Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа

Описание

Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

     Содержание  программы

     1. Индустрия красоты как отрасль бизнеса. Профессия парикмахера.

     Запуск  проекта. (2 ч)

     Теоретические сведения Индустрия красоты как отрасль бизнеса. Перспективы развития парикмахерского и косметического дела в России. Услуги салонов красоты. Профессия парикмахера. Уровень образования и квалификации. Условия трудовой деятельности. Профессиональные ограничения и возможные профзаболевания. Учебные заведения для получения профессии парикмахера. Условия поступления и обучения.

     Практическая  работа. Тестирование. Определение потребности, формулировка темы проекта, задачи. Зарисовка будущей модели (первоначальные идеи).

     Самостоятельная внеурочная  работа Поиск необходимой информации в сети Internet: обзор карты образовательного пространства (анализ газетных объявлений, справочников); ознакомление с влиянием исторических эпох на развитие парикмахерского искусства, основными силуэтами и формами причесок, украшениями для волос. Поиск общего в формах и силуэтах некоторых причесок прошлых лет и современных. Направление моды в России и за рубежом. Выполнение эскизов причесок различных исторических эпох в Paint.

     2. Помещения и оборудование парикмахерской (2 ч)

    Теоретические сведения Типы парикмахерских. Понятие о парикмахерском салоне, отличие его от обычных парикмахерских. Помещения парикмахерской. Оборудование парикмахерской. Охрана и правила безопасности труда. Требования к санитарно-техническому содержанию ее помещений. Научная организация труда

    Практическиая работа составление пособий, таблиц по технике безопасности в Салоне красоты

     Самостоятельная внеурочная  работа Изучение психологии взаимоотношений мастера и клиента. Выполнение простейших причесок младшим школьникам

     Экскурсия в ПУ

    3. Инструменты и  приспособления аппаратуры,

    используемые  в работе парикмахера (2 ч)

     Теоретические сведения Основные понятия об инструменте, приспособлениях и аппаратуре. Правила безопасного труда при использовании парикмахерского инструмента и аппаратуры. Виды, формы, назначение, название частей расчесок и щеток. Приемы их держания при выполнении различных операций. Организация и гигиена рабочего места мастера Стерилизация и дезинфекция инструментов.

     Виды, форма, размер, название частей ножниц. Правила хранения и ухода за ними приемы держания, способы дезинфекции.

     Назначение, название частей разновидности безопасной бритвы. Приемы держания, уход и хранение. Дезинфекция.

     Фен, его устройство, назначение, разновидности, принцип работы. Отличие профессиональных фенов от бытовых. Приемы работы феном при укладке волос.

     Практическая  работа Овладение приемами держания и работы расчески, ножниц и бритвы, фена.

       Самостоятельная внеурочная  работа Выполнение простейших причесок младшим школьникам (укладка феном, щипцами), овладение приемами завивки.

     4. Подготовительные  и заключительные  парикмахерские работы (2 ч)

     Теоретические сведения Правила подготовки рабочего места к работе. Санитарно-гигиенические требования к содержанию рабочего места. Подготовительные работы, значение рационального расположения инструментов на парикмахерском рабочем месте. Парикмахерское белье. Виды, назначение каждого вида белья. Правила пользования им.

     Практическая  работа Выполнение подготовительных и заключительных работ. Подготовка рабочего места парикмахера к работе. Отработка приемов укрывания клиента и снятия парикмахерского белья

     Самостоятельная внеурочная  работа Пошив красивого парикмахерского белья. Поиск необходимой информации в сети Internet: основные приемы мытья головы, массажа «себе» и «клиенту», лечебного мытья и т.д. Разработка рецептов по уходу за волосами. Выполнение данных приемов

     5. Профессия дизайнер причесок.

     Особенности выполнения модельных  причесок (2 ч)

     Теоретические сведения Профессиональная деятельность дизайнера прически: знания, умения, навыки, содержание деятельности, условия труда.

     Типы  лица и причесок. Коррекция лица с помощью причесок. Классификация  причесок. Процесс моделирования. Композиция, форма. Цвет и фактура. Особенности выполнения модельных причесок.

     Практическая  работа Подготовка исходного графического материала. Редактирование внешности человека с использованием ИТ: подбор прически, макияжа, аксессуаров. Сохранение графических файлов.

     Самостоятельная внеурочная  работа Изготовление украшений для волос. Зарисовка моделей. Выполнение простейших причесок младшим школьникам и работникам школы-интерната

     6. Стрижка волос.  Основные приемы  выполнения (2ч)

     Теоретические сведения Виды волос, физические свойства. Деление волосяного покрова головы на зоны.

     Общие сведения о стрижке. Виды стрижек: контрастная  и неконтрастная Правила безопасности при стрижке волос. Фасоны стрижек. Операции стрижки волос: “на нет”, окантовка, филировка, градуировка, “на пальцах”; их сущность и приемы выполнения. Коррекция стрижкой физических особенностей формы головы и типов лица. Технология расчесывания. Технологии выполнения стрижек: мужских, женских, детских.

     Практическая  работа Приемы выполнения простых операций, например стрижка теменной зоны, длинных волос

     Самостоятельная внеурочная  работа «Оттачивание» навыков - оказание парикмахерских услуг школьникам и работникам образовательного учреждения. Подбор необходимых средств для укладки. Составление рецептур, питающих волосы

     7. Защита проектов (2 ч)

     Коллективное  обсуждение, выводы. Работа с тестовыми заданиями по пройденному курсу.

     Примерная тематика проектов для учащихся школ-интернатов: стрижка и моделирование различных причесок (название школьники выбирают сами); совершенствование парикмахерских инструментов; организация и оборудование рабочих мест.

     Самостоятельная внеурочная  работа «Оттачивание» навыков - оказание парикмахерских услуг школьникам и работникам образовательного учреждения.  

    3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически» 

  Основная  цель школы-интерната – создание условий для полноценного личностного развития, жизненного и профессионального самоопределения, формирования гражданской позиции, позволяющей каждому воспитаннику строить собственную жизнь, семью, быть востребованным обществом и государством.

  Мы  предположили, что усилению профориентационной работы учащихся школы-интерната будет  способствовать введение в учебно-воспитательный процесс активных методов обучения.

  Таким образом, целью нашего эксперимента являлась проверка эффективности применения социальных и информационных технологий, создающих условия для формирования и закрепления профессиональных знаний,  умений и навыков в предпрофильной технологической подготовке учащихся школы-интерната.

  Апробирование разработанного нами программно-методического обеспечения элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически» проходило в условиях реального учебного процесса в 9 классе школы-интерната № 6 г. Ярославля.

  Разрабатывая  программно-методическое обеспечение  элективного курса, мы исходили из анализа интересов учащихся, а также опыта работы и возможностей школы-интерната.

  Целью элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически» является создание условий для развития познавательного интереса девятиклассников к профессии, формирования у учащихся знаний, первоначальных умений и навыков по уходу за волосами и подбору причесок, представления об имеющихся сегодня на рынке программных средств компьютерного моделирования, что является важной составляющей их профессиональной подготовки.

       По нашему мнению, современные информационные технологии, способствуют расширению возможностей и коренному изменению характера творческой работы дизайнеров-парикмахеров. Тем более появилась уникальная возможность перехода от традиционных методов работы создания имиджа клиента к более современным, что способствует повышению эффективности работы будущего специалиста и получению результатов, наиболее полно отвечающих требованиям современной индустрии модных тенденций.

  В процессе разработки содержания программы нами были проанализированы возможности современных информационных компьютерных технологий (ИКТ). В результате анализа ИКТ были разделены на три группы:

  • обучающие (специализированные);
  • развивающие;
  • профориентационные.

   Мы  предположили, что освоению подростками положительного социального опыта должна также способствовать проектная деятельность учащихся в тесной взаимосвязи обучения и общественно полезного труда, как на занятиях, так и во внеучебное время (социальные технологии). Проектирование должно осуществляться в соответствии с типологией предметов труда (Ч-Т, Ч-Ч, Ч-ХО, Ч-З, Ч-П)

   Основными принципами, которыми мы руководствовались, являются общественно полезная значимость и практическая применимость.

   Также нами были отмечены критерии, по которым возможно определение эффективности данных технологий. Это:

   1) когнитивно-оценочный;

   2) эмоционально-ценностный;

   3) деятельно-практический (творчески-преобразующий).

   4) рефлексивный.

  Главной задачей для являлось выявление и соотнесение у школьников трех компонентов триады «хочу», «могу» и «надо».

  Каждое  учебное занятие заканчивалось рефлексией, направленной на осознание учащимися своих способностей в овладении познавательной самостоятельностью, в выстраивании эффективных межличностных отношений, в самооценке личностных качеств, способствующих совместной деятельности или затрудняющих ее.

  Приведем  примеры некоторых занятий с использованием активных методов обучения по программе элективного курса.

  В ходе исследования (п. 1.4) мы выявили  недостаточное информирование учащихся в образовательном пространстве профессиональных учреждений.  В связи с этим целесообразно было провести на вводном занятии «Индустрия красоты как отрасль бизнеса. Профессия парикмахера» «виртуальную» экскурсию по специализированным учебным заведениям г. Ярославля (для получения профессии парикмахера) с целью ориентации школьников в системе профессионального образования в данной сфере деятельности. Учащимся была представлена мультимедийная презентация в программе Microsoft Power Point, что позволило наглядно представить учебные заведения, их расположение в черте города, условия поступления, а также обучения и проживания, что немало важно для воспитанников интерната, которые выйдут за пределы школы в недалеком будущем.

  С учетом того, что уроки по Технологии являются спаренными (по 90 мин) далее на занятии была представлена презентация «Профессия парикмахера», наглядно знакомящая учащихся с условиями профессиональной деятельности, профессиональными ограничениями по здоровью, а также  указывающая на востребованность данной профессии на рынке труда («надо»), что способствовало явному развитию любознательности у учащихся к данной профессии, так как для них это –  новая сфера деятельности (отличие от предыдущих курсов).

  Положительным моментом в процессе занятия было то, что все школьницы изъявили желание попробовать себя в сфере парикмахерского искусства («хочу»).

Информация о работе Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа