Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа

Описание

Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

Обработка результатов теста

За каждое совпадение в ключом начисляется  один балл.

  • 8-10 баллов - ярко выраженный тип;
  • 5-7 баллов - средне выраженный тип;
  • 2-4 баллов - слабо выраженный тип.

Наибольшее количество баллов указывает на доминирующий тип. В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко – обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

Интерпретация результатов теста

1. Реалистический тип  (Р)

Люди, относящиеся  к этому типу, предпочитают выполнять  работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны - их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.

Близкие типы: интеллектуальный и офисный.

Противоположный тип: социальный.

Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк

2. Интеллектуальный (И)

Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать  и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: реалистический и артистический.

Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа не подходит человеку, который  обеими ногами стоит на земле и  обеими руками тянется к долларам. М.Ларни

3. Социальный (С)

Люди, относящиеся  к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: артистический и предпринимательский.

Противоположный тип: реалистический.

Если  больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В.Бехтерев

4. Офисный (О)

Люди  этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.

Близкие типы: реалистический и предпринимательский.

Противоположный тип: артистический.

Офис  может работать без шефа, но не без  секретаря. Дж.Фонда

5. Предпринимательский  (П) 

Люди  этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

Близкие типы: офисный и социальный.

Противоположный тип: исследовательский.

Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О.Генри

6. Артистический (А) 

Люди  этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются  на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.

Близкие типы: интеллектуальный и социальный.

Противоположный тип: офисный.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 6

Бланк опросного листа

Школа _____________________

Класс  _____________________

Пол     _____________________

Вопросы:

  1. Определились ли вы с выбором будущей профессии?      

а) да;            

б) нет.

  2. Достаточно ли вы информированы о профессиях, требованиях, предъявляемых профессией к человеку, о своих личностных качествах?

а) да;           

б) нет

  3. Достаточен ли ваш уровень  подготовки к выбора профессии:

а) достаточен для начала обучения данной профессии;

б) отчасти;

в) недостаточен.

  4. Перечислите свои качества, которые,  по вашему мнению, необходимы для овладения будущей профессией (если они у вас есть). 
 
 
 
 
 

  5. Отметьте степень важности факторов, влияющих на ваш профессиональный  выбор: 

Возможный перечень факторов Очень важный для  меня фактор выбора Фактор выбора средней значимости Не очень  важный для меня фактор выбора
Одноклассники      
Учителя      
Предпрофильная  подготовка      
Самостоятельный выбор      
Престиж профессии      
Экзамены, которые необходимо сдавать      
Зарплата      
Интерес к определенной области знания, техники, искусства      
Условия труда      
Востребованность  на рынке труда      
 

6. Нуждаетесь ли вы в дополнительной информации:

а) о  профессиях, востребованных на рынке  труда;

б) о  местах подготовки специалистов;

в) об учебных  заведениях города;

г) не нуждаюсь. 

Спасибо за внимание! 
 

                  Приложение  7 

Методика  «Психологическая атмосфера  в коллективе»

(разработана  Л.Г.Жедуновой, ЯГПУ)

        Методика направлена на изучение  психологического климата в детском  коллективе.

        Каждому  предлагается оценить  по 9-балльной системе полярные качества, характеризующие психологическую атмосферу в коллективе. 

1. Дружелюбие
    Враждебность 
2. Согласие Несогласие, несогласованность
3. Удовлетворенность Неудовлетворенность (деятельностью, отношениями)
4. Увлеченность  делом Равнодушие
5. Результативность  работы Не результативность
6. Теплота отношений, дружеские связи Холодность, отсутствие дружеских связей
7. Сотрудничество Отсутствие  сотрудничества
8. Взаимопомощь Недоброжелательность
9. Занимательность, «интересность» Скука
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Приложение  8 
                   

Отчет о выполнении проекта  
 

  1. Название  проекта
 
  1. Почему  я начал работу над проектом?
 
  1. Для чего я работал над проектом?
 
  1. Какой продукт  я хотел получить?
 
  1. Как я работал  над проектом:
 
Дата Что делал

Затрачено

времени

Вопрос \ затруднение Консультант Помощь
 
 
 
 
         
 
 
 
 
         
 
  1. Какой продукт  я получил в результате работы над проектом?
 
  1. Что нового я узнал, чему научился?
 
  1. Мои впечатления  от работы над проектом
 
 

 

Приложение 9

  Содержание  электронного учебно-методического комплекта:

  Программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»

  Методические рекомендации по изучению курса

  Электронное дидактическое обеспечение курса:

  Microsoft Word

  Конспект  занятия № 5 «Профессия-дизайнер причесок. Особенности выполнения модельных причесок»

  Приложение 1 к занятию 5 «Правила подбора прически»

  Приложение 2 к занятию 5 Инструкционная карта 

  Приложение 3 к занятию 5 «Советы специалистов»

  Приложение 4 к занятию 5 Инструкционная карта  «Соотношение лица и прически»

  Приложение 5 к занятию 5 Правила пользования программой

  Приложение 6 к занятию 5 План защиты работы

  Контрольный тест

  Microsoft Power Point

  Презентации

  «Профессия «Парикмахер - дизайнер»

Информация о работе Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа