Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа

Описание

Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)
 
 
 
 

Обработка и анализ результатов

            После того как ребята завершили работу с опросником, они  должны подсчитать количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок — это десять возможных  направлений профессиональной деятельности:

          1. — физика и математика;
          2. — химия и биология;
          3. — радиотехника и электроника;
          4. — механика и конструирование;
          5. — география и геология;
          6. — литература и искусство;
          7. — история и политика;
          8. — педагогика и медицина;
          9. — предпринимательство и домоводство;
          10. — спорт и военное дело.

  Чем выше балл в каждой колонке, тем выше интерес к этому виду деятельности. Максимальный балл — 5 — говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма ни в одном столбце не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы еще не сформированы.

  Чаще  всего максимальное число баллов оказывается не в одном, а в трех-четырех столбцах. Эти комбинации выявляют сферу профессиональных интересов подростка. Возможно, его будущая профессия будет находиться на стыке 2-3 профессиональных областей. Например, максимальные баллы по шкалам 1 и 8 будут указывать на выбор профессии учителя или преподавателя физики. Если к этим доминантам, например, добавится профессиональная область № 4 (механика и конструирование), то это уточнит профессиональный выбор подростка, сделает его более конкретным – инженер в области высоких технологий или преподаватель технического вуза. Если же с данными выборами будет конкурировать пункт № 10 (спорт и военное дело), то, скорее всего, какая-то из этих областей уйдёт в область личных увлечений или будет говорить о возможности применения профессиональных интересов в  экстремальных условиях работы. Например, специалист в ракетных войсках.   

  Методика  основана на самооценке, которая различна у всех учащихся. Поэтому предупредите ребят, чтобы они сравнивали число «плюсов» в разных колонках своего бланка, а не с числом «плюсов» в бланке соседа по парте. 
 

  Приложение  4

Методика  «Дифференциально-диагностический  опросник» (ДДО) 

      Методика  предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать для профориентации подростков и взрослых. Возможно использование методики индивидуально и в группе.

      Содержание  методики: испытуемые должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только одни вид, который следует отметить знаком «+». Например, 1б – «+», 2а – «+» и т.д.

      Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую  работу. Но если Вам бы пришлось выбирать только из двух возможных вариантов, что бы вы предпочли?».

      ТЕКСТ ОПРОСНИКА 

1а.  Ухаживать за животными или 1б. Обслуживать  машины, приборы (следить, регулировать)
2а.  Помогать больным или 2б. Составлять  таблицы, схемы, программы для  вычислительных машин
3а.  Следить за качеством книжных  иллюстраций, плакатов, художественных  открыток или 3б. Следить  за состояние, развитием растений
4а.  Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) или 4б. Доводить  товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а.  Обсуждать научно-популярные книги,  статьи или 5б. Обсуждать  художественные книги (или пьесы,  концерты)
6а.  Выращивать молодняк (животных какой-либо  породы) или 6б. Тренировать  товарищей или младших в выполнении  каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а.  Копировать рисунки, изображения  или настраивать музыкальные  инструменты или 7б. Управлять  каким-либо грузовым (подъемным или  транспортным) средством.
8а.  Сообщать, разъяснять людям нужные  им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или 8б. Оформлять  выставки, витрины (или участвовать  в подготовке пьес, концертов)
9а.  Ремонтировать веще, изделия (одежду, технику), жилище или 9б. Искать  и исправлять ошибки в текстах,  таблицах, рисунках
10а.  Лечить животных или 10б. Выполнять  вычисления, расчеты
11а.  Выводить новые сорта растений или 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных  изделий (машины, одежду, дома, продукты  питания)
12а.  Разбирать споры, ссоры между  людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять или 12б. Разбираться  в чертежах, схемах, таблицах (проверять,  уточнять, приводить в порядок)
13а.  Наблюдать, изучать работу кружков  художественной самодеятельности или 13б. Наблюдать,  изучать жизнь микробов
14а.  Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или 14б. Оказывать  людям медицинскую помощь
15а.  Составлять точные описания-отчеты  о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах или 15б. Художественно  описывать, изображать события  (наблюдаемые и представляемые)
16а.  делать лабораторные анализы  в больнице или 16б. Принимать,  осматривать больных, беседовать  с ними, назначать лечение 
17а.  Красить и расписывать стены  помещений, поверхность изделий или 17б. Осуществлять  монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, на экскурсии, в туристические походы и т.п. или 18б. Играть  на сцене, принимать участие  в концертах
19а.  Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить  здания или 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи,
20а.  Вести борьбу с болезнями растений, вредителями 

леса  и сада

или 20б. Работа  на клавишных машинах (пишущей  машинке, телетайпе, компьютере  и др.)
 
 
 
 
 
 
 
 

      Обработка результатов

      Лист  ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5 столбцов. Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+».

      Название  типов профессий по столбцам:

      1. «Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, охраной природной среды.
      2. «Человек-техника» - все технические профессии.
      3. «Человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
      4. «Человек- знаковая система» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе музыкальные специальности.
      5. «Человек-художественный образ» - все творческие специальности.

    ЛИСТ  ОТВЕТОВ

Человек-

природа

Человек-

техника

Человек-

человек

Человек-

знак

Человек-

художественный  образ

     
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а   20б    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Приложение 5

Тест  Дж.Голланда (Дж.Холланда) на определение профессионального  типа личности (модификация  Г.В.Резапкиной) 

 

Назначения  теста

Методика предназначена  для определения профессионального  типа личности.  

Инструкция  к тесту

Из каждой пары профессий выберите одну, наиболее привлекательную для вас.

Тестовый  материал 

Вариант А  Вариант Б 
1 Автомеханик Физиотерапевт
2 Специалист  по защите информации Логистик
3 Оператор связи Кинооператор
4 Водитель Продавец
5 Инженер-конструктор Менеджер по продажам
6 Диспетчер Дизайнер компьютерных программ
7 Ветеринар Эколог
8 Биолог-исследователь Фермер
9 Лаборант Дрессировщик
10 Агроном Санитарный  врач
11 Селекционер Заготовитель  сельхозпродуктов
12 Микробиолог Ландшафтный дизайнер
13 Массажист Воспитатель
14 Преподаватель Предприниматель
15 Администратор Режиссер театра и кино
16 Официант Врач
17 Психолог Торговый агент
18 Страховой агент Хореограф
19 Ювелир-гравер Журналист
20 Искусствовед Продюсер
21 Редактор Музыкант
22 Дизайнер интерьера Экскурсовод
23 Композитор Арт-директор
24 Музейный работник Актер театра и  кино
25 Верстальщик Гид-переводчик
26 Лингвист Антикризисный управляющий
27 Корректор Художественный  редактор
28 Наборщик текстов Юрисконсульт
29 Программист Брокер
30 Бухгалтер Литературный  переводчик
 

Ключ  к тесту  

Вариант А Вариант Б Вариант А Вариант Б
1 Р С 16 Р С
2 И П 17 И П
3 О А 18 О А
4 Р С 19 Р С
5 И П 20 И П
6 О А 21 О А
7 Р С 22 Р С
8 И П 23 И П
9 О А 24 О А
10 Р С 25 Р С
11 И П 26 И П
12 О А 27 О А
13 Р С 28 Р С
14 И П 29 И П
15 О А 30 О А

Информация о работе Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа