Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 16:07, дипломная работа
Признание личности ребенка в качестве субъекта своей жизнедеятельности приводит к мысли о том, что педагогу чрезвычайно трудно предугадать, установить точно маршрут его индивидуального развития. Наряду с процессами функционирования, заданными извне, и ребенок, и школа в целом (как живой организм, «открытая система») -- субъекты синергетических процессов. Их динамика противоречива, «нелинейно», может иметь весьма неопределенную траекторию, поскольку образование всегда есть производное от множества действующих сил.
Первые упоминания понятия индивидуально-образовательного маршрута встречаются в научных трудах СВ. Воробьевой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. В педагогической технологии «Продуктивного обучения» рассматривается понятие индивидуально-образовательного маршрута и методика его применения (М.И. Башмаков и др.).
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава І. Теоретические аспекты осуществления индивидуальной педагогической поддержки в начальном образовании
1.1.Сущность, виды и методы педагогической поддержки в образовании…....8
1.2. Понятие «технология индивидуального образовательного маршрута» (ИОМ)
1.2.1. Понятие «индивидуального образовательного маршрута».................22
1.2.2.Принципы реализации и структура ИОМ...............................................27
1.3. Особенности организации индивидуального обучения в начальной
школе………………………………………………………………………….…......32
Выводы по І главе…………………………….………………………….…..........40
Глава ІІ. Практическая работа по реализации элементов индивидуально образовательного маршрута в образовательном процессе начальной школы
2.1.Обоснование разработки индивидуально образовательного маршрута для учащихся 4«А» класса МОУ «СОШ» с. Толсты.………………………….….......41
2.2.Реализация элементов индивидуально образовательного маршрута в работе с учащимися…………………………………………………………………………...49
2.3.Оценка эффективности проведенной работы………...………………….…....61
Выводы по ІІ главе………………….…………………………………………....63
Заключение ……………………………..……………………………...……….…64
Список использованной литературы…..……………………
Вася, Рафаил, Люба::
Расстояние от Москвы до Рязани 190 километров, а от Рязани до Пемзы - в 2 раза больше. Какого расстояние от Москвы до Пемзы.
Индивидуальный подход к учащимся во время устного счёта.
Каждый урок математики имеет этап устного счёта. Задания выдаются всем ученикам, устный счёт проводится фронтально. Все учащиеся во время устного счёта внимательно слушают учителя, анализируют предлагаемые задания. Следует стараться, как можно реже создавать во время устного счёта такую ситуацию, когда один ребёнок называет ответ, а другие за ним его повторяют. Одной из форм работы, позволяющей контролировать каждого ребёнка во время устного счёта, является математический диктант. Одни учащиеся будут обязаны выполнить все задания, которые предлагает учитель, другие - часть из них.
Тема «Закрепление деления на числа, оканчивающиеся нулями».
«Игра в футбол»
420:70
60:20
63: 0
Тематический диктант «Письменные приемы умножения вида 12*34, 45*50»
70*12 45*56
70*20 36*11
15*30 30*16
15*42 60*42
Также на каждом уроке следует применять, составлять и запоминать таблицу соотношений единиц времени:
1 век = 100 годам
1 год = 365 (или 366) сут. 1 нед. = 7 сут.
1 сут. = 24 ч
Таким образом, мы рассмотрели использование индивидуального подхода к учащимся на уроках математики:
- при объяснении нового материала;
- при закреплении изучения темы;
- при самостоятельной работе тренировочного характера;
го выясняется, каково содержание работы, какими способами она выполнена. Необходимо всё внимание школьников направить не на ответы, а на способ получения, «добывания».
Разнородность содержания самостоятельной работы вызывает у учителя необходимость тщательно готовиться к предстоящей работе и к итоговой беседе. Следует обратить внимание и на то, что слабым ученикам трудно бывает долго удерживать в памяти инструкцию, объяснение учителя, если они не сразу приступают к выполнению работы, а вынуждены участвовать в беседе.
2.3.Оценка эффективности проведенной работы
В ходе работы нам удалось апробировать элементы ИОМ по отношению к выявленным группам учащихся. Нами были сделаны выводы, что при реализации элементов индивидуального образовательного маршрута можно повысить уровень успеваемости учащихся, уровень развития в целом.
Учащиеся активно занимались на уроках, считали примеры, решали логические задачи. Проведение повторной диагностики на развитие памяти показали следующие результаты (см. рис. 4).
Рис. 4.Уровень развития памяти у учащихся при повторной диагностике
33% учащихся показало высокий результат,88% средний уровень развития памяти. Вследствие проделанной работы мы можем утверждать, что уровень памяти у учащихся вырос.
Также была проведена повторная диагностика на развитие логического мышления (см. рис. 5).
33% показало на высокий уровень, 55% средний, а 44% низкий.
На развитие внимания
Выводы по второй главе
В результате изучения психолого-педагогической, методической литературы, нами были подобраны и апробированы задания для индивидуальной работы с учащимися на разных этапах урока математики:
- при объяснении нового материала;
- при закреплении изучения темы;
- при самостоятельной работе тренировочного (проверочного) характера;
- при организации домашнего задания;
- при актуализации ранее изученного материала.
Систематическая индивидуальная работа и дифференцированный подход имеют положительные тенденции для повышения уровня развития младших школьников на уроках математики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать ряд обобщений:
1. В условиях личностно ориентированной парадигмы современного образования индивидуализация является ведущим направлением. Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку системы знаний различного уровня и трудности. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, которые создают программы и реальными возможностями каждого ученика.
2. Педагогическая поддержка - инновационная часть педагогической деятельности классного руководителя, и это определяет ее стратегию. Стратегия педагогической поддержки находит свое отражение в ее основных тактиках.
3. Методы и формы педагогической поддержки ребенка в образовании это индивидуальные способы действий педагога (совместно с ребенком), связанные с решением проблем этого ребенка и освоением < им способов самозащиты, самоопределения и саморазвития. Методы обеспечивают условия успешного развития и жизнедеятельности ребенка в период его обучения
4. Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленный процесс проектирования образовательной программы, в котором ребенок выступает как субъект выбора, проектирования и реализации своего образовательного пути при педагогической поддержке учителей. Разработка индивидуального образовательного маршрута требует опоры на определенные принципы его построения, выделение структурных элементов, соблюдения ряда положений. Использование технологии индивидуального образовательного маршрута способствует развитию в человеке механизмов самореализации, самоопределению, позволяет обеспечить реализацию психологических закономерностей развития личности в учебной деятельности, учитывать индивидуальные особенности детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка.
5.Эффективность реализации технологии индивидуального маршрута обеспечивается посредствам использования разнообразных форм, методов и средств обучения, к которым относится индивидуальная, самостоятельная, фронтальная и домашняя работа, беседа, упражнения, работа с книгой, совместная работа с родителями, разработка разноуровневых заданий, дидактический материал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
технологии. - 2003.-№12.-С.12-15.
педагогической практике // Школьные технологии. - 2000. -№1. - С.12-15.
// Школьные технологии. - 2003. - №3. - С.45-49.
технологии. - 2002. - №3. - С.150-155.
Школьные технологии. - 2000. - №4. - С.17-23.
технологий // СПО (приложение). - 2005. - №8. - С.12.
реальность? // Начальная школа. - 2001. - 31. - С.3-6.
8. Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. // Автореферат дисс…докт. пед. наук. - СПб, 1999. - 53с.]
9. Дмитриенко Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Школьные технологии. - 2004. - №2. - С.55-57.
образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений профессионального образования. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2002, - 136 с.
маршрута // Коррекционная педагогика. - 2003. - №1. - С.15-17.
конференции. СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2002.
34. Смирнова Н.В. Индивидуальные образовательные маршруты в
различных педагогических средах Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.-210 с.
35. Хуторская А.В. Личностная ориентация образования как педагогическая
инновация // Школьные технологии. - 2006. - №4. - С.12-13.
36. Чепиков В.Т. Педагогика. - М.: Новое знание, 2003. - 240 с .
37. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000.-150 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение№1
Индивидуальные стили обучения, основанные на соотношении значимости процессов самоопределения и самореализации личности
Соотношение значимости самоопределения и самореализации |
Ориентация в ходе самоанализа (может изменяться с возрастом) |
Видимое проявление индивидуального стиля ученика | ||
Взрослого |
Сверстника |
Свое «Я» | ||
Преобладает самоопределение |
Обращение за помощью к взрослому |
Обращение за помощью к сверстнику |
Обращение за помощью к самому себе, самомотивация |
Хочу сделать свой выбор |
Преобладает самореализация |
Значима похвала взрослого |
Значимо признание сверстников |
Самодостаточность |
Хочу уметь реализовать свои идеи |
Равновесие значимости |
Скажи мне - как, что, и потом похвали |
Они все делают это таким способом, значит, и меня одобрят |
Я пойму и сделаю сам. Я молодец |
Хочу выбрать путь и реализовать свою идею |
Приложение№2
Диагностика уровня развития логического мышления учащихся
Цель: определить уровень умственного развития младших школьников.
Стимульный материал: Тест состоит из 3 субтестов, включающих в себя вербальные задания. Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок одновременно читает про себя.