Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 16:07, дипломная работа
Признание личности ребенка в качестве субъекта своей жизнедеятельности приводит к мысли о том, что педагогу чрезвычайно трудно предугадать, установить точно маршрут его индивидуального развития. Наряду с процессами функционирования, заданными извне, и ребенок, и школа в целом (как живой организм, «открытая система») -- субъекты синергетических процессов. Их динамика противоречива, «нелинейно», может иметь весьма неопределенную траекторию, поскольку образование всегда есть производное от множества действующих сил.
Первые упоминания понятия индивидуально-образовательного маршрута встречаются в научных трудах СВ. Воробьевой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. В педагогической технологии «Продуктивного обучения» рассматривается понятие индивидуально-образовательного маршрута и методика его применения (М.И. Башмаков и др.).
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава І. Теоретические аспекты осуществления индивидуальной педагогической поддержки в начальном образовании
1.1.Сущность, виды и методы педагогической поддержки в образовании…....8
1.2. Понятие «технология индивидуального образовательного маршрута» (ИОМ)
1.2.1. Понятие «индивидуального образовательного маршрута».................22
1.2.2.Принципы реализации и структура ИОМ...............................................27
1.3. Особенности организации индивидуального обучения в начальной
школе………………………………………………………………………….…......32
Выводы по І главе…………………………….………………………….…..........40
Глава ІІ. Практическая работа по реализации элементов индивидуально образовательного маршрута в образовательном процессе начальной школы
2.1.Обоснование разработки индивидуально образовательного маршрута для учащихся 4«А» класса МОУ «СОШ» с. Толсты.………………………….….......41
2.2.Реализация элементов индивидуально образовательного маршрута в работе с учащимися…………………………………………………………………………...49
2.3.Оценка эффективности проведенной работы………...………………….…....61
Выводы по ІІ главе………………….…………………………………………....63
Заключение ……………………………..……………………………...……….…64
Список использованной литературы…..……………………
Вариативные образовательные маршруты, по мнению М. Лукьяновой и И. Перкокуевой, следует рассматривать как основные содержательные линии и направления в организации образовательного процесса, в рамках которого обеспечивается реализация учителями личностно ориентированной педагогической деятельности, как средство реализации и «заданности» в данном (конкретном) образовательном учреждении характеристик личностно ориентированного образования.
На наш взгляд, можно отождествлять понятия «вариативный образовательный маршрут» и «индивидуальный образовательный маршрут».
Н.В. Примчук использует термин «собственный образовательный маршрут» вместо распространенного «индивидуальный образовательный маршрут», при этом автор подчеркивает активную позицию учащегося как проектировщика своего образовательного пути [17,с.19].
Е.Э.Кочурова и О.А. Рыдзе описывают технологию организации педагогической диагностики перед разработкой дифференцированных заданий, когда в основе дифференциации лежит характер трудностей ученика. Одни трудности - из-за несформированности базовых знаний и умений, другие - из-за неумения применить знание в непривычное (нестандартной) обстановке, третьи - из-за недостаточного развития общеучебных умений.
Индивидуальное образование предполагает совместную с каждым учеником разработку и последующее самостоятельное выполнение им индивидуальной программы и плана, которые определяют формы и содержание учебной, проектной и практико-ориентированной деятельности, соответствующие его психолого-физиологическим возможностям и собственному мыслительному типу, познавательному стилю, личностно значимым познавательным, культурным и профессиональным интересам.
Е.Э.Кочурова и О.А. Рыдзе описывают технологию организации педагогической диагностики перед разработкой дифференцированных заданий, когда в основе дифференциации лежит характер трудностей ученика. Одни трудности из-за несформированности, базовых знаний и умений, другие -из-за неумения применить знание в непривычное (нестандартной) обстановке, третьи - из-за недостаточного развития общеучебных умений.
М.Н.Башмаков отмечает понятие ИОП (индивидуальной образовательной программы) не как самостоятельный объект в образовательных программах (базовая программа углубленного обучения, реабилитационная и т.д.), а как способ индивидуального освоения одной из следующих программ [5, с.151].
Анализ понятий позволяет нам осуществить выбор наиболее соответствующего определения исследования индивидуально образовательного маршрута, заключающегося в том, что содержание, предлагает разработку структурированной программы действий ученика на некотором этапе его обучения.
Г.К.Селевко под учением понимает совершенно индивидуальный процесс, индивидуализацию стратегической цели процесса обучения [15, с.16]. Индивидуализация обучения, которая осуществляется посредством педагогической поддержки учащихся, направлена на создание оптимальных условий развития, учитывающих личностные особенности, общие и специальные способности, интересы школьников, и обеспечивает формирование их самости, что является обязательной предпосылкой фактической реализации права каждого человека на полноценное образование.
1.2.2.Принципы реализации и структура ИОМ
М.Н.Башмаков выделяет следующие виды структур индивидуального образовательного маршрута [5, с.152].
Первая структура - временная структура индивидуального образовательного маршрута:
1.Указывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением.
2.Фиксируется общий срок выполнения. Он может совпадать с выбранным отрезком школьного обучения, но может и отличаться от него, если программа индивидуального обучения предполагает ускоренный или замедленный темп развития ученика, учитывает внешние обстоятельства его жизни (длительные поездки, участие в соревнованиях, профессиональное обучение и т.п.).
3.Составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек - сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.
Второй структурой: содержательной структуры индивидуального образовательного маршрута.
Основан на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут:
1) фиксируются обязательные модули, входящие в инвариантную часть реализуемого общего учебного плана, т.е. модули. Предполагающие учебные занятия. Входящие в инвариантную часть образования;
2) определяются модули по выбору ученика, входящие в обязательную для выполнения часть индивидуального образовательного маршрута;
3) выбираются факультативные модули.
Эта структура соответствует общепринятым трем видам учебных занятий - обязательным занятиям. Составляющим инвариантную часть образования, обязательным занятиям по выбору учащегося и факультативным занятиям.
Соотношение между тремя видами учебных занятий (тремя видами учебных модулей) определяется стандартным образом. Каждый модуль при его построении обладает определенным числом баллов - числом часов учебной программы, покрываемых модулем.
Следует отметить, что модули интегративного типа, соединяющие различные формы деятельности ученика могут, например, предполагать учебные занятия разных видов, входящих в инвариативную часть вместе с факультативными [15, с. 64].
К третьему виду структуры автор относит контролирующую структуру индивидуального образовательного маршрута. В эту структуру входят контрольные точки соприкосновения ученика со школой. Они могут быть подразделены следующим образом:
1. Текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с тьютором (классным руководителем), посещение консультаций и т.п.
2. Отчетность по выполнению учебных модулей.
3. Итоговая аттестация достижений.
Далее отмечается, что все три структуры индивидуального образовательного маршрута могут быть отражены в одном документе - временном графике, рекомендуемой форме [15, с.20].
Илдико Бардосси выделяет целевые назначения индивидуального образовательного маршрута и отмечает, что индивидуальная образовательная программа средней школы является нормативно-управленческим документом, позволяющим реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса путем создания условий для индивидуального обучения, цель которого получение индивидуумом среднего образования на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом. Автор подчеркивает необходимость осуществления индивидуального образовательного маршрута [9, с.100].
Модельное представление вариативного образовательного маршрута как направления движения определенной группы учащихся в образовательном пространстве школы позволяет вычленить его сущностные характеристики с точки зрения индивидуализации образования. Назовем их:
- характеристика осваиваемых учащимися единиц образования в соответствии с их индивидуальными особенностями развития и способностями к учению;
- целостная структура личностных свойств ученика, в которой выделяется направленность детерминационных признаков, позволяющих наиболее успешным способом осваивать учебный материал и раскрывать свой творческий потенциал;
- результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.
Содержательные параметры вариативного образовательного маршрута определяются как:
- индивидуальное содержание обучения и воспитания определенной группы учащихся;
-специфические средства овладения необходимым (программным) содержанием, способы образовательной деятельности учащихся;
- особый тип обучения, объединяющий в себе форму организации учебной деятельности и специфический метод индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания;
- успешность учащегося в определенной сфере образовательной деятельности, выявление профиля личностного познавательного маршрута ученика;
- оптимальные условия обучения, создаваемые в образовательном учреждении для развития личностного потенциала учеников с определенными индивидуальными особенностями [13,с.51].
Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в различных педагогических средах требует особо подготовленного педагога. Это, безусловно, педагог характеризующийся гуманистической направленностью, имеющий интегративные психолого-педагогические знания. Наиболее успешны в организации индивидуальных маршрутов учащихся будут те педагоги, которые знают и владеют набором разных смыслов, форм и технологий образования, то есть опираются на концепцию, допускающую внутри себя многообразие образовательных траекторий учеников. От такого учителя требуется непрерывное переопределение своих действий и позиций, он подчас не знает о своих дальнейших действиях, для него становится привычной ситуация образовательной и профессиональной неопределенности [35,с.26].
Помимо терминов, рассмотренных выше, в педагогической теории используется термин «индивидуальные образовательные траектории».
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой:
целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ученика, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.
Индивидуально-образовательная траектория, по мнению С.В.Воробьевой, адекватно личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественна ему, так как имеет специфические особенности:
- она специально разрабатывается для конкретного ученика как его индивидуальная образовательная программа;
- в стадии разработки индивидуальной образовательной траектории ученик выступает:
1) как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением;
2) как “неформальный заказчик”, “предъявляя” (при стартовом диагностировании), проектирующему для него образовательную программу -индивидуальную траекторию, свои образовательные потребности, познавательные и иные индивидуальные особенности;
-на стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления образования,
-в этом случае личностно ориентированный образовательный процесс реализуется как индивидуальная образовательная траектория при условии использования функциональных возможностей педагогической поддержки. Именно поддержка ученика в образовательном процессе трансформирует личностно-ориентированный образовательный процесс в индивидуальную образовательную траекторию. Содержание индивидуально-образовательной траектории определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ученика (уровнем готовности к освоению программы), содержанием программы.
Проблема формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся представлена в психолого-педагогических исследованиях в работах Т. М. Ковалевой, Н. В. Рыбалкиной в русле проблемно-рефлексивного подхода, деятельностного подхода - А. Б. Воронцова, Г. Н. Прозументовой, А. В. Хуторского, А. Н. Тубельского и других [8.с.56].
Индивидуальные образовательные траектории учащихся связываются с осуществлением личностно значимой деятельности в работах Т. М. Ковалевой и Н. В. Рыбалкиной. Определение «индивидуальный» мы, ссылаясь на Н. В. Рыбалкину, относим к «беспрецедентности программности», которая всегда связана с «конкретным инноватором» собственной активной творческой образовательной деятельности.
Таким образом, использование технологии индивидуального образовательного маршрута позволяет обеспечить реализацию технологических закономерностей развития личности в учебной деятельности, учитывая индивидуальные особенности детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка; оказывать каждому индивидуально педагогическую помощь, также позволяют обеспечить реализацию на практике психологических закономерностей развития личности в учебной деятельности путем представления широких возможностей для успешной деятельности не только ребенка, но и учителя.
Индивидуальный образовательный
маршрут является интегрированной моделью
психолого-медико-
Разработка индивидуального образовательного маршрута требует опоры на определенные принципы его построения, выделение структурных элементов, соблюдения ряда положений.
Согласно изученной педагогической литературе, ценность индивидуально-образовательной траектории состоит в том, что она позволяет на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности.