Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 16:07, дипломная работа
Признание личности ребенка в качестве субъекта своей жизнедеятельности приводит к мысли о том, что педагогу чрезвычайно трудно предугадать, установить точно маршрут его индивидуального развития. Наряду с процессами функционирования, заданными извне, и ребенок, и школа в целом (как живой организм, «открытая система») -- субъекты синергетических процессов. Их динамика противоречива, «нелинейно», может иметь весьма неопределенную траекторию, поскольку образование всегда есть производное от множества действующих сил.
Первые упоминания понятия индивидуально-образовательного маршрута встречаются в научных трудах СВ. Воробьевой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. В педагогической технологии «Продуктивного обучения» рассматривается понятие индивидуально-образовательного маршрута и методика его применения (М.И. Башмаков и др.).
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава І. Теоретические аспекты осуществления индивидуальной педагогической поддержки в начальном образовании
1.1.Сущность, виды и методы педагогической поддержки в образовании…....8
1.2. Понятие «технология индивидуального образовательного маршрута» (ИОМ)
1.2.1. Понятие «индивидуального образовательного маршрута».................22
1.2.2.Принципы реализации и структура ИОМ...............................................27
1.3. Особенности организации индивидуального обучения в начальной
школе………………………………………………………………………….…......32
Выводы по І главе…………………………….………………………….…..........40
Глава ІІ. Практическая работа по реализации элементов индивидуально образовательного маршрута в образовательном процессе начальной школы
2.1.Обоснование разработки индивидуально образовательного маршрута для учащихся 4«А» класса МОУ «СОШ» с. Толсты.………………………….….......41
2.2.Реализация элементов индивидуально образовательного маршрута в работе с учащимися…………………………………………………………………………...49
2.3.Оценка эффективности проведенной работы………...………………….…....61
Выводы по ІІ главе………………….…………………………………………....63
Заключение ……………………………..……………………………...……….…64
Список использованной литературы…..……………………
1.3. Особенности организации индивидуального обучения в начальной
школе
Для начального образования на данном этапе развития общества приоритетным является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность школьника на всех ступенях образования [36,с.122].
Общеучебные умения и навыки являются в начальной школе основой для формирования такой универсальной способности человека как умение учиться, которая и закладывается на этом этапе образования вместе с потребностью и желанием учиться. Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника начальная школа призвана заложить основы контрольно-оценочной самостоятельности ребенка [37,с.76].
Задачи индивидуализации на этапе начальной школы решаются в большей мере через организацию групповых форм обучения, основанных на учебном сотрудничестве младших школьников, работающих без непосредственного пошагового учительского руководства. Микродискуссии внутри группы, с последующим коллективным обсуждением мнения каждой группы делают более продуктивными временные рамки урока. В первую очередь имеются в виду технологии организации урока, на котором учащиеся делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения разных вариантов решения задачи, разных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.
Все чаще в педагогическом процессе ставится вопрос о необходимости расширения индивидуальных форм образования. Но проблема не может быть кардинально решена в рамках тех норм, которые создают, поддерживают и сохраняют традиционную педагогику.
Т.Н.Князева выделяет следующие принципы построения ИОМ в начальной школе:
1. Принцип систематической ступенчатой диагностики.
Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку с проблемным развитием возможно только на основе специальных данных психолого-педагогической диагностики. Поэтому педагогическая и психологическая диагностика должна носить систематический характер в ходе обучения и выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его учебной деятельности в начальной школе.
2. Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.
Организация обучения детей
с ЗПР (и с другими проблемами) будет иметь
реально индивидуально-
3. Принцип контроля и корректировки.
В процессе проведения коррекционно-развивающего обучения необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя психолого-педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности.
4. Принцип систематичности наблюдений.
Оценка эффективности коррекционно-развивающего
обучения должна проводиться не только
с помощью экспериментально-
5. Принцип пошаговой фиксации.
Все полученные данные о ребенке (включая результаты диагностики и наблюдений), а так же намеченные коррекционно-развивающие психолого-педагогические мероприятия на тот или иной период обучения должны фиксироваться в индивидуальной карте его обучения и развития, которая отражает его ИОМ на протяжении обучения в начальной школе.
В.Г.Трифонова отмечает, что на современном этапе развития в связи с изменившимися требованиями, предъявляемыми к человеку, возникла необходимость модернизировать школьные программы [24, с.84].
В.С.Мерлин отмечает, что к особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся:
1) обучаемость, т.е. общие умственные способности, а также специальные способности;
2) учебные умения;
3) обученность, которая состоит из программных, так и внепрограммных знаний и навыков;
4) познавательные интересы (на фоне общей мотивации).
Учет названных показателей при индивидуализации обучения важен для всех учащихся. В отдельных случаях к этим особенностям при индивидуальном подходе к детям добавляются такие факторы, которые в отношении данного ребенка оказывают специфические влияния на его учебную деятельность.
При индивидуализации за основу иногда брались и качества, которые не были непосредственно связаны с уровнем умственного развития ученика.
Наиболее характерными видами деятельности учащихся при обучении является образование условных связей и их систем на речевом и ориентировочном подкреплении, которые находят отражение по динамичности. В связи с этим была разработана методика получения показателей свойств уравновешенности процессов возбуждения и торможения семилетних детей на основе энцефалографического изучения. По результатам проведенных исследований был сделан вывод о том, что семилетние дети, поступающие в школу, составляют три условные группы: в первую группу вошли ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения; во вторую группу - учащиеся с преобладанием процесса возбуждения над торможением; в третью группу - школьники с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Свойства первых процессов возбуждения и торможения отражаются в особенностях протекания всех психических процессов, а через них и в характер познавательной деятельности ребенка.
Для учителя важно хотя бы общее представление об этих группах детей. Первая группа учеников с преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения характерны следующие особенности при обучении. На первых порах обучения восприятия отличается бедностью, неэмоциональностью, односторонностью. Для этой группы учеников характерны медлительность, неповоротливость, растянутость речи, невысокий темп работы. для подготовки ответа, обдумывания, решения, анализа им требуется больше времени. Если учитель не принимает во внимание деятельность, дети теряют интерес к учебе, делаются апатичными, еще более замкнутыми и робкими. Им требуется значительное время на усвоение правила, но, поняв, усвоив учебный материал на этапе первичного восприятия, ученики помнят его полно и прочно. Для них важно организовать повторное восприятие изучаемого материала. При таком подходе уже к концу первого года обучения дети с преобладанием процессов торможения дают высокие показатели качества знаний, умений и навыков, развития психических процессов.
Вторую группу составляют дети с преобладанием в первых процессах возбуждения над торможением. Для них характерен низкий уровень и медленный темп анализа и синтеза, а обобщение и абстрагирование могут быть недоступными в первый год обучения для этих детей необходимы систематические работы над развитием у них звукового анализа слова, запоминания звуков, обучение их четкому артикулированию слов, слоговому проговариванию и на этой основе точной записи слова. При письме желательно большое число орфографического состава слова - списывание, письмо по образу, письмо по памяти.
Дети данной группы обнаруживают устойчивое расхождение грамматических знаний и практических навыков: хорошо ответив теорию, дав формулировку правила, приведя примеры, объяснив написание, в самостоятельной работе допускаются ошибки в словах, которые непосредственно перед правильно объяснили. Подобные явления вызваны слабым аналитическим мышлением, низким уровнем внимания и самоконтроля. Процесс написания, решения, ответа у этих детей опережает процесс обдумывания, анализа, синтеза. Поэтому целесообразны такие приемы обучения, как предупредительный диктант с последующим комментированием, подобный анализ задачи с объяснением каждого действия, т.е. такие виды деятельности, при которых ученики должны рассуждать вслух, объяснять, сначала обдумать, разобраться, а лишь потом записать слово, решение
Третью группу составляют дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Их восприятия характеризуются полнотой, разносторонностью, вычленением не только частей, но и признаков действий и состояний объекта. Наблюдая, они проявляют вдумчивость, сосредоточенность, внимание. Представления у них образуются при восприятии на уровне первоначального описания. Эти дети обладают довольно высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования в процессе овладения учебным материалом. Речь учащихся с уравновешенными процессами торможения и возбуждения ровная, выразительная, неторопливая, в меру громкая, эмоциональная, словарный состав достаточно велик; дети говорят полными предложениями, могут кратко и связно предать отдельные мысли, содержание прослушанного и прочитанного рассказа, на таких учащихся в основном и ориентированы методические рекомендации и повседневная деятельность учителя.
М.В.Алешина предлагает использование технологии индивидуального маршрута с неуспевающими учащимися [1, с.13].
Коррекционные методы преодоления неуспеваемости педагогически запущенных учеников преимущественно индивидуальны. Знание о возможных причинах неуспеваемости каждого учащегося дают диагностирующие контрольные работы и беседы с учетом и анализом наиболее характерных для него ошибок и затруднений при учебной работе. В зависимости от выявленных особенностей учитель вместе с учащимися намечает программу дальнейшей работы, ее объем, конкретное содержание, периодичность.
При неуспеваемости учащиеся часто не выполняют требования учителя, нарушают дисциплину на уроке и перемене, что может быть следствием как внешних, так и внутренних факторов.
Существенное значение для формирования социальной позиции личности, точнее, ее отношении к себе, окружающим людям, коллективу и обществу в целом имеет включение учащихся в общественно полезную целостно-ориентационную деятельность. Основное направление такой деятельности в нашем обществе - образование (профессия), труд, культура и забота о человеке как наивысшей ценности общества [2, с.12].
Младший школьный возраст является важным периодом в становлении личности человека. Исследования последних лет, (В.В. Давыдов, Л.К. Веретенникова, Н.Д. Гальскова, Е.Е. Кутейникова, И.П. Подласый, А.Н. Утехина, В.М. Филатов и др.) подтверждают, что обучение в начальной школе закладывает основы интеллектуального саморазвития личности -- того потенциала, который будет работать на протяжении всей остальной жизни.
В качестве стратегического направления современной педагогической теории и практики выступает проектирование дидактического процесса на основе принципа субъектности в обучении и воспитании школьников. Актуальной педагогической проблемой в теоретическом и практическом аспекте становится необходимость создания таких условий организационно-дидактического характера, при которых учащийся получил бы возможность реализовать в процессе обучения задачи личностного развития.
Г.К.Селевко выделяет систему индивидуально предписанного обучения , предназначенную для учеников с подготовительного по шестой класс школы. Она содержит учебные программы по чтению письму, чистописанию, математике и естествознанию. По каждому предмету ученику указывается множество учебных целей, которые сгруппированы в блоки. Последние соответствуют определенным разделам учебного материала и разделены по уровням. Ученику задается достаточно жесткая последовательность достижения целей. Материал и виды учебной деятельности не выбираются, предписываются программой обучения. В обучении преобладает индивидуальная работа, но предусматривается и деятельность в небольших учебных группах. Усвоение ребенком учебного материала идет в собственном темпе. Нормальным считается достижение 85% поставленных целей [15, с.100].
Г.К.Селевко выделяет индивидуальные стили обучения, основанные на соотношении значимости процессов самоопределения и самореализации личности (см. Приложение№1)
Выводы по І главе
Анализ психолого-педагогической теории позволяет сделать ряд обобщений:
деятельности классного руководителя, и это определяет ее стратегию. Стратегия педагогической поддержки находит свое отражение в ее основных тактиках и принципах которые в свою очередь представляют практический интерес, поскольку представляют собой процесс развития способности ребенка быть субъектом собственной жизнедеятельности.
2.Эффективность реализации технологии индивидуального маршрута обеспечивается посредством использования разнообразных форм, методов и средств обучения, к которым относится индивидуальная, самостоятельная, фронтальная и домашняя работа: беседа, упражнения, работа с книгой, совместная работа с родителями, разработка разноуровневых заданий, дидактический материал, и многое другое
Глава ІІ. Практическая работа по реализации элементов
индивидуально образовательного маршрута в образовательном процессе начальной школы
2.1.Обоснование разработки индивидуально образовательного маршрута для учащихся 4«А» класса МОУ «СОШ» с. Толсты
Проведение индивидуально образовательного маршрута в 4 классе МОУ «СОШ» с. Толсты обусловлено тем, что состав класса небольшой и уровень умственного развития разный. Класс дружный, учащиеся помогают друг другу во всем: на уроках труда делятся инструментами, материалами, на русском языке объясняют правила, оказывают поддержку друг другу на всех уроках. Класс довольно сильный, вследствие большой работы учителя на протяжении 3-х лет обучения детей данного класса.