Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 16:07, дипломная работа
Признание личности ребенка в качестве субъекта своей жизнедеятельности приводит к мысли о том, что педагогу чрезвычайно трудно предугадать, установить точно маршрут его индивидуального развития. Наряду с процессами функционирования, заданными извне, и ребенок, и школа в целом (как живой организм, «открытая система») -- субъекты синергетических процессов. Их динамика противоречива, «нелинейно», может иметь весьма неопределенную траекторию, поскольку образование всегда есть производное от множества действующих сил.
Первые упоминания понятия индивидуально-образовательного маршрута встречаются в научных трудах СВ. Воробьевой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. В педагогической технологии «Продуктивного обучения» рассматривается понятие индивидуально-образовательного маршрута и методика его применения (М.И. Башмаков и др.).
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава І. Теоретические аспекты осуществления индивидуальной педагогической поддержки в начальном образовании
1.1.Сущность, виды и методы педагогической поддержки в образовании…....8
1.2. Понятие «технология индивидуального образовательного маршрута» (ИОМ)
1.2.1. Понятие «индивидуального образовательного маршрута».................22
1.2.2.Принципы реализации и структура ИОМ...............................................27
1.3. Особенности организации индивидуального обучения в начальной
школе………………………………………………………………………….…......32
Выводы по І главе…………………………….………………………….…..........40
Глава ІІ. Практическая работа по реализации элементов индивидуально образовательного маршрута в образовательном процессе начальной школы
2.1.Обоснование разработки индивидуально образовательного маршрута для учащихся 4«А» класса МОУ «СОШ» с. Толсты.………………………….….......41
2.2.Реализация элементов индивидуально образовательного маршрута в работе с учащимися…………………………………………………………………………...49
2.3.Оценка эффективности проведенной работы………...………………….…....61
Выводы по ІІ главе………………….…………………………………………....63
Заключение ……………………………..……………………………...……….…64
Список использованной литературы…..……………………
Помощь в развитии самостоятельности ребенка, обеспечение условий для его успешной деятельности (создание ситуации успеха):
-одобрить (жестом, улыбкой, взглядом, словом) ребенка, похвалить за выполненную работу, вызывая у него чувство радости от сделанного, веру в себя, желание добиться успеха снова;
- вместе определить причины неудач и представить последствия;
- увлечь ребенка добрым делом;
- рассказать о теории «малых дел»;
-рассказать жизненную историю о значении доброго дела в судьбе конкретного человека;
-настроить ребенка на преодоление и погашение отрицательных переживаний от неуспешности;
-поразмышлять вместе с ребенком о том, что такое обида, стыд, ненависть, зависть, злость, страх, вина, досада (найти антонимы).
Забота о психическом здоровье ребенка:
-рассказать, как вы сами преодолели свои привычки, раскрыть свои смыслы такого преодоления;
-сделать то же в отношении хороших привычек и положительных черт характера;
-показать приемы релаксации, расслабления организма с целью успокоения и создания внутреннего комфорта;
-расспросить ребенка, проявлял ли он заботу о других и в каких ситуациях; защищал ли он кого-либо; как защищал себя в других ситуациях; рассказать о собственных приемах защиты;
-рассказать о философии защиты (например, карате);
-обсудить возможные в его ситуации варианты защиты. Поддержка в развитии чувства ответственности, веры в свои силы:
-доверить ребенку самостоятельно организовать, или завершить какое-либо значимое для него дело; проанализировать его переживание своей деятельности (чего боялся, к чему стремился и т.п.);
-попросить помочь другому ребенку;
- при обсуждении проблемы ребенка привести в сравнение разные типы нравственных дилемм; обсудить с ним, что такое нравственный выбор;
обратиться к ребенку с предложением творческого характера, дать ему возможность выбора творческой идеи и способа ее реализации;
обсудить с ребенком соотношение «терпимость -- нетерпимость»;
-попросить ребенка проанализировать какой-либо его прежний поступок; проанализировать вместе с ребенком отношение других людей к этому поступку;
-попробовать разыграть вместе с ребенком и каждым в отдельности разные роли участников в различных критических ситуациях;
-рассказать о приемах самодиагностики; попросить ребенка оценить эти приемы (высказать свое к ним отношение);
-расспросить ребенка о его самоорганизации и попросить проанализировать режим дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха, восстановления сил;
-проанализировать вместе с ребенком различные ситуации выбора и его возможное самоопределение [22,с. 250].
Таким образом, педагогическая поддержка как составляющая образовательного процесса подразумевает:
- целенаправленно организованную педагогическую деятельность;
- деятельность в целях создания психолого-педагогических условий для полноценного психического (в частности, интеллектуального) развития ребенка;
- деятельность по выявлению способов познавательной деятельности (в том числе, в рамках учебной), адекватных возрастным и индивидуальным характеристикам ребенка;
- деятельность, которая обеспечивает поступательную динамику в процессе психического развития средствами обучения;
1.2. Понятие «технология индивидуального образовательного маршрута» (ИОМ), принципы реализации и структура
1.2.1. Понятие «индивидуального образовательного маршрута»
В психолого-педагогической литературе распространен термин «индивидуальный образовательный маршрут». Он представляет собой «целенаправленный процесс проектирования образовательной программы, в котором ребенок выступает как субъект выбора, проектирования и реализации своего образовательного пути при педагогической поддержке учителей школы» [17,с.10].
Рассмотрим ключевые понятия, положенные в основу исследования индивидуального образовательного маршрута.
Л.М. Орловская дает такое определение: «Индивидуально - образовательный маршрут - это дифференциация обучение по степени сложности, направленности или по другим параметрам: «физики», «гуманитарии», «техники» или «способные», «средние», «отстающие». Каждому обучающемуся представляется возможность создания собственного образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей (траектории) освоения всех учебных предметов» [там же].
М.Н.Башмаков рассматривает следующее понятие индивидуального образовательного маршрута:
Индивидуальный образовательный маршрут - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения [6, с. 150].
Автор выделяет два аспекта значения технологии индивидуального образовательного маршрута:
1)учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;
2)оказание каждому ребенку индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных психологических ресурсов [5, с. 22].
При использовании технологии индивидуального образовательного маршрута подбираются методы и средства обучения, воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям ребенка: используются методы психодиагностики, меняются отношения с детьми, корректируется содержание образования [10, с.65].
Под выбором индивидуального образовательного маршрута мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении физике.
Выбор ИОМ определяется индивидуально-типологическими особенностями личности ученика: а) познавательными интересами; б) «успешностью» учебной деятельности; в) «профессиональными мечтами»; г) жизненными планами, д) готовностью к их реализации.
Для этого в школе разрабатываются отдельные образовательные программы как «индивидуальный маршрут» ученика, отражающий его интересы, возможности, потребности. Образовательный стандарт, может быть, достигнут различными путями, выбор пути зависит от особенностей конкретного ребенка, а сама образовательная программа обозначает индивидуальный образовательный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником поставленных целей; разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи (сопровождения) ученику.
ИОМ включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования учащимися опыта допрофессиональной подготовки и реализуется в опыте работы наших преподавателей через следующие формы работы:
- Курс предмета преподается учащимися в зависимости от выбранного направления (техническое, гуманитарное), но обязательно охватывает основные понятия современной науки. Это позволяет обеспечить учащихся равноуровневыми знаниями, что будет способствовать наиболее полному
Организация учебных занятий: уроки (лекции, семинары, урок-конференция и т.д.), факультативы и индивидуальные консультации по предмету, проводимые учителями;
Элективные курсы, летняя школа, которые позволяют расширить индивидуальный подход к учащимся и корректировать их деятельность;
Выделение среди учащихся профильных классов особо ориентированных, в том числе на V уровне, где:
На уроках предлагаются кроме традиционных численных задач, качественные, позволяющие лучше понять суть физических явлений, составить целостную физическую картину мира, а также систематизировать полученные знания и лучше разобраться во взаимосвязи между естественнонаучными дисциплинами. Большое внимание уделяется решению экспериментальных задач, помогающие развивать физическое мышление учащимся, формировать экспериментальные умения, формировать самостоятельность [20,с.156].
Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута - как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями (см. рис. 2).
Рис. 2. Геометрическое представление структур различных образовательных программ
Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (рис.2.1.). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному. Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов (рис.2.2). В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий. Это принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен - третий (рис.2.3) - логарифмическая спираль.
Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия.
Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута.
Джон Рензулли считает, что учитель, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
стандартной и специальной программы.
Е.В.Бондаревская отмечает, что в процессе разработки технологии индивидуального образовательного маршрута, выделяют пять положений личностно ориентированного образования, которых стали основными:
1-е положение: образование - это становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
2-е положение: педагог исходит из того, что у каждого ребенка, в его поступках есть личностный смысл, есть и личностная значимость умения, на которую надо опираться в педагогическом процессе.
3-е положение: необходимо сохранять и восстанавливать в ребенке нравственность, телесное и духовное здоровье. Социализация личности должна проходить посредством заложения механизмов адаптации, жизнетворчества, рефлексии личности, сохраняя его индивидуальность.
4-е положение: направленность содержания образования на удовлетворение экзистенциальных потребностей ребенка: потребностей свободы и выбора мировоззрения, действий, позиций, личной ответственности, самореализации, самоопределения и творчества.
5-е положение: педагогическая технология основана на переходе от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению [6, с.12].
Т.Н.Князева выделяет понятие ИОМ (индивидуального образовательного маршрута) как интегрированную модель психолого-медико педагогического пространства, создаваемого школьными специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
М. Лукьянова, И. Перкокуева используют термин «вариативный образовательный маршрут», которым обозначают содержательно-смысловую характеристику определенного вида образовательной, формирующей и развивающей деятельности школы и, прежде всего, личностной включенности в этот процесс самого ученика [14,с.52].
Определяя сущность, вариативного образовательного маршрута и опираясь на представленные в современных психолого-педагогических исследованиях характеристики, авторы выделяют два аспекта его рассмотрения:
-вариативный образовательный маршрут как характеристика и принадлежность учащегося. В данном случае маршрут рассматривается как образовательно-формирующий, коррекционно-развивающий, диагностический путь, направление движения субъекта (ученика), выбор им индивидуального содержания обучения и воспитания, форм организации своей учебной деятельности, ориентация на собственное личностное развитие под влиянием личностно ориентированного взаимодействия в данном образовательном учреждении и определение результативности своей учебной деятельности;
-вариативный образовательный маршрут как характеристика и принадлежность развивающей образовательной среды конкретного учреждения. В этом случае маршрут рассматривается как особый тип, способ, вариант обучения и воспитания, позволяющий педагогам обеспечить наиболее полную индивидуализацию школьного образования и отследить результаты эффективности этого процесса [там же].