Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа
Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.
Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………
Главной
задачей для нас на последующих
занятиях стала поддержка интереса
школьников, а также выявление
необходимых профессионально-
На занятии «Помещения и оборудование парикмахерской» школьницы знакомились с типами парикмахерских, обустройством салонов красоты, овладевали компьютерной грамотностью: составляли таблицы по технике безопасности в программе Microsoft Power Point, составляли бизнес-планы в Microsoft Word и др. На этом занятии ученикам также была предложена тематика проектов, презентация которых должна была состояться на последнем занятии. Проект разрабатывался во внеурочное время.
В ходе реализации данной программы были выявлены определенные проблемы у учащихся: отсутствие умения работы в сети Internet и их неготовность к интерактивному самообразованию (через сеть).
Таким образом, ребятам был предоставлен во внеучебное время кабинет информатики, где они с помощью инструкций овладели простейшими работами в сети: поиском необходимой информации на сайтах Yandex, Google, Rambler и др.
После
этого мотивация к обучению по
данному курсу еще более
На занятии «Профессия – дизайнер причесок. Основы моделирования» учащиеся успешно познакомились с профессией дизайнера, в этом им помогли подготовленная нами презентация в Power Point, а также их непосредственное участие в овладении образовательной программой подбора и моделирования причесок «Салон красоты».
Рассмотрим
ход занятия по данной теме. Конспект
занятия и дидактические материалы, необходимые
для его проведения представлены в электронном
учебно-методическом
комплекте на диске CD-RW, прилагающемся
к данной работе (Приложение
9).
Тема № 5: «Профессия-дизайнер причесок. Особенности выполнения модельных причесок»
I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
Общие:
- закрепление и систематизация полученных ранее знаний;
- формирование представления об
имеющихся сегодня на рынке
программных средств
- изучение типов лица;
- умение подбирать прическу по своему типу лица, с учетом типа и структуры волос;
- ознакомление с советами специалистов в подборе прически;
- выполнение практической работы.
Развивающие:
- развитие абстрактного и образного мышления, память, внимания, умения работать самостоятельно и защищать свою точку зрения;
- развитие творческого интереса и воспитание вкуса при выборе причесок.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие.
Профориентационная:
- ознакомление с профессиональной деятельностью стилиста, содержанием деятельности, условиями труда;
- выявление склонностей к дизайнерской деятельности парикмахера..
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
2. Дидактическое обеспечение:
Методы обучения: наглядные методы, практическая творческая работа
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Тип урока: комбинированный
Занятие № 1
Ход занятия:
1. Организационный момент – 3 мин.
Вопрос: Что необходимо современной девушке, чтобы выглядеть красиво, привлекательно?
Ответ: выслушать ответы учащихся.
Занятие, которые мы сегодня проведем, станет очень важным в становлении вашей профессиональной личности парикмахера.
Итак, тема занятия: «Профессия-дизайнер прически. Основы моделирования»
2. Изложение нового материала – 35 мин.
Сегодня вы познакомитесь с профессией дизайнера причесок.
Вопрос: Одинаковой ли была прическа в разные исторические эпохи? Нет.
У разных народностей существуют свои национальные прически. И изменение видов всегда зависит от внешних факторов, исторического времени, моды.
Но
чтобы правильно подобрать
Вот с этими правилами мы подробнее и познакомимся. Итак, первое правило – форма лица.
Работа с инструкционной картой: “Формы лица”.
После изучения форм лица учащиеся смотрят в зеркало и определяют свой тип лица, записывают в тетрадь. Одновременно учитель показывает презентацию – какую прическу, к какому типу лица можно или нельзя применять..
Второе правило – типы волос.
Вопрос: Какие вы знаете типы волос? Заслушать ответы учащихся (сухие, нормальные, жирные, смешанные, мягкие, жесткие, толстые, тонкие, здоровые, истощенные).
Обладатели нормальных волос могут экспериментировать буквально любые прически, если это позволяет форма лица. Если волосы жирные, то больше подойдет короткая стрижка или волосы средней длины, стоит избегать причесок, требующих плотного прилегания волос к голове. Обладательницам тонких волос следует избегать длинных причесок. Рекомендуется применять химическую завивку.
Третье правило – советы специалистов
Мы изучили 7 типов лица, но самые распространенные 5 – это овал, круг, квадрат, прямоугольник, ромбовидное.
Сейчас каждый из вас по своему типу лица прочтет советы специалистов и примет их к сведению.
Четвертое правило – особенность фигуры, или недостатки фигуры
Учащиеся самостоятельно знакомятся с инструкционной картой, в которой указаны недостатки или особенности фигуры.
Вы знакомитесь кратко только с теми особенностями, которые присущи только вам. С остальными вы сможете познакомиться вне занятия, так как эту инструкцию вы можете взять с собой.
4. Закрепление изученного на занятии – 5 минуты.
Вы изучили правила по выбору причесок с учетом некоторых особенностей. Узнали много интересного из истории прически, какой она была в разные эпохи.
Вопрос: Что необходимо учитывать при выборе прически? (форму лица, тип волос, особенность фигуры, советы специалистов).
Вопрос: Назовите основные типы лица? (овал, круг, квадрат, прямоугольное, ромбовидное, сердцевидное, грушевидное).
Вопрос: Для чего на уроках технологии вы изучаете уход за лицом, руками, волосами, изучаете стиль в одежде, учитесь подбирать прически? заслушать ответы учащихся (для того чтобы правильно выбрать свой имидж, и соответствовать ему в разных местах)
5. Итог урока – 2 минуты.
А сейчас мы с вами переходим в кабинет информатики.
Занятие № 2
Ход занятия:
1. Организационный момент – 3 мин.
а) настрой на работу: Прошла перемена, и вы с новыми силами давайте включайтесь в работу.
б) комментирование работы 1 занятия: Я вам напоминаю, что темой занятия является - «Профессия-дизайнер причесок. Особенности выполнения модельных причесок». На первом занятии вы познакомились с профессиональной деятельностью дизайнера, с инструкционными картами и советами специалистов, изучили 7 типов лица, научились как нестандартный тип лица приблизить к овалу.
При выборе прически мы всегда должны обращать внимание на 4 правила. Давайте их повторим:
2.
Введение в практическую
Сейчас в современном мире существует множество салонов красоты, где работают профессионалы своего дела.
Сегодня на практической работе каждый из вас побудет в качестве дизайнера-парикмахера, вы будете работать с программой “Салон красоты”. Перед вами на парте лежат правила работы с программой. Ваши фотографии уже хранятся в папочках. Сейчас я вас познакомлю, как работать с программой. Итак, внимание на экран (показать каждый пункт правил работы с программой).
3. Практическая работа – 25 минут.
(Работа на компьютерах)
После завершения работы, вывести по локальной сети, или через флэш-память работы учащихся на экран для защиты работ. В это время учащиеся выполняют анкетирование о целесообразности данного урока на компьютере. Результаты тестирования выводятся на экран.
Защита работ – 5 минут.
Учащиеся проводят защиту своих работ в устной форме (по плану), объясняя свой тип лица, волос и выбор прически.
5. Итог урока – 2 минуты.
а) Выставление оценок.
б) Дежурные убирают класс и выключают компьютеры
-
- Все девушки молодцы, урок получился продуктивным, целесообразным. Закончить урок я хочу словами – “Будьте умными, если можете, будьте добрыми, если хотите, но красивыми вы быть обязаны”.
Анализируя данное занятие, можно сказать, что все работали очень хорошо. Чувствовалась заинтересованность, все отвечали на вопросы полными ответами, уважали и помогали друг другу.
Для определения склонности учащихся, непосредственно к дизайнерской деятельности, в конце занятия мы оценили содержание их деятельности и занесли результаты наблюдений в таблицу.
Таблица 9
Определение склонности учащихся к дизайнерской деятельности
№ | ФИО | Творческий
замысел, идея |
Разработка
композиции |
Разработка
технологии изготовления |
Изготовление
изделия по образцу | ||
1. | АбакумоваА. | Да | Нет | Нет | - | ||
2. | Гущина М. | Да | Да | Да | - | ||
3. | Зайцева П. | Да | Да | Да | - | ||
4. | Кузьмина Е. | Нет | Нет | Нет | Да | ||
5. | Новикова Т. | Да | Нет | Нет | - | ||
6. | Смирнова Н. | Да | Да | Нет | - | ||
7. | Петровичева | Нет | Да | Нет | Да |