Технология индивидуального образовательного маршрута как средство педагогической поддержки учащихся в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 16:07, дипломная работа

Описание

Признание личности ребенка в качестве субъекта своей жизнедеятельности приводит к мысли о том, что педагогу чрезвычайно трудно предугадать, установить точно маршрут его индивидуального развития. Наряду с процессами функционирования, заданными извне, и ребенок, и школа в целом (как живой организм, «открытая система») -- субъекты синергетических процессов. Их динамика противоречива, «нелинейно», может иметь весьма неопределенную траекторию, поскольку образование всегда есть производное от множества действующих сил.
Первые упоминания понятия индивидуально-образовательного маршрута встречаются в научных трудах СВ. Воробьевой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. В педагогической технологии «Продуктивного обучения» рассматривается понятие индивидуально-образовательного маршрута и методика его применения (М.И. Башмаков и др.).

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава І. Теоретические аспекты осуществления индивидуальной педагогической поддержки в начальном образовании
1.1.Сущность, виды и методы педагогической поддержки в образовании…....8
1.2. Понятие «технология индивидуального образовательного маршрута» (ИОМ)
1.2.1. Понятие «индивидуального образовательного маршрута».................22
1.2.2.Принципы реализации и структура ИОМ...............................................27
1.3. Особенности организации индивидуального обучения в начальной
школе………………………………………………………………………….…......32
Выводы по І главе…………………………….………………………….…..........40
Глава ІІ. Практическая работа по реализации элементов индивидуально образовательного маршрута в образовательном процессе начальной школы
2.1.Обоснование разработки индивидуально образовательного маршрута для учащихся 4«А» класса МОУ «СОШ» с. Толсты.………………………….….......41
2.2.Реализация элементов индивидуально образовательного маршрута в работе с учащимися…………………………………………………………………………...49
2.3.Оценка эффективности проведенной работы………...………………….…....61
Выводы по ІІ главе………………….…………………………………………....63
Заключение ……………………………..……………………………...……….…64
Список использованной литературы…..……………………

Работа состоит из  1 файл

Савко И. ВКР.doc

— 926.02 Кб (Скачать документ)

1 субтест  - оценить способность отличать существенные признаки предметов от несущественных, запас знаний  испытуемого.

Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобках, которое правильно закончит начатое предложение».

а) У сапога есть…(шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

б) В теплых краях обитает…(медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

в) В году…( 24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

г) Месяц зимы… (май, октябрь, февраль, ноябрь, март).

д) Самая большая птица…( ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).

е) Розы- это…( фрукты, овощи, цветы, дерево).

ж) Сова всегда спит…( ночью, утром, днем, вечером).

з) Вода всегда…( прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

и) У дерева всегда есть…( листья, цветы, плоды, корень,тень).

к) Город России…( Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2 субтест  - оценить способность обобщать, выделять существенные признаки предметов и явлений.

Инструкция: « В каждой строке написано 5 слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово -« лишнее», его надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, фиалка, ромашка.

б) Река, озеро, мост, море, болото.

в) Кукла, медвежонок, песок мяч, лопата.

г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.

е)  Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

з)   Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

и)  Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

к)  Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

 

3 субтест  - оценить способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны 2 слова, которые как-то связаны между собой. Справа -другая группа слов: одно слово над чертой и 5 слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу,которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:

 

   лес                                      библиотека

деревья сад, двор, город, театр, книги

 

Значит, нужно установить, какая связь существует между словами слева и

затем установить такую же связь в правой части.

 

а)  огурец                                          георгин

     овощ                 сорняк, роса, садик, цветок, земля

 

б)   учитель                                        врач

     ученик              койка, больные, палата, термометр

 

в)   огород                                           сад

    морковь             забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы

 

г)  цветок                                            птица

      ваза                  клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

 

д)   перчатка                                      сапог

        рука                 чулки, подошва, кожа, нога, щетка

 

е)   темный                                        мокрый

    светлый             солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

 

ж)    часы                                      термометр

     время                стекло, температура, кровать, больной, врач

 

з)   машина                                       лодка

    мотор                 река, моряк, болото, парус, волна

 

и)   стул                                            игла

   деревянный        острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

 

к)   стол                                              пол

    скатерть              мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

 

Обработка результатов

1 субтест

При правильном ответе на первое задание задается вопрос: «Почему не шнурок?» При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном-  0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать другой правильный ответ. За правильный  ответ после второй попытки ставится  0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда». При решении следующих  заданий 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест

При правильном ответе на первое задание задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном-  0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать другой правильный ответ.  За правильный  ответ после второй попытки ставится  0,5 балла. При ответах на 7, 9, 10  задания дополнительные  вопросы не задаются.

3 субтест

При правильном ответе - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.

Уточняющие вопросы не задаются.

    В итоге подсчитывается общая балльная оценка за 3 субтеста, кроме того необходимо подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при 2 попытке (после оказанной помощи).          Увеличение числа правильных ответов после предложения подумать еще, указывает на недостаточный уровень произвольного внимания.

Уровень развития логического мышления (УМ) определяется по формуле:

                             х               

              УМ=    х   100%

                            30            

где х - общая сумма баллов, полученных учащимся.

Высокий уровень -    24-30 баллов ( 80-100%   УМ)

Выше среднего    -     20-23 баллов (65- 79%)

Средний уровень  -    15-19 баллов (50 - 64,9% )

Низкий уровень -       14 и  ниже баллов (49,9 %  и  ниже)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            

 

Приложение№3

 

Конспект урока

Решение задач.

Цель: Проверить усвоение решения задач на нахождение

скорости, времени и расстояния.

1.   Организационный момент.

2.  Устный счет.

Сегодня к нам на урок пришел Незнайка. Он ничего не знает о математики. Научим незнайку. Покажем как мы умеем решать задачи и какие знания приобрели.

1.  Ястреб живет 100 лет, а лошадь 40. На сколько лет ястреб живет дольше лошади?

2.  Ива живет 100 лет, а дуб в 4 раза больше. Сколько лет живет дуб?

3.  Туристы в первый день проехали 500км, а во 2 в 5 раз меньше. Сколько км проехали во 2 день?

Молодцы!

Покажем знания о единицах измерения незнайки.

1.  Назовите единицы измерения скорости?

2.  Назовите единицы измерения времени и расстояния. Докажем сейчас внимательны ли мы с вами или нет. Найдите ошибки:

Объекты

Скорость

Время

Расстояние

Мышка

60м/с

300км/с

Велосипедист

30км/с

Зч

300км

Самолет

80км/ч

5сек

40км/с


Нас незнайка благодарит за знания которые мы ему дали. И он хочет остаться у нас чтобы проверить знания пройденных тем.

3 .Работа по учебнику.

Упражнения № 34(6) и № 36(6)

4.Проверочная работа.

а) таблица умножения - фронтальный опрос.

б) таблица деления - с карточками.

2. Задание капитанам команд.

7 *30                                       7 * 45

70 : 8                                     32 : 7

Пока капитаны заняты, работают нападающие и защитники.

3.  Работа нападающих и защитников.

Нападающие I команды задают вопросы, примеры, заранее записанные у хоккейных ворот, защитникам II команды, а затем нападающие II команды - защитникам I команды.

I команда                                    II команда

60 : 30                                            60 : 1

80 : 20                                            80 : 40

40 : 1                                             40 : 2

90 : 3                                             60 : 6

80 : 4                                          60 : 2

40 * 15                                            90 *30

(Вратари следят за точностью ответов своих игроков. При неправильном ответе - гол).

4.  Решение задач-шуток.

I  команда.      К 7 зайчатам в час обеда

Прискакали 3 соседа В огороде зайцы сели И по 5 морковок съели. Кто считать, ребята, ловок, Сколько съедено морковок?

II  команда.    Сидят рыбаки, стерегут поплавки

Рыбак Корней поймал 25 окуней

Рыбак Евсей - 15 карасей. И ещё поймали по 3 сома. Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? 5. Разделите сумму на число.

I  команда       (49 + 28): 7                (60 + 15):3

II  команда     (36 + 24): 6                (40+12): 2 (Вызываются желающие).

I  команда

Представить число 36 в виде суммы 2-х слагаемых, каждое из которых делится на 3.

(36 = 30 + 6;   36 = 27 + 9;                36 = 24 + 12; 36 = 18 + 18;

36 = 21 + 15)

II  команда

Представить число 54 в виде суммы 2-х слагаемых, каждое из которых делится на 6.

(54 = 48 + 6;   54 = 42 + 12;              54 = 36 + 18; 54 = 24 + 30)

Подведение итогов I периода.

Физкультминутка.

III. Работа над темой.

.   Вычислить частное, объясните способ решения.

39 :13                          36:3

42 :!2                         100:2

(Делим десятки, делим единицы, полученные результаты складываем).

*   Можно ли использовать этот приём при решении примеров?

сына?

Ответ: в 4 раза.

- Как решить простую задачу, остались вопросы?

- Как решить составную задачу? Вслушайтесь в название: составная, значит ее из чего-то составили. Как вы думаете, из чего?

5.  Выход из проблемы

Составная задача - это цепочка простых задач, на доске и в тетради:

 

Нужно разбить составную задачу на несколько простых и по очереди их решить. Решение последней простой задачи и будет ответом составной задачи.

Детям предлагаются на выбор карточки разных уровней

сложности, по три задачи в каждой. Самостоятельно на месте j выполняют решение. Первые три ученика, справившиеся с

Ответ: 40 км.

2) Во дворе стоят 12 автомобилей. Сколько легковых машин, если грузовых 4?

Ответ: 8.

3) Глубина оврага 3 м. Это на 15 м меньше, чем глубина колодца. Какова глубина колодца?

Ответ: 18 м.

4) У собаки 42 зуба, а у кошки 30 зубов. На сколько больше зубов у собаки, чем у кошки?

Ответ: на 12.

5) Длина прямоугольника 8 см, ширина 7 см. Найдите площадь прямоугольника. Ответ: 56.

6) Лодка проплыла 28 км со скоростью 7 км/ч. Какое время она была в пути?

Ответ: 4 ч.

7) Мама купила 3 кг муки по цене 15 руб. за 1 кг. Сколько денег мама потратила? Ответ: 45 руб.

8) Ученик решил 20 примеров за 4 минуты. С какой производительностью он занимался?

Ответ: 5 примеров в минуту.

9) Отцу 32 года, а сыну 8 лет. Во сколько раз отец старше

2. Для ремонта купили 2 куска голубых обоев по 7 руб. и столько же сиреневых по 8 руб. Сколько денег заплатили?

3.  5 ящиков с апельсинами весят 40 кг, а ящик с хурмой 4 кг. На сколько легче ящик с хурмой, чем ящик с апельсинами?

Карточка 2.

1.  Мотоциклист ехал 2 часа со скоростью 80 км/ч и три часа со скоростью 70км/ч. Какой путь проехал мотоциклист?

2. У Сережи 14 рублей, а у Вити 13 рублей. Сколько наклеек они смогут купить, если одна наклейка стоит 3 рубля?

3.  В ведре 8 л воды, что в 8 раз меньше, чем в бочке. Сколько литров воды в ведре и в бочке?

Итог урока: Справились мы с проблемой "Как решить задачу"?

- Кому помог в этом составленный "компас решения задач "?

1.  - Кто из вас почувствовал себя увереннее после сегодняшнего' урока?

2.  Кто старался решить задачи сложного вида

Карточка 3.

1.  Самолет пролетел за 4 часа 1280 км, а автомобиль проехал за пять часов 400 км. Во сколько раз скорость автомобиля меньше скорости самолета?

2. Одна ложка стоит 3 рубля, а вилка 4 рубля. На сколько дороже 5 вилок, чем 4 ложки?

3.  На 3 грузовиках привезли 180 мешков муки. Сколько потребуется грузовиков, чтобы доставить 420 таких же мешков муки?

Карточка 4.

1.  Расстояние до стадиона 1200 метров мальчик прошел за 15 минут. На обратный путь он потратил на 15 минут больше. С какой скоростью мальчик шел обратно?

Информация о работе Технология индивидуального образовательного маршрута как средство педагогической поддержки учащихся в начальных классах