенции, касающиеся  владения устным и письменным  языком,

 

- компетенции, связанные  с возникновением общества информации,

 

- способность учиться  всю жизнь.

 

С.Е. Шишов приводит совокупность ключевых компетенций, сформулированных в рамках проекта «Среднее образование  в Европе» [18]: изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

 

 

 

Тема 2

 

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

1. Средства накопительной  оценки

 

1.1. Необходимость внедрения  накопительной оценки в образовательную  практику.

 

1.2. Критерии эффективной  оценки.

 

1.1. Адаптивность системы  образования требует определения  соответствия деятельности конкретной  педагогической системы возможностям  и образовательным потребностям  конкретного учащегося. Учение в условиях адаптивной системы обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью, управляемой посредством использования контроля и диагностики.

 

Средства контроля и диагностики  в новых условиях изменяются. Отметочной системы, измеряющей только единичный  конкретный результат, становится недостаточно. Для отслеживания процесса достижения образовательных целей необходимы средства, дающие возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей. Таким образом, возникает  необходимость введения накопительной  системы оценок, к которой относятся  известные в отечественной системе  обучения мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио. К накопительной оценке относятся, кроме того, используемые для оценивания интервью, деловые  игры, дневники самооценивания, метод  заключения соглашения и другие методы, используемые в западной дидактике.

 

Накопительные оценки позволяют  обучающимся формировать положительное  отношение к учебе, так как  дают им возможность продемонстрировать то, как много они знают и  умеют, а не их недостатки, что характерно для традиционных методов оценки. Они делают процесс обучения более  эффективным, особенно при правильно  организованной и конструктивной обратной связи. Новые методы оценки, такие  как моделирование, практика, ролевые  игры, позволяют студенту понять, как  применить приобретенные умения и навыки внутри и за пределами  образовательной среды. Появляется возможность оценить более разнообразный  спектр умений учащихся в большем  количестве ситуаций. При этом оценивать  могут не только педагоги, но и родители, и, что самое важное, сам учащийся.

 

1.2. К основным характеристикам  эффективной оценки относят то, что она фокусируется на процессе  и на продукте; оценивается не  только то, чему ученика учат, но и то, что от него ожидается;  в процесс оценки активно вовлекаются  и педагоги и учащиеся; оценка  основывается на разнообразных  и вариативных средствах; оценка  проходит на всех этапах и  уровнях обучения и обеспечивает  участников оценки необходимой  информацией для совершенствования  процесса обучения посредством  обратной связи. Накопительная  оценка, при ее правильном использовании,  реализует все эти требования.

 

 

 

2. Понятие педагогического  мониторинга

 

2.1. Определения мониторинга.

 

2.2. Виды мониторинга.

 

2.1. Мониторинг – специально  организованное, систематическое наблюдение  за состоянием объектов, явлений,  процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.

 

Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения  информации о деятельности педагогического  коллектива, позволяющая непрерывно отслеживать состояние и прогнозировать его деятельность.

 

В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии системы  образования, соотнесенные во времени, а также последствия принимаемых  решений. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных  педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая  о соответствии фактических результатов  деятельности педагогической системы  ее конечным целям.

 

Мониторинг затрагивает  различные аспекты жизнедеятельности  образовательного учреждения:

 

- анализ целесообразности  постановки задач образовательного  процесса, планов учебной и воспитательной  работы;

 

- работу с кадрами и  создание условий для творческой  работы педагогов;

 

- организацию учебного  процесса;

 

- сочетание контроля с  оказанием практической помощи;

 

- здоровьесберегающий подход  в обучении и воспитании обучающихся.

 

Главное отличие мониторинга  качества обучения от контроля, прежде всего в том, что задача мониторинга -  установление причин и величины несоответствия результата целям. Кроме  того, мониторинг отличается систематичностью и протяженностью во времени, применяемыми критериями и показателями.

 

К основным функциям мониторинга  относятся:

 

- диагностическая – сканирование  состояния системы образования  и происходящих в ней изменений,  что позволяет дать оценку  данным явлениям;

 

- экспертная – в рамках  мониторинга возможно осуществление  экспертизы состояния, концепции,  форм и методов развития системы  образования, ее компонентов и  подсистем;

 

- информационная – мониторинг  является способом регулярного  получения сопоставимой информации  о состоянии и развитии системы,  необходимой для анализа и  прогноза состояния и развития  системы;

 

- интегративная – мониторинг  является одним из системообразующих  факторов, обеспечивающих комплексную  характеристику процессов. 

 

Выделяют общие особенности  мониторинговой деятельности [5]:

 

а) объекты мониторинга  динамичны, подвержены влиянию внешних  воздействий, которые могут вызвать  различные изменения в состоянии  объекта;

 

б) реализация мониторинга  предполагает организацию постоянного  слежения за объектом, изучение и оценку его состояния;

 

в) организация слежения предусматривает  отбор обоснованных критериев и  показателей, по которым ведется  измерение и описание параметров объекта;

 

г) каждая конкретная система  мониторинга ориентирована на конкретного  потребителя, которым может быть как отдельное учреждение, так  и государство в целом.

 

2.2. Можно выделить основные  виды мониторинга:

 

1. По содержанию:

 

- дидактический мониторинг, предметом которого являются  новообразования учебного процесса (получение знаний, умений, навыков,  соответствие их уровня требованиям  ГОС и т. д.);

 

- воспитательный мониторинг, который учитывает изменения  в создании условий для воспитания  и самовоспитания обучающихся,  «приращение» их воспитательного  уровня;

 

- социально-психологический,  показывающий уровень социально-психологической  адаптации личности обучающегося;

 

-  управленческой деятельности, показывающий изменения в различных  управленческих подсистемах.

 

2. По характеру используемых  методов и методик – статистический  и нестатистический мониторинг.

 

3. По направленности:

 

- мониторинг процесса  – представляет картину факторов, влияющих на реализацию конечной  цели;

 

- мониторинг условий организации  деятельности – выявляет отклонения  от запланированной нормы деятельности, уровень рациональности деятельности, необходимые ресурсы;

 

- мониторинг результатов  – выясняет, что было сделано  из запланированного, какие результаты  достигнуты.

 

 

 

3. Условия организации  мониторинга в образовании

 

3.1. Задачи организации  мониторинга.

 

3.2. Методы мониторинга.

 

3.3. Этапы мониторинга.

 

3.1. При организации мониторинга  важно выполнить следующие задачи:

 

1. Определить критерии  качества реализации мониторинга,  выработать комплекс показателей,  обеспечивающих целостное представление  о состоянии системы, качественных  и количественных изменениях  в ней.

 

2. Отобрать средства диагностики.

 

3. Установить уровень соответствия  реального состояния объекта  ожидаемым результатам.

 

4. Систематизировать информацию  о состоянии и развитии системы.

 

5. Обеспечить регулярное  и наглядное представление информации  о происходящих процессах.

 

6. Организовать информационное  обеспечение анализа и прогнозирования  состояния и развития системы  образования, выработки управленческих  решений. 

 

Информация, собираемая в  процессе мониторинга, должна соответствовать  требованиям объективности, точности, полноты и достаточности.

 

3.2. Традиционный мониторинг  в форме контрольных работ,  экзаменов, инспекторских проверок  недостаточно эффективен. Прежде  всего, потому, что: 

 

-     контроль состояния  обучения носит нерегулярный, эпизодический  характер, не вскрывается динамика  изменений; 

 

-     контролируя  итоги обучения, оставляют без  внимания сам процесс обучения;

 

-      используются  достаточно субъективные балльные  отметки и интегральные оценки  выполнения проверочных заданий  в целом, что не позволяет  выяснить, какие конкретно и в  какой мере элементы содержания  не усвоены; 

 

-      по существу  не используются диагностические  методики, позволяющие вскрыть причины  тех или иных ошибок учащихся, недочетов в работе учителя,  выявить факторы, влияющие на  успеваемость.

 

Для проведения мониторинга  могут применяться общие методы психолого-педагогических исследований – наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент. Используются и специфические методы -  анализ продуктов деятельности (например, документов), методы изучения состояния  воспитательной работы, игровые методы, творческие отчеты, методы экспертных оценок, аналитико-оценочные методы (самооценка, анализ занятия, шкалирование и др.). Для обработки результатов  мониторинга используют математико-статистические методы.

 

3.3. Мониторинг проводится  по следующим этапам:

 

1. Подготовительный этап:

 

- формирование заказа  на мониторинг,

 

- выделение объекта мониторинга,

 

- методическое обеспечение  мониторинга,

 

- определение критериев  и показателей, 

 

- создание рабочего проекта  или программы,

 

- инструктаж или подготовка  кадров, проводящих мониторинг.

 

2. Этап проведения мониторинга:

 

- проведение диагностики  системы с использованием выбранных  методов в соответствии с рабочей  программой,

 

- сбор и анализ, хранение  результатов.

 

3. Этап обработки данных  и принятия решений:

 

- обработка данных, в том  числе математико-статистическая,

 

- анализ, обобщение и систематизация  полученных данных,

 

- подготовка заключительного  документа,

 

- принятие решений,

 

- комплекс мероприятий,  активизирующих использование данных, в том числе информационное  обеспечение мониторинга. 

 

В настоящее время предлагаются детализированные технологии педагогического  мониторинга [10], описание одной из которых  мы приводим ниже.

 

Таблица 1

 

Технология педагогического  мониторинга в ОУ

 

(по В.В. Петрухину)

Предмет мониторинга (объекты  мониторинга)  

Цели мониторинга  

Периодичность  

Ответственные (субъекты мониторинга)  

Результат

 

Общие показатели и материально-техническая  база образовательного учреждения  

Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного  и количественного состава обучающихся   

2 раза в год  

Руководители методических объединений, зам. дир. по УВР  

Аналитические записки, диаграммы 

 

Учебно-методическое обеспечение  учебного процесса  

Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности  и  т. д.  

1 раз в год (май)  

Руководители методических объединений  

Сводные таблицы, диаграммы 

Информация о работе Современные средства оценивания результатов обучения