Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа

Описание

Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

     Практическая  работа Составление инструкционной карты технологического процесса

     Приготовление первого блюда (украинского борща, ленинградского рассольника, щей, крестьянского  супа)

     Самостоятельная внеурочная  работа Поиск необходимой информации в сети Internet: основы экономики и организации производства и т.д. Составление правил подачи блюд. Помощь работникам столовой, наблюдения.

     7. Профессия – кондитер. Технология приготовления  кондитерских изделий  из скорого дрожжевого  теста (2 ч)

     Теоретические сведения Профессиональная деятельность кондитера: знания, умения, навыки, содержание деятельности, условия труда. Личные и профессиональные качества кондитера.

     Кондитерский  цех: общая характеристика, оборудование, товарооборот и движение товаров. Помещения  для нарезки хлеба.

     Состав  дрожжевого теста и способы его  приготовления. Влияние соотношений компонентов теста на качество готовых изделий. Начинка для изделий из теста.

     Практическая  работа Составление схемы  приготовления скорого дрожжевого теста. Приготовление скорого дрожжевого теста. Формовка и украшение изделий. Выпечка изделий из теста.

     Самостоятельная внеурочная  работа Помощь работникам столовой. Изготовление плакатов, стендов в столовую.

     8. Защита проекта  (2 ч)

  Коллективное  обсуждение проектов, анализ, выводы.

  Работа  с тестовыми заданиями по пройденному  курсу.

  Примерная тематика проектов для учащихся школ-интернатов: «Записки поваренка» (составление меню для младших школьников и др); составление бизнес-плана мини-кафе «Под открытым небом»; альбом «Дизайн в кулинарии» (эскизы, зарисовки, изготовление стенда); «Наш дом – мы в нем хозяева» (дизайн-план кухни, столовой школы-интерната); школьный журнал «Домашняя еда – бальзам для души»; «Хлеб – всему голова», исследование зависимости успеваемости школьников от энергетической ценности рациона питания и т.д.

  Самостоятельная внеурочная  работа Помощь работникам столовой: составление меню, оформление столовой, сервировка столов и т.д. Подготовка к праздникам: декоративное украшение стола салфетками и цветами; способы сервировки праздничного стола, особенности сервировки стола к Новому году, Дню рождения, Пасхе и др. Дальнейшая разработка меню с учетом запросов и пожеланий школьников.  

     3.2.4 Программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»

     Пояснительная записка

     Данный  курс знакомит школьников с основами швейного производства, с деятельностью конструктора, технолога швейного производства, дизайнера, помогает школьникам оценить свои способности к конструкторской, технологической и художественно-творческой деятельности. Виды деятельности, соответствующие профессиям конструктора и технолога, изучаются на примере швейных технологий. Эти технологии могут заменяться на другие, таким образом, на основе структуры содержания этого курса можно построить несколько других, которые смогут раскрыть перед учащимися специфику профессиональной деятельности  конструкторов, технологов, дизайнеров.

     Цель: практическое применение знаний и компетенций в образовательном и профессиональном пространстве, связанных со сферами деятельности «Человек-Техника» и «Человек-Художественный образ».

     Элективный  курс рассчитан на 20 учебных часов.

  Таблица 7

     Учебно-тематический план

     
     Тема Количество  часов Средства  ИКТ

на  занятии

Теория Практика
1. Современное швейное  производство.

Запуск  проекта

1 1 Microsoft PowerPoint,

Microsoft Excel

2. Технологические машины 1 1 Microsoft PowerPoint
3. Профессия –  конструктор-модельер. Решение конструкторских  задач 1 1 -
4. Профессия –  технолог. Технология изготовления швейного изделия 1 1 Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel
5-8. Пошив изделий   10  
9. Профессия –  дизайнер одежды. Декорирование швейных  изделий 1 1 Microsoft PowerPoint,

AdobePhotoshop

10. Защита проекта   2 Microsoft PowerPoint

Microsoft Excel

Общее количество 20 часов
 

     Содержание

     1. Современное швейное  производство. Запуск проекта. (2ч)

     Теоретические сведения Мир человека и место в нем материальных технологий. Современное швейное производство. Профессии швейного производства: массовые, специалисты, творческие. Уровень образования и квалификации. Условия трудовой деятельности. Профессиональные ограничения и возможные профзаболевания. Учебные заведения для получения специальности конструктора и технолога швейного производства. Условия поступления и обучения.

     Проектирование. Проектная деятельность. Запуск проекта.

     Практическая  работа. Тестирование. Определение потребности, формулировка темы проекта, задачи. Зарисовка будущей модели (первоначальные идеи).

     Самостоятельная внеурочная работа Поиск необходимой информации в сети Internet: обзор карты образовательного пространства; ознакомление с историей, современностью и индивидуальностью в моде и др.

     Экскурсия Ознакомление с профессиями швейной отрасли на предприятиях города, фабриках, системой социальной защиты рабочих. 

     2. Технологические  машины (2 ч)

     Теоретические сведения Станки, прессы, технологические работы, средства механизации и автоматизации технологических процессов. Структурная схема машины. Системы современного станка. Безопасная работа на швейных машинах, с ручными инструментами. Простейший ремонт швейных машин.

     Влажно-тепловая обработка ткани.

     Практическая  работа. Разработка инструкций по технике безопасности при работе в мастерской, тканью, с электрическими приборами.

     Самостоятельная внеурочная  работа Ознакомление с современными швейными машинками, оверлоками. Разработка наглядных пособий, схем

     3. Профессия – конструктор-модельер.

     Решение конструкторских  задач (2 ч)

     Теоретические сведения Профессиональная деятельность конструктора: знания, умения, навыки, содержание деятельности, условия труда. Личные и профессиональные качества конструктора.

     Решение конструкторских задач. Конструкторско-технологическая документация. Чертеж как основа конструкторской документации. Технические рисунки, эскизы моделей. Виды чертежей. Технология создания конструкторско-технологической документации.

     Практическая  работа. Расчет размеров деталей кроя. Построение чертежа в М 1:1. Изготовление выкроек

     Самостоятельная внеурочная  работа Поиск необходимой информации в сети Internet: ознакомление учащихся с особенностями деления одежды по сезонам и возрастным группам, моделирования одежды разных возрастных групп, принципами моделирования и художественного оформления одежды; с ассортиментом ткани. Выбор тканей в соответствии с моделью одежды.  
 

     4. Профессия-технолог. Технология изготовления швейного изделия (2 ч)

     Теоретические сведения Профессиональная деятельность технолога: знания, умения, навыки, содержание деятельности, условия труда. Личные и профессиональные качества технолога.

     Технология  изготовления швейного изделия.

     Практическая  работа. Раскрой. Разработка технологической последовательности изготовления изделия.

     Самостоятельная внеурочная  работа Экономический расчет изделия. Ознакомление с технологией ремонта одежды. Разработка пособий для младших школьников

     5-8. Пошив изделия (10 ч)

     Теоретические сведения Техника безопасности. Способы раскладки выкройки на ткань (лицо в лицо, лицом вниз). Направление нити основы. Рисунок ткани, ворс, дефекты ткани.

     Практическая  работа. Раскладка выкройки на ткань с учетом припусков на швы. Обметка. Раскрой. Прокладывание контурных линий. Подготовка изделия к примерке и ее проведение. Устранение дефектов. Вторая примерка. Пошив и окончательная отделка.

     Самостоятельная внеурочная  работа Пошив кухонных комплектов, простыней, штор и др.

     9. Профессия – дизайнер  одежды. Декорирование швейных изделий (2 ч)

     Теоретические сведения Профессиональная деятельность дизайнера одежды: знания, умения, навыки, содержание деятельности, условия труда. Личные и профессиональные качества.

     Особенности дизайна одежды. Декорирование швейных изделий

     Практическая  работа. Работа в Adobe Photoshop. Оформление швейных изделий

     Самостоятельная внеурочная  работа Ознакомление с технологией ремонта и обновления одежды, видами ремонта одежды. Реставрация повреждений. Основные правила ухода за одеждой: хранение, стирка, сушка, глаженье, химическая чистка. Просмотр видеозаписей с показов мод

     10. Защита проектов (2 ч)

     Коллективное  обсуждение, выводы. Работа с тестовыми заданиями по пройденному курсу.

     Примерная тематика проектов для учащихся школ-интернатов: «Одежда для отдыха» (сорочки, халаты, пижамы, футболки, шляпы и др. для младших школьников и для себя); «Школьная форма»; «Уют и комфорт в любой сезон»; «Сделаем краше комнату нашу!»; «Вторая жизнь старых вещей» и т.д.

  Самостоятельная внеурочная  работа Общественно полезный и производительный труд. Пошив и необходимый ремонт одежды – «оттачивание» умений и навыков. 

3.2.5 Краткая программа элективного курса

«Парикмахерское искусство и дизайн прически»

     Пояснительная записка

    Профессия парикмахера на пике популярности. Обучение по данному курсу позволит школьникам пройти профессиональную пробу по специальностям, относящимся к типам "Человек - Человек", "Человек - Художественный образ" и понять необходимость постоянного личностного и профессионального самосовершенствования для успешности в будущей карьере и семейной жизни. Ко всему вышесказанному следует добавить выявленное в результате опросов большое число учащихся школы-интерната, желающих заниматься по данному курсу.

    Элективный  курс «Парикмахерское искусство» недостаточно большой  для формирования навыков, свойственных специалисту данной квалификации, но достаточный для того, чтобы расширить представления учащегося о профессиях в данной области.

    Цель:  практическое применение знаний и компетенций в образовательном и профессиональном пространстве, связанных с профессиями парикмахера, дизайнера причесок.

    Программа элективного курса является экспериментальной  и рассчитана на 14 часов.

  Таблица 8

     Учебно-тематический план

     
     Тема Количество  часов Средства  ИКТ

на занятии

Теория Практика
1. Индустрия красоты  как отрасль бизнеса. Профессия  парикмахера 1 1 Microsoft PowerPoint
2. Помещения и  оборудование парикмахерской 1 1 Microsoft Excel
3. Инструменты и  приспособления аппаратуры, используемые в работе парикмахера 1 1 -
4. Подготовительные  и заключительные парикмахерские работы 1 1 Microsoft Excel
5. Профессия дизайнер причесок. Особенности выполнения модельных  причесок 0,5 1,5 Microsoft PowerPoint,

КП «Салон красоты»

6. Стрижка волос. Основные приемы выполнения 1 1 Microsoft PowerPoint,

CD-RW

7. Защита проектов   2 Microsoft PowerPoint,

Microsoft Excel

Общее количество 14 часов

Информация о работе Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа