Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:10, курс лекций
- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;
Схема 1
Природа компетентности
Остается до конца не решенной,
в силу сложности и многогранности
понятия, проблема классификации компетентностей.
Чаще всего проводится классификация
по содержанию, в которой выделяются
ключевые компетентности. К примеру,
Т.В. Иванова выделяет 4 компетенции:
социальную, коммуникативную, информационную,
учебно-познавательную. Другое основание
– по сферам проявления. Так разработчики
«Стратегии модернизации содержания общего
образования» указывают, что в структуре
ключевых компетентностей должны быть
представлены компетентности в сферах
деятельности: самостоятельной
Совет Европы определил пять ключевых компетенций:
- политические и социальные,
- компетенции, касающиеся
жизни в многокультурном
- компетенции, касающиеся владения устным и письменным языком,
- компетенции, связанные
с возникновением общества
- способность учиться всю жизнь.
С.Е. Шишов приводит совокупность ключевых компетенций, сформулированных в рамках проекта «Среднее образование в Европе» [18]: изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Тема 2
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
1. Средства накопительной оценки
1.1. Необходимость внедрения
накопительной оценки в
1.2. Критерии эффективной оценки.
1.1. Адаптивность системы
образования требует
Средства контроля и диагностики
в новых условиях изменяются. Отметочной
системы, измеряющей только единичный
конкретный результат, становится недостаточно.
Для отслеживания процесса достижения
образовательных целей
Накопительные оценки позволяют
обучающимся формировать
1.2. К основным характеристикам
эффективной оценки относят то,
что она фокусируется на
2. Понятие педагогического мониторинга
2.1. Определения мониторинга.
2.2. Виды мониторинга.
2.1. Мониторинг – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.
Педагогический мониторинг
– это форма организации, сбора,
обработки, хранения и распространения
информации о деятельности педагогического
коллектива, позволяющая непрерывно
отслеживать состояние и
В процессе мониторинга выявляются
тенденции в развитии системы
образования, соотнесенные во времени,
а также последствия
Мониторинг затрагивает
различные аспекты
- анализ целесообразности
постановки задач
- работу с кадрами и
создание условий для
- организацию учебного процесса;
- сочетание контроля с оказанием практической помощи;
- здоровьесберегающий подход
в обучении и воспитании
Главное отличие мониторинга качества обучения от контроля, прежде всего в том, что задача мониторинга - установление причин и величины несоответствия результата целям. Кроме того, мониторинг отличается систематичностью и протяженностью во времени, применяемыми критериями и показателями.
К основным функциям мониторинга относятся:
- диагностическая –
- экспертная – в рамках
мониторинга возможно
- информационная – мониторинг
является способом регулярного
получения сопоставимой
- интегративная – мониторинг
является одним из
Выделяют общие особенности мониторинговой деятельности [5]:
а) объекты мониторинга
динамичны, подвержены влиянию внешних
воздействий, которые могут вызвать
различные изменения в
б) реализация мониторинга предполагает организацию постоянного слежения за объектом, изучение и оценку его состояния;
в) организация слежения предусматривает отбор обоснованных критериев и показателей, по которым ведется измерение и описание параметров объекта;
г) каждая конкретная система мониторинга ориентирована на конкретного потребителя, которым может быть как отдельное учреждение, так и государство в целом.
2.2. Можно выделить основные виды мониторинга:
1. По содержанию:
- дидактический мониторинг,
предметом которого являются
новообразования учебного
- воспитательный мониторинг,
который учитывает изменения
в создании условий для
- социально-психологический,
показывающий уровень
- управленческой деятельности,
показывающий изменения в
2. По характеру используемых
методов и методик –
3. По направленности:
- мониторинг процесса
– представляет картину
- мониторинг условий
- мониторинг результатов – выясняет, что было сделано из запланированного, какие результаты достигнуты.
3. Условия организации мониторинга в образовании
3.1. Задачи организации мониторинга.
3.2. Методы мониторинга.
3.3. Этапы мониторинга.
3.1. При организации мониторинга
важно выполнить следующие
1. Определить критерии
качества реализации
2. Отобрать средства диагностики.
3. Установить уровень
4. Систематизировать информацию
о состоянии и развитии
5. Обеспечить регулярное
и наглядное представление
6. Организовать информационное
обеспечение анализа и
Информация, собираемая в процессе мониторинга, должна соответствовать требованиям объективности, точности, полноты и достаточности.
3.2. Традиционный мониторинг
в форме контрольных работ,
экзаменов, инспекторских
- контроль состояния обучения носит нерегулярный, эпизодический характер, не вскрывается динамика изменений;
- контролируя итоги обучения, оставляют без внимания сам процесс обучения;
- используются
достаточно субъективные
- по существу
не используются
Для проведения мониторинга могут применяться общие методы психолого-педагогических исследований – наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент. Используются и специфические методы - анализ продуктов деятельности (например, документов), методы изучения состояния воспитательной работы, игровые методы, творческие отчеты, методы экспертных оценок, аналитико-оценочные методы (самооценка, анализ занятия, шкалирование и др.). Для обработки результатов мониторинга используют математико-статистические методы.
3.3. Мониторинг проводится по следующим этапам:
1. Подготовительный этап:
- формирование заказа на мониторинг,
- выделение объекта мониторинга,
- методическое обеспечение мониторинга,
- определение критериев и показателей,
- создание рабочего проекта или программы,
- инструктаж или подготовка кадров, проводящих мониторинг.
2. Этап проведения мониторинга:
- проведение диагностики
системы с использованием
- сбор и анализ, хранение результатов.
3. Этап обработки данных и принятия решений:
- обработка данных, в том
числе математико-
- анализ, обобщение и систематизация полученных данных,
- подготовка заключительного документа,
- принятие решений,
- комплекс мероприятий,
активизирующих использование
В настоящее время предлагаются детализированные технологии педагогического мониторинга [10], описание одной из которых мы приводим ниже.
Таблица 1
Технология педагогического мониторинга в ОУ
(по В.В. Петрухину)
Предмет мониторинга (объекты мониторинга)
Цели мониторинга
Периодичность
Ответственные (субъекты мониторинга)
Результат
Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения
Сбор статистических данных
об оснащенности учебного процесса, об
уровне квалификации педагогических работников
и динамике изменений качественного
и количественного состава
2 раза в год
Руководители методических объединений, зам. дир. по УВР
Аналитические записки, диаграммы
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т. д.
1 раз в год (май)
Руководители методических объединений
Сводные таблицы, диаграммы
Информация о работе Современные средства оценивания результатов обучения