Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа
Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.
Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………
Обработка результатов теста
За каждое совпадение в ключом начисляется один балл.
Наибольшее количество баллов указывает на доминирующий тип. В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко – обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.
Интерпретация результатов теста
1. Реалистический тип (Р)
Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны - их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.
Близкие типы: интеллектуальный и офисный.
Противоположный тип: социальный.
Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк
2. Интеллектуальный (И)
Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.
Близкие типы: реалистический и артистический.
Противоположный тип: предпринимательский.
Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М.Ларни
3. Социальный (С)
Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.
Близкие типы: артистический и предпринимательский.
Противоположный тип: реалистический.
Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В.Бехтерев
4. Офисный (О)
Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.
Близкие типы: реалистический и предпринимательский.
Противоположный тип: артистический.
Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж.Фонда
5. Предпринимательский (П)
Люди
этого типа находчивы, практичны, быстро
ориентируются в сложной
Близкие типы: офисный и социальный.
Противоположный тип: исследовательский.
Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О.Генри
6. Артистический (А)
Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.
Близкие типы: интеллектуальный и социальный.
Противоположный
тип: офисный.
Приложение 6
Бланк опросного листа
Школа _____________________
Класс _____________________
Пол _____________________
Вопросы:
1. Определились ли вы с выбором будущей профессии?
а) да;
б) нет.
2. Достаточно ли вы информированы о профессиях, требованиях, предъявляемых профессией к человеку, о своих личностных качествах?
а) да;
б) нет
3. Достаточен ли ваш уровень подготовки к выбора профессии:
а) достаточен для начала обучения данной профессии;
б) отчасти;
в) недостаточен.
4.
Перечислите свои качества, которые,
по вашему мнению, необходимы для
овладения будущей профессией (если они
у вас есть).
5.
Отметьте степень важности
Возможный перечень факторов | Очень важный для меня фактор выбора | Фактор выбора средней значимости | Не очень важный для меня фактор выбора |
Одноклассники | |||
Учителя | |||
Предпрофильная подготовка | |||
Самостоятельный выбор | |||
Престиж профессии | |||
Экзамены, которые необходимо сдавать | |||
Зарплата | |||
Интерес к определенной области знания, техники, искусства | |||
Условия труда | |||
Востребованность на рынке труда |
6. Нуждаетесь ли вы в дополнительной информации:
а) о профессиях, востребованных на рынке труда;
б) о местах подготовки специалистов;
в) об учебных заведениях города;
г) не нуждаюсь.
Спасибо
за внимание!
Приложение
7
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
(разработана Л.Г.Жедуновой, ЯГПУ)
Методика направлена на
Каждому предлагается оценить
по 9-балльной системе полярные качества,
характеризующие психологическую атмосферу
в коллективе.
1. | Дружелюбие |
|
2. | Согласие | Несогласие, несогласованность |
3. | Удовлетворенность | Неудовлетворенность (деятельностью, отношениями) |
4. | Увлеченность делом | Равнодушие |
5. | Результативность работы | Не результативность |
6. | Теплота отношений, дружеские связи | Холодность, отсутствие дружеских связей |
7. | Сотрудничество | Отсутствие сотрудничества |
8. | Взаимопомощь | Недоброжелательность |
9. | Занимательность, «интересность» | Скука |
Приложение
8
Отчет
о выполнении проекта
Дата | Что делал | Затраченовремени |
Вопрос \ затруднение | Консультант | Помощь |
|
|||||
|
Приложение 9
Содержание электронного учебно-методического комплекта:
Программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»
Методические рекомендации по изучению курса
Электронное дидактическое обеспечение курса:
Microsoft Word
Конспект занятия № 5 «Профессия-дизайнер причесок. Особенности выполнения модельных причесок»
Приложение 1 к занятию 5 «Правила подбора прически»
Приложение 2 к занятию 5 Инструкционная карта
Приложение 3 к занятию 5 «Советы специалистов»
Приложение 4 к занятию 5 Инструкционная карта «Соотношение лица и прически»
Приложение 5 к занятию 5 Правила пользования программой
Приложение 6 к занятию 5 План защиты работы
Контрольный тест
Microsoft Power Point
Презентации
«Профессия «Парикмахер - дизайнер»