Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа

Описание

Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

 

Заключение 

  Для будущего педагога процесс исследования неотделим от процесса активного вторжения в практику работы школы. И наши исследования, с одной стороны, были направлены на изучение и обобщение социально-педагогическх аспектов технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа, с другой же стороны, на вовлечение педагогического коллектива школы в активную и целенаправленную деятельность по формированию познавательных интересов школьников, по созданию общей системы учебной и внеучебной работы, преследующей эту задачу.

  В ходе нашего исследования нами была выявлена существенная значимость и возможность организации предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» в школе-интернате. Мы оценили содержание технологической подготовки как эффективного средства успешной профориентации школьников, теоретически и экспериментально обосновали программно-методические особенности организации обучения данной области в условиях учреждений интернатного типа.

  В процессе профессионального самоопределения школьников хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности – интеграции учебной работы и общественно полезного и производительного труда, в приемах побуждения и активизации учащихся.

  Рассмотрим  конкретно программные пути.

  В области обучения профессиям в процессе предпрофильной технологической подготовки большое значение рекомендуется  придавать глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, опираясь на такие принципы, как социальная значимость и прикладной характер. Необходимо создавать благоприятные условия для успешного освоения школьниками социальных ролей в общественно полезном и производительном труде. Самостоятельное управление образовательным развитием и саморазвитием учащихся формируется только на основе личного опыта значимой практической деятельности. Для обеспечения целостности предпрофильной подготовки рекомендуется использование активных методов обучения: социальных технологий – выполнение общешкольного проекта и информационно-коммуникативных технологий, повышающих компьютерную грамотность учащихся школы-интерната.

  Проведенное нами исследование по теме позволило сделать несколько обобщений:

  1. Технологическая подготовка школьников включает в себя две категории целей: с одной стороны, она связана с решением общеобразовательных задач обучения, развития и подготовки школьников к жизни в окружающем мире и обществе, с другой – представляет собой элемент системы непрерывной профессиональной подготовки, осуществляемой при подготовке в школе.
  2. Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий.
  3. Эффективность системы подготовки выпускников школ – интернатов к самостоятельной жизни могут обеспечить социально-педагогические условия, созданные в интернатном учреждении. В первую очередь к таким условиям относятся: понимание необходимости и специфики данной работы педагогическим сообществом школы, а также активное участие ближайшего окружения воспитанников.
  4. Подготовка учащихся к выбору профессии немыслима вне формирования у них уважения, готовности и способности к общественно полезному труду, т.е. без решения общих задач целостной системы трудового воспитания, частью которой является профориентация.
  5. Активные методы оказывают большое влияние на подготовку школьников к будущей профессиональной деятельности. Особенности активных методов обучения заключаются в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности учащихся школы-интерната. Практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний, повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и идет эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение.

   Практическая  значимость нашего исследования заключается в том, что его результаты могут использовать в своей практической деятельности учителя технологии. Важно, чтобы при этом каждый из педагогов по-настоящему был заинтересован в результатах своего труда и стремился к творчеству, опираясь на наши практические советы и рекомендации по созданию условий, направленных на повышение эффективности системы технологической подготовки. 
 
 
 
 
 

 

  Библиография

  1. Алексеева И.А. Дети риска. – Санкт-Петербург,2002.-56 с.
  2. Атутов П.Р., Кожина О.А. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство.1999.№1. –  С.80.
  3. Байбародова Л.В. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского,1999. – 67 с.
  4. Байбародова Л.В., Рожков М,И. Воспитание учащихся: теория и методика.-  Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2002. – 282 с.
  5. Борисова Г.В. Социально-трудовая реабилитация детей и подростков // Социальная педагогика.2006.№. – С. 22
  6. Галагузова Л. Ф., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. Т. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах// Вопросы психологии. 1990.№6, С.23
  7. Долгобородова Н.П., Ходькова Е.С. Вопросы трудового воспитания учащихся школ-интернатов // Сборник тезисов докладов научной конференции по проблеме «Воспитания в труде». Ленинград 1959 г. – С.38-39
  8. Дубровина И. В. Психологическое развитие воспитанников детских домов. - М., 1990. – 54 с.
  9. Дубровина И. В., Минкова Э.Ф., Бардышевская М.К. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Выпуск 4.-М., 1995.– 57 с.
  10. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России. - М., 2002. – 63 с.
  11. Казакевич В.М. Состояние и перспективы технологической подготовки учащихся к труду // Педагогика. – 2002. - № 5. С.26-27
  12. Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников. // Педагогика. - 1993. - №3. С. 12-14
  13. Карпова О. П. Особенности психического развития подростков-воспитанников детских учреждений интернатного типа // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы.2005.№2. – С. 47-51.
  14. Колосов Ю.И., Ковальчук К.Д. Нравственное воспитание учащихся в процессе производительного труда // Сборник тезисов докладов научной конференции по проблеме «Воспитания в труде». Ленинград 1959 г. – С.21
  15. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Москва, 2002 г
  16. Красноперекопский детский дом № 1 // Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье. 2007.№ 1 (январь - март). – С.23.
  17. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 480 с.
  18. Курылев А.Г. Дидактические условия формирования познавательной самосоятельности у учащихся общеобразовательной школы-интерната. Автореф.дис.канд.пед наук. Н.Н.,2007. – 23 с.
  19. Лялин Н.А. Вопросы трудового воспитания в педагогическом наследии А.С.Макаренко // Сборник тезисов докладов научной конференции по проблеме «Воспитания в труде». Ленинград 1959 г. – С.25.
  20. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1988. – 148 с.
  21. Обиух П.А. Подготовка выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни: Автореф.дис.кад.пед.наук.М.,2007. – 23 с.
  22. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2002. – 126 с.
  23. Пидкасистый П.И. Образование ХХI века Педагогика. Учебник для ВУЗов. – М., 2008. – 563 с.
  24. Попова Л. Г. Особенности преподавания образовательной области                                        «Технология» в свете реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования. – Методические  рекомендации
  25. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка / Под ред. Шипициной Л.М. – М., 2003. - 176 с.
  26. Предпрофильная подготовка. Материал для Координационного совета Минобразования. Заседание 14.02.2003 Вопрос 2
  27. Проектная деятельность школьников в предпрофильной подготовке // Школа и производство. 2007. № 2. С.2-8
  28. Романов А.С. Предпрофильная подготовка воспитанников в интернате как гарантия успешной социализации // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы.2004.№4, С. 20-26.
  29. Серебренников Л.Н. Технологическая подготовка школьников: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. –316 с.
  30. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся. 9 кл. : Методическое пособие .- М. : Вентана-Граф, 2007.- 80 с.
  31. Скородумов Н.М. Воспитание интереса к рабочим профессиям у учащихся средней школы // Сборник тезисов докладов научной конференции по проблеме «Воспитания в труде». Ленинград, 1959 г. – С. 23-24
  32. Технологическая подготовка: проблемы и пути их решения // Школа и производство.2008.№2. С. 16-18.
  33. Хохлова Т.В., Матюхина П.В., Матяш Н.В. Подготовка воспитанников детских домов и школ-интернатов к осознанному профессиональному самоопределению как объективная потребность общества // Сборник трудов 2-й Международной научно-практической конференции. Ч.1. Новосибирск, 2005. - С. 26 - 27.
  34. Шатурина В.Н. Воспитание и развитие детей в детском доме.- М., 1996. – 114 с.
  35. [http:// www.albertina.ru]
  36. [http://www.detskidom.info]
  37. [http://festival.1september.ru]
  38. [http://www.ict.edu.ru]
  39. [http://psy-files.ru]
  40. [http://society.polbu.ru/engineering_philosophy/ch38_i.html]
  41. [http://totem.edu.ru]
 
 
 
 
 
 

 

Приложение 1 
 
 

Рабочая программа 

предпрофильной  подготовки

9 класс

предмет «Технология» 
 

Санаторной  школы-интерната № 6

Красноперекопского  района города Ярославля

Приложение  А 

Календарно-тематическое планирование занятий

предпрофильной  подготовки (девочки) 

Тема Количество  часов
Теория Практика
Садоводство, цветоводство, плодоводство
1. Общие сведения о растениях. Современный рынок 1 1
2. Группировка растений 1 1
3. Почва 0,5 1,5
4. Планировка  растений 1 1
5. Оформление  растениями: сада, интерьера, места  отдыха, дорожки и т. д. 1 1
6. Ландшафтный дизайн. Основы 1,5 0,5
7. Стилистика  ландшафтного дизайна. Его особенности 1,5 0,5
8. Разработка  ландшафта на территории интерната. Заполнение пустого участка. Рисунок, подбор цветовой гаммы, деревьев. Итоговый – самостоятельная работа   2
Общее количество 16 часов
Кулинария, консервирование
1. Консервирование. Теоретические сведения 2  
2. Практическая  работа. Консервирование салатов, соление  капусты   2
3. Практическая  работа. Компоты из ягод и фруктов   2
4. Практическая  работа. Варенье из яблок, моркови, ассорти, повидло   2
5-7. Приготовление одного из видов консервирования   2
8. Итоговая работа + устный опрос   2
Общее количество 16 часов
Моделирование
1. Основы конструирования  швейного изделия    2
2. Моделирование. Основы выкройки   2
3. Самостоятельный выбор и пошив изделия    2
4. Пошив изделия   2
5. Пошив изделия   2
6. Пошив изделия   2
7. Пошив изделия   2
8. Пошив изделия   2
9. Пошив изделия   2
10. Подведение  итогов проделанной работы   2
Общее количество 20 часов
Парикмахерское  искусство
1. История парикмахерского  дела. Типы волос 1 1
2. Как правильно  выбрать прическу 1 1
3. Инструменты парикмахера 1 1
4. Стрижка. Правила  выполнения, формы головы, деление  на зоны, особенности роста волос 2 2
5. Способы и приемы стрижки 2 2
6. Стрижка коротких волос   2
7. Самостоятельная работа   2
Общее количество 14 часов
Всего 66 часов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  Б

Календарно-тематическое планирование занятий

предпрофильной  подготовки (мальчики) 

Тема Количество  часов
Теория Практика
Плотницкое  дело
1. Знакомство  учащихся с профессией плотника. 2  
2. Изучение инструментов и приспособлений, практическое применение и наладка 1 1
3. Изучение основных приемов 1 1
4. Практические  работы   2
5. Практические  работы   2
Общее количество 10 часов
Столярное дело
1. Знакомство  учащихся с профессией столяра 2  
2. Изучение столярных  инструментов и приспособлений, практическое применение и наладка 1 1
3. Изучение мерительных  инструментов, применение на практике 1 1
4. Изучение основных приемов работы столяра, применение различных инструментов 1 1
5. Практические  работы   2
Общее количество 10 часов
Токарное  дело (по деревообработке)
1. Знакомство  с профессией токаря по деревообработке 2  
2 Изучение устройства токарного станка, способов его наладки 1 1
3. Изучение инструментов и приспособлений токаря, способов подготовки их к работе 1 1
4. Изучение основ  метрологии и применение их на практике 1 1
5. Изучение приемов  работы токаря и применение их на практике 1 1
6. Практические работы   2
Общее количество 12 часов
Слесарное дело
1. Знакомство  учащихся с основными профессиями  металлообрабатывающей промышленности 2  
2. Знакомство  учащихся с профессией слесаря 2  
3. Изучение орудий производства, средств и предметов  работы слесаря, способов их наладки 1 1
4. Изучение основ  метрологии и применение их на практике 1 1
5. Овладение основными  приемами работы слесаря 1 1
6. Практические  работы   2
Общее количество 12 часов
Токарное  дело (по металлообработке)
1. Знакомство  с профессией токаря по металлообработке 2  
2. Изучение устройства токарного станка и приспособлений, способов наладки 1 1
3. Изучение устройства резцов и их классификация, подготовка резцов к работе 1 1
4. Овладение основными  приемами работы токаря 0,5 1,5
5. Практические  работы   2
6. Практические  работы   2
Общее количество 12 часов
 
Фрезерное дело
1. Знакомство  с профессией фрезеровщика 2  
2. Устройство  и подготовка к работе горизонтального  фрезерного станка 1 1
3. Устройство  и подготовка к работе вертикального фрезерного станка 1 1
4. Классификация фрез по устройству, назначению и применению. Способы установки 1 1
5. Овладение основными  приемами работы фрезеровщика   2
6. Изготовление  изделия   2
Общее количество 12 часов
Всего 68 часов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Приложение  В

Профориентация

  1. четверть
  1. четверть
  1. четверть
  1. четверть
Общее количество часов
        1. Структура народного хозяйства России. Новое в экономическом развитии.
        2. Предприятие, объединение, фирма, акционерное общество.
        3. Содержание и характер труда на производстве.
        4. Понятие о технологическом процессе.
        5. Работа с психологом*.
        6. Технологическая документация и подготовка производства.
        7. Контроль качества продукции.
        8. Охрана природы от вредного воздействия производства.
1. Понятие о  технике.

2. Механизация  производства.

3. Работа с психологом*.

4. Понятие об  автоматических устройствах.

5. Общие сведения  об экономике производства.

6. Организация  труда на производстве.

7. Научно-технический  прогресс

8. Новые материалы  и современные технологии.

9. Автоматизация  производственых систем.

1. Работа с  психологом*.

2.Понятие о  гибких производственных системах.

3. Компьютеры  на производстве.

4. Общий обзор  классификации профессий.

5. Типы профессий.

6. Классы профессий.

7. Отделы и  группы профессий.

8. Выбор профессии. 

9. Интересы, склонности, способности.

10. Работа с  психологом*.

 
1. Самостоятельность  выбора профессии.

2. Самовоспитание  выбора профессии.

3. Профессиональный  план.

4. Ошибки и  затруднения при выборе профессии  мед.работника.

5. Профессиональные  консультации*.

6. Профессиограмма (характеристика профессий).

7. Где получить  профессию.

34 часа

Информация о работе Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа