Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа
Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.
Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………
Приложение 2
Опросник профессиональных склонностей
(Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной)
Назначение теста
Диагностика профессиональных склонностей респондентов.
Инструкция к тесту
Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «b» или «c» – и отметьте его в бланке.
Тестовый материал
Ключ к тесту
№ | I | II | III | IV | V | VI | № | I | II | III | IV | V | VI |
1 | a | b | c | 13 | a | b | c | ||||||
2 | a | b | c | 14 | a | b | c | ||||||
3 | a | b | c | 15 | a | b | c | ||||||
4 | a | b | c | 16 | a | b | c | ||||||
5 | a | b | c | 17 | a | b | c | ||||||
6 | a | b | c | 18 | a | b | c | ||||||
7 | a | b | c | 19 | a | b | c | ||||||
8 | a | b | c | 20 | a | b | c | ||||||
9 | a | b | c | 21 | a | b | c | ||||||
10 | a | b | c | 22 | a | b | c | ||||||
11 | a | b | c | 23 | a | b | c | ||||||
12 | a | b | c | 24 | a | b | c |
Обработка результатов теста
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
Шесть
столбцов - это шесть видов деятельности.
Обратите внимание на те виды деятельности,
которые набрали большее
Интерпретация результатов теста
I. Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
II. Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
III. Склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
IV. Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
V. Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
VI.
Склонность к планово-экономическим
видам деятельности. Профессии, связанные
с расчетами и планированием (бухгалтер,
экономист); делопроизводством, анализом
текстов и их преобразованием (редактор,
переводчик, лингвист); схематическим
изображением объектов (чертежник, топограф).
Эти профессии требуют от человека собранности
и аккуратности.
Приложение 3
Методика «Профиль»
(модификация
«Карты интересов»)
Инструкция:
Данные вопросы касаются Вашего отношения к различным направлениям деятельности.
Нравится ли Вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится — «-». Если сомневаетесь — поставьте «?».
Это не экзамен и не контрольная работа, поэтому здесь не может быть неправильных ответов — могут быть только необдуманные. Чем искреннее Вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат, который Вы получите сразу после завершения работы. Не советуйтесь друг с другом и не тратьте много времени на размышления.
Стимульный материал
Мне нравится...
1.Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи
о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи
о жизни людей в разных
6. Бывать на
выставках, концертах,
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники. .
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
18. Объяснять
одноклассникам учебный
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20. Соблюдать
режим дня, вести здоровый
21. Проводить опыты по физике.
22. Ухаживать за животными, растениями.
23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24. Собирать и ремонтировать мебель, часы, замки, велосипеды.
25. Коллекционировать камни, минералы.
26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30. Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36. Рассказывать
друзьям о прочитанных книгах,
увиденных
фильмах и спектаклях.
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
38. Ухаживать
за маленькими детьми или
заболели.
39. Искать и
находить способы
40. Заниматься
физической культурой и
41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться
в принципах работы
44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. «Читать» географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях, концертах.
47. Изучать политику и экономику других стран.
48. Изучать причины
поведения людей, строение
49. Вкладывать
заработанные деньги в
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.
Бланк ответов
1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |