Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 16:07, дипломная работа
Признание личности ребенка в качестве субъекта своей жизнедеятельности приводит к мысли о том, что педагогу чрезвычайно трудно предугадать, установить точно маршрут его индивидуального развития. Наряду с процессами функционирования, заданными извне, и ребенок, и школа в целом (как живой организм, «открытая система») -- субъекты синергетических процессов. Их динамика противоречива, «нелинейно», может иметь весьма неопределенную траекторию, поскольку образование всегда есть производное от множества действующих сил.
Первые упоминания понятия индивидуально-образовательного маршрута встречаются в научных трудах СВ. Воробьевой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. В педагогической технологии «Продуктивного обучения» рассматривается понятие индивидуально-образовательного маршрута и методика его применения (М.И. Башмаков и др.).
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава І. Теоретические аспекты осуществления индивидуальной педагогической поддержки в начальном образовании
1.1.Сущность, виды и методы педагогической поддержки в образовании…....8
1.2. Понятие «технология индивидуального образовательного маршрута» (ИОМ)
1.2.1. Понятие «индивидуального образовательного маршрута».................22
1.2.2.Принципы реализации и структура ИОМ...............................................27
1.3. Особенности организации индивидуального обучения в начальной
школе………………………………………………………………………….…......32
Выводы по І главе…………………………….………………………….…..........40
Глава ІІ. Практическая работа по реализации элементов индивидуально образовательного маршрута в образовательном процессе начальной школы
2.1.Обоснование разработки индивидуально образовательного маршрута для учащихся 4«А» класса МОУ «СОШ» с. Толсты.………………………….….......41
2.2.Реализация элементов индивидуально образовательного маршрута в работе с учащимися…………………………………………………………………………...49
2.3.Оценка эффективности проведенной работы………...………………….…....61
Выводы по ІІ главе………………….…………………………………………....63
Заключение ……………………………..……………………………...……….…64
Список использованной литературы…..……………………
Очень важно, составлять многочисленные карточки-консультации, таблицы советов, памятки, помнить: задания должны быть подобраны так, чтобы слабоуспевающие проявляли максимум самостоятельности, имели реальную возможность развития.
На определенном этапе работы педагоги, осознав дифференциацию помощи как новый способ оптимизации, сами станут углублять и развивать ее в целях достижения наивысших для каждого учащегося результатов.
Надо концентрировать внимание слабоуспевающих на всех возможных видах и способах проверки алгебраических и геометрических задач, математических упражнений. Этим учащимся дают карточку-памятку, где приводились примеры со всеми возможными способами проверки:
* составление задачи, обратной заданной, путем введения в ее условие полученного ответа и исключения одного из известных данных, становящегося искомым;
* расчленение условия задачи на отдельные смысловые части и определение в каждой из них исходного данного с учетом найденного ответа;
* решение одной задачи различными способами;
* приближенная оценка ожидаемого результата, когда, имея в виду возможные пределы ответа, ученик предупреждает ошибки в промежуточных действиях.
В качестве способов реализации
дифференцированного подхода на уроках
математики в начальной школе Н.Б. Истомина
предлагает использовать индивидуальные
самостоятельные работы. При этом автор
отмечает:
Из всего сказанного можно сделать вывод, что индивидуальные самостоятельные работы обычно выполняют одни и те же ученики (либо сильные, либо слабые), ученики же, темп работы которых совпадает с планируемым учителем, ограничены выполнением только самостоятельной работы. Возникает вопрос: можно ли сделать так, чтобы предложенная самостоятельная работа могла бы по сути своей стать индивидуальной для каждого ученика? Творчески работающие учителя не ограничиваются в процессе обучения включением только самостоятельных работ. Осуществляя индивидуальный подход к учащимся, изучая и зная их способности и наклонности, они планируют на некоторых уроках проведение индивидуальных самостоятельных работ, подбирая для каждого ученика задания в соответствии с их возможностями. Если такая работа проводится систематически, то в процессе ее выполнения уровень самостоятельности ученика повышается, он может выполнять уже более сложные задания без помощи учителя.
Е.В. Яковлева описывает технологию стртовой дифференциации младших школьников. Отличием ее от обычного дифференцированного подхода заключается в том, что в конце каждой учебной недели учащиеся перемещаются из страты в страту. В каждой страте обучается по 15-18 детей, группируются дети по способу усвоения и переработки информации, на основании индивидуальных особенностей, уровня подготовки по математике и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Инновационные процессы в современной школе актуализируют проблему не только совершенствования методики обучения математике, но и развитие общеобразовательных учреждений, в которых личностное развитие ребенка может протекать наиболее эффективно.
В результате возникли объективные предпосылки для выбора обучающимися индивидуально-образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям и устремлениям. Однако учащиеся испытывают существенные трудности в выборе образовательной траектории и далеко не всегда ощущают себя ответственными за сделанный выбор, за свой личностный рост.
Главным требованием при обучении математике становится удовлетворение познавательного интереса обучающихся при проектировании и реализации индивидуально-образовательной траектории. В этом случае, система образования становится гибкой, вариативной, чутко реагирующей на изменение запросов общества и отвечающей образовательным потребностям обучающегося (Смирнова)
В качестве одного из путей решения поставленных задач, можно рассматривать проектирование индивидуально-образовательной траектории, как средство гуманизации образования, поскольку проектирование позволяет создать условия для удовлетворения образовательных потребностей обучающегося посредством осуществления и реализации индивидуальной образовательной траектории.
Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что при изучении темы он может, например, выбрать один из следующих подходов: базисное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижения учениками нормативного образовательного уровня.
Для этого предоставляются школьникам многообразные учебные задания (по степени сложности и способу выполнения), чтобы они имели возможность выбора, а следовательно самоопределения. Они определяют наиболее интересное и легкое для них задание, отбирают самое трудное и тяжелое задание, определяют с помощью кого из окружающих его людей ему будет легче выполнить задание, а также выбрать необходимые материалы, ТСО, справочники, книги, таблицы. Выбирают из групп заданий: репродуктивного, проблемного, творческого характера. Учитель следит за тем, чтобы ученики не выбирали постоянно однотипные задания. Таким образом, каждый ученик перерабатывал одну и ту же информацию, но решал задачи собственным путем в зависимости от того, какой стиль учения ему присущ.
Практическая работа проходила в три этапа.
На первом этапе осуществляется диагностика по сформированности внимания, памяти и логического мышления, учащихся 4 класса МОУ «СОШ с. Толсты»,
На втором этапе осуществлялся подбор заданий, и проводилась индивидуальная работа с учащимися разного уровня развития по изучаемым темам на уроках математики.
На третьем этапе - повторная диагностика.
В школе продвижение каждого ученика в овладении знаниями не всегда совпадает с продвижением класса в целом. Одни ученики будут осваивать новые знания в более обобщённом виде, другие - в более конкретном. Рассмотрим организацию индивидуального подхода к школьникам на разных этапах изучения математического материала.
1. Индивидуальный подход к учащимся при объяснении нового материала.
Приступая к изучению нового вопроса, учитель планирует те особые, наиболее простые и доступные всем учащимся класса приёмы работы, которые помогут каждому ребёнку. При первом знакомстве с новым вопросом, во время объяснения нового материала всем ученикам класса должно быть обеспечено понимание хода рассуждений учителя, его действий.
Например: изучается умножение двухзначного числа с двухзначным. 42 * 23. Учитель просит назвать первое слагаемое, просит назвать второе слагаемое. Затем школьники под руководством учителя умножают к первому слагаемому второе слагаемое и называют полученное число. Школьники называют сумму: 966.
На первом уроке, сразу после объяснения, ученикам учитель разрешает использовать таблицу умножения. Затем учитель организует заучивание детьми табличных случаев.
Таким образом, постепенно переходят к новым способам выполнения задания. Чтобы не задерживаться в развитии более способных школьников, учитель объясняет новые варианты решения этих вопросов даже тогда, когда остальные дети ещё не полностью овладели самым первыми простым вариантом работы. Некоторые дети к этому времени не могут работать под руководством учителя. В конце концов, складывается такое положение, когда все учащиеся знают, что существуют разные способы работы над одними и теми же заданиями и каждый ученик знает, каким способом нужно пользоваться ему при самостоятельной работе.
2. Индивидуальный подход к учащимся в процессе закрепления знаний.
Усвоение нового материала происходит медленно, постепенно. В процессе его закрепления углубляются и совершенствуются знания. Одновременно расширяется круг упражнений, успешное выполнение которых зависит от умения актуализировать необходимые знания, дифференцировать варианты заданий. При этом могут предлагаться такие задания, упражнения, в ходе которых учащиеся на основе наблюдений, сопоставлений делают самостоятельные выводы. Наиболее широко индивидуальный подход используется во время самостоятельных работ. Как правило, в зависимости от возможностей детей варьируется объём задания, степень его сложности и различные виды помощи. В отдельных случаях школьникам могут быть предложены задания, не одинаковые по содержанию.
Самостоятельная работа тренировочного характера. Она содержит вопросы, задания, в которых представлен один и тот же математический материал для всех учащихся класса. Это нужно для того, чтобы до начала самостоятельной работы учитель мог обсудить со всеми учениками её содержание, приёмы выполнения, обратить внимание на менее усвоенные случаи, напомнить о трудностях, которые могут встретиться в работе, предупредить ошибки.
Самостоятельная работа может быть предложена школьникам в одном варианте. Но составить его нужно так, чтобы первыми были задания, доступные всем детям, а последующие постепенно усложняются. В случае единого варианта самостоятельной работы учитель может поступить следующим образом. В работу он включает различные виды упражнений на одну и ту же тему, например в умножении чисел:
20 * 34= 20* 23 =
21 * 45= 21 *37 =
21 * 56= 21 *70 =
С решением таких примеров не все школьники могут одинаково успешно справиться. Перед самостоятельной работой обсуждаются все случаи сложения, но во время её выполнения часть детей по заданию учителя выбирают и решают одни виды заданий, а остальные дети - другие.
Таким образом, все школьники рассматривают весь набор заданий, но выполняют только те из них, в которых они, безусловно, не допустят ошибок.
Существует и другой способ осуществления индивидуального подхода к выполнению самостоятельной работы, содержание которых представлено одним вариантом. Учитель разрешает некоторым учащимся во время выполнения работы обращаться за помощью к своим записям, к тем страницам учебника, где разъясняются данные вопросы, или предлагаются карточки, помогающие ученику успешно справиться с работой. Самостоятельная работа может быть предложена и в нескольких вариантах. Учащимся предлагаются карточки. Но в карточках будет неодинаковое количество заданий. Они будут различаться по структуре. В некоторых из них учитель даёт образец выполнения задания. После выполнения самостоятельной работы учитель подводит с детьми итог.
Проверочная самостоятельная работа.
Она позволяет установить состояние знаний учащихся по небольшому разделу изучаемого материала. Ученики получают задания, посильные для них. Помощь учителя или отсутствует, или предлагается в строго дозированной форме. В любой момент изучения темы учитель должен чётко знать о каждом ученике, какие виды работ ему доступны для самостоятельного выполнения, а какие только при наличии определённой помощи. Учитель выясняет не столько для себя, сколько для школьников, чему они научились. На этом этапе работе можно использовать большое количество разных элементов: карточки, индивидуальные задания. Например:
Для слабых Рафаил, К. Люба, Вася: таблица умножения.
Для средних А.Анна, Ф.Анна, В. Юля, Х.Маргарита: таблица деления - с карточками.
Для сильных Ч. Саша, П. Таня, Ж.Лола: упражнение на деление и умножение на карточках.
Тема: Решение задач
Для сильных Саша, Таня, Лола: Решить задачу: «Два поезда вышли одновременно навстречу друг другу. Первый поезд шёл со скоростью 65 км/ч, а второй - 70 км/ч и прошёл до встречи 280 км. Какое расстояние прошёл до встречи первый поезд?»
Для слабых Рафаил, Люба, Вася: «В начале года в классе было 36 учеников. В течение года из класса выбыла девятая часть всех учеников. Сколько учеников было в классе к концу учебного года?»
3.Индивидуальный подход к учащимся в процессе работы с домашним заданием.
Одно и тоже домашнее задание одними учениками может быть выполнено очень быстро, правильно, а другим отведённого для работы времени не хватает. Для учителя крайне неудобно, когда дети заканчивают приготовление домашнего задания в разное время. Поэтому встаёт вопрос о том, чтобы задание было различным: для одних школьников больше и сложнее, для других - меньше и легче. Но учебник один, и в нём мало упражнений. Отсюда возникает необходимость в подготовке учителем дополнительных заданий, то есть необходимость в использовании карточек
Лучше пойти, как и при выполнении самостоятельной работы на уроке, по пути единого для всех учеников домашнего задания. Если задание одно, то задача решается всеми учениками, но с записью решения различной полноты. Примеров должно быть столько, чтобы школьникам хватило времени, отведённого для приготовления домашнего задания. Школьники должны знать, что, как и во время самостоятельной работы, в том числе контрольной, нельзя сидеть без дела, надо трудиться, решать, считать. Но одни успевают сделать больше, другие меньше. Учитель иногда вынужден организовывать коллективное выполнение домашнего задания по математике из-за того, что не все ученики могут выполнить его полностью самостоятельно. Учитель может дать к общему заданию дополнительные, в которых нужно числа, полученные в результате увеличивать, сравнивать и т.д. Чтобы предупредить возникновение трудностей при решении заданных на дом примеров и задач, можно давать дополнительное задание карточками: Саша, Лола, Таня:
1.Стол имеет прямоугольную форму, ширина стола-1метр. Длина-?, но известно что в 2 раза больше чем ширина. Найдите периметр стола.
Анна, Маргарита, Юля:
Как-то в воскресенье Карлосон, Малыш и фрекен Бок съели 100 ватрушек. Фрекен Бок съела 7 ватрушек, Карлосон съел в 9 раз больше. Сколько ватрушек съел Малыш?