Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа
Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.
Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………
Обработка и анализ результатов
После того как ребята завершили работу с опросником, они должны подсчитать количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок — это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
Чем выше балл в каждой колонке, тем выше интерес к этому виду деятельности. Максимальный балл — 5 — говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма ни в одном столбце не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы еще не сформированы.
Чаще всего максимальное число баллов оказывается не в одном, а в трех-четырех столбцах. Эти комбинации выявляют сферу профессиональных интересов подростка. Возможно, его будущая профессия будет находиться на стыке 2-3 профессиональных областей. Например, максимальные баллы по шкалам 1 и 8 будут указывать на выбор профессии учителя или преподавателя физики. Если к этим доминантам, например, добавится профессиональная область № 4 (механика и конструирование), то это уточнит профессиональный выбор подростка, сделает его более конкретным – инженер в области высоких технологий или преподаватель технического вуза. Если же с данными выборами будет конкурировать пункт № 10 (спорт и военное дело), то, скорее всего, какая-то из этих областей уйдёт в область личных увлечений или будет говорить о возможности применения профессиональных интересов в экстремальных условиях работы. Например, специалист в ракетных войсках.
Методика
основана на самооценке, которая различна
у всех учащихся. Поэтому предупредите
ребят, чтобы они сравнивали число «плюсов»
в разных колонках своего бланка, а не
с числом «плюсов» в бланке соседа по парте.
Приложение 4
Методика
«Дифференциально-
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать для профориентации подростков и взрослых. Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Содержание методики: испытуемые должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только одни вид, который следует отметить знаком «+». Например, 1б – «+», 2а – «+» и т.д.
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если Вам бы пришлось выбирать только из двух возможных вариантов, что бы вы предпочли?».
ТЕКСТ
ОПРОСНИКА
1а. Ухаживать за животными | или | 1б. Обслуживать
машины, приборы (следить, |
2а. Помогать больным | или | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток | или | 3б. Следить
за состояние, развитием |
4а.
Обрабатывать материалы ( |
или | 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а.
Обсуждать научно-популярные |
или | 5б. Обсуждать
художественные книги (или |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | или | 6б. Тренировать
товарищей или младших в |
7а.
Копировать рисунки, |
или | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | или | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать веще, изделия (одежду, технику), жилище | или | 9б. Искать
и исправлять ошибки в текстах, |
10а. Лечить животных | или | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | или | 11б. Конструировать,
проектировать новые виды |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | или | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а.
Наблюдать, изучать работу |
или | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | или | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь |
15а.
Составлять точные описания- |
или | 15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
16а. делать лабораторные анализы в больнице | или | 16б. Принимать,
осматривать больных, |
17а. Красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий | или | 17б. Осуществлять
монтаж или сборку машин, |
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, на экскурсии, в туристические походы и т.п. | или | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а.
Изготовлять по чертежам |
или | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, |
20а.
Вести борьбу с болезнями леса и сада |
или | 20б. Работа
на клавишных машинах (пишущей
машинке, телетайпе, |
Обработка результатов
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5 столбцов. Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+».
Название типов профессий по столбцам:
ЛИСТ ОТВЕТОВ
Человек-
природа |
Человек-
техника |
Человек-
человек |
Человек-
знак |
Человек-
художественный образ |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6б | 7а | |||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | 20б |
Приложение 5
Тест Дж.Голланда (Дж.Холланда) на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной)
Назначения теста
Методика предназначена
для определения
Инструкция к тесту
Из каждой пары профессий выберите одну, наиболее привлекательную для вас.
Тестовый
материал
№ | Вариант А | Вариант Б |
1 | Автомеханик | Физиотерапевт |
2 | Специалист по защите информации | Логистик |
3 | Оператор связи | Кинооператор |
4 | Водитель | Продавец |
5 | Инженер-конструктор | Менеджер по продажам |
6 | Диспетчер | Дизайнер компьютерных программ |
7 | Ветеринар | Эколог |
8 | Биолог-исследователь | Фермер |
9 | Лаборант | Дрессировщик |
10 | Агроном | Санитарный врач |
11 | Селекционер | Заготовитель сельхозпродуктов |
12 | Микробиолог | Ландшафтный дизайнер |
13 | Массажист | Воспитатель |
14 | Преподаватель | Предприниматель |
15 | Администратор | Режиссер театра и кино |
16 | Официант | Врач |
17 | Психолог | Торговый агент |
18 | Страховой агент | Хореограф |
19 | Ювелир-гравер | Журналист |
20 | Искусствовед | Продюсер |
21 | Редактор | Музыкант |
22 | Дизайнер интерьера | Экскурсовод |
23 | Композитор | Арт-директор |
24 | Музейный работник | Актер театра и кино |
25 | Верстальщик | Гид-переводчик |
26 | Лингвист | Антикризисный управляющий |
27 | Корректор | Художественный редактор |
28 | Наборщик текстов | Юрисконсульт |
29 | Программист | Брокер |
30 | Бухгалтер | Литературный переводчик |
Ключ
к тесту
№ | Вариант А | Вариант Б | № | Вариант А | Вариант Б |
1 | Р | С | 16 | Р | С |
2 | И | П | 17 | И | П |
3 | О | А | 18 | О | А |
4 | Р | С | 19 | Р | С |
5 | И | П | 20 | И | П |
6 | О | А | 21 | О | А |
7 | Р | С | 22 | Р | С |
8 | И | П | 23 | И | П |
9 | О | А | 24 | О | А |
10 | Р | С | 25 | Р | С |
11 | И | П | 26 | И | П |
12 | О | А | 27 | О | А |
13 | Р | С | 28 | Р | С |
14 | И | П | 29 | И | П |
15 | О | А | 30 | О | А |