Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:04, курсовая работа
Цель исследования – определить влияние особенностей памяти на усвоение учебного материала по математике.
Гипотеза – учет индивидуальных особенностей памяти учащихся при обучении математики.
Данная гипотеза будет конкретизирована при формулировке задач исследования:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, исследующей индивидуальные особенности памяти.
2. Изучение системы обучения И.Б.Истоминой, методика которой предполагает учитывать индивидуальные особенности памяти детей при обучении математике.
3. Проведение экспериментального исследования влияния индивидуальных особенностей памяти учащихся на усвоение устных приемов вычислений в пределах 20.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы индивидуальных
особенностей памяти…………………………………………………..8
1.1. Общая характеристика памяти………………………………………8
1.2. Индивидуальные различия в памяти. Развитие памяти…………...14
Глава 2. Учет индивидуальных особенностей памяти учащихся
учителями начальных классов при обучении математике ………..22
2.1. Личностно-ориентированный подход в системе обучения
математике……………………………………………………………...22
2.2. Дифференцированный подход и учет индивидуальных
особенностей памяти при выполнении домашних заданий
по математике………………………………………………………….27
2.3. Экспериментальное исследование влияния индивидуальных
особенностей памяти учащихся при обучении математике…..……..31
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы………………………………………
Рассмотрим типы памяти. Непосредственная (сенсорная) память сохраняет следы от впечатлений, полученных в предшествующие мгновения. Ухудшается она редко, так как нет надобности в прочной записи, а извлечение информации происходит автоматически и почти одновременно с самим восприятием, так что забыть просто нет времени. Хороший пример использования такого процесса – печатание на пишущей машинке. Интересно отметить, что у людей, страдающих амнезией, непосредственная память обычно не нарушена; к сожалению, она не может заменить долговременную память.
Кратковременная память сохраняет информацию примерно до 5 секунд. Это оперативная (рабочая) память, в которой удерживается не более семи элементов. Содержимое кратковременной памяти сохраняется дольше лишь при непрерывном повторении. Примером тому служит повторное набирание номера телефона, когда вы не можете куда-то дозвониться. Вы должны мысленно повторять номер, пока его не наберете.
Оба упомянутых типа памяти не нуждаются в сложном мыслительном процессе, поэтому они поверхностны и чувствительны к посторонним вмешательствам. Если вас прервать в момент, когда вы печатаете фразу или набираете номер телефона, вам придется воспроизвести все с начала.
Долговременная память требует более длительных процедур и сложных мыслительных операций. Срок ее действия может сильно варьировать. В долговременную память сознательно производится запись существенной для вас информации. Это называется семантическим кодированием и подразумевает включение записываемой новой информации в определенный контекст в соответствии с ее смыслом. Без долговременной памяти обучение стало бы невозможным. Всякое новое знание в той или иной мере связано с тем, что уже известно, наш ум здесь не только прибегает к механическому повторению, как в случае кратковременного запоминания, но стремится установить связи и интерпретировать новую информацию в свете уже имеющейся старой. Четкая запись в памяти новых знаний требует времени, концентрации внимания и глубоких размышлений.
Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта. П.П. Блонский разделял память на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения: двигательная память; эмоциональная (аффективная) память; образная память включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; выделяют и словесно-логическую (вербальную) память. В зависимости от характера деятельности память можно разделить на непроизвольную, характеризующуюся отсутствием заранее поставленной цели и специальных приемов запоминания, но при обязательном взаимодействии субъекта с предметами, и произвольную [20, 61]. По способу запоминания А.А. Смирнов выделял механическую, не опирающуюся на понимание, и смысловую память, основанную на обобщенных и систематизированных ассоциациях [21, 62].
Особое внимание следует обратить на процессы памяти. К их числу относятся: 1. Запоминание, протекающее в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, преднамеренное запоминание (заучивание);
2. Сохранение, имеющее две стороны: собственно сохранение и забывание;
3. Воспроизведение, протекающее на нескольких уровнях: узнавание, или воспроизведение при опоре на восприятие; собственно воспроизведение, не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия.
В повседневной жизни запоминание есть процесс организованного заучивания. Аналогичным образом воспроизведение есть целенаправленный процесс припоминания. Как показывают экспериментальные данные, даже сохранение – это не пассивное хранение материала, не простая его консервация, а динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий переработку материала.
Работы А.А. Смирнова и его учеников раскрывают роль различных мнемических приемов в процессе запоминания. Прежде всего это смысловая группировка, смысловые опорные пункты, соотнесение нового со старым, хорошо известным, классификация, план запоминания. В.Я. Ляудис экспериментально изучала строение мнемических действий и выделила 4 мнемических операции: ориентировку в материале, группировку материала, установление внутригрупповых отношений, установление межгрупповых отношений (связей) [9, 53].
Многочисленные опыты показывают, что запоминание осуществляется не мгновенно. Во-первых, необходимо определенное время для закрепления внешнего воздействия в памяти; во-вторых, существуют два отдельных этапа в обработке информации, поступающей в мозг. В течение первого этапа, исчисляемого десятками секунд, происходит формирование следа раздражителя. Во время второго, длящегося около часа, образуется специальный механизм, позволяющий извлекать информацию, закрепленную на первом этапе.
К переходным процессам памяти относится перевод перцептивной информации в кратковременную и обратно. Сущность этих процессов заключается в механизме повторения, который в совокупности со слуховой памятью позволяет сформировать обратную связь и закрепить поток информации, обеспечивает сохранение информации в течение коротких промежутков времени. Главная роль повторения, как отмечается многими исследователями, заключается в формировании механизма воспроизведения запоминаемого материала.
Среди учащихся распространено следующее мнение: «В ходе обучения главное – это понять материал». Казалось бы, что плохого в этом утверждении? А опасность здесь заключается в его односторонности. В процессе усвоения учебного материала его надо не только понять, но и запомнить. Причем деятельность, направленная на запоминание, часто может быть не менее сложной и трудоемкой, чем деятельность, связанная с пониманием.
Учитель должен сформировать у каждого ученика четкое представление о двух этапах усвоения материала: вначале надо понять, а затем заучить понятое. У ученика должна быть сформирована установка на специальное заучивание учебного материала. Часто учащиеся считают, что достаточно хорошо решать задачи или примеры. Заучивание же определений представляется для них ненужной работой. В то же время именно в определениях заключены наиболее существенные моменты учебного материала. Слабое владение теоретическим материалом, постепенно накапливаясь, приводит к существенным затруднениям в понимании учебного предмета, и здесь ученика не спасают навыки решения задач.
В процессе усвоения материала важна установка не только запомнить, но и запомнить надолго. В противном случае мы сталкиваемся с фактами, когда ученик забывает материал сразу же после опроса (урока), когда исчезает угроза неудовлетворительной оценки. Совершенно очевидно, что установка на запоминание должна сопровождаться умением запомнить, умением владеть приемами запоминания. В этом случае учитель предлагает не просто заучить, а каким-либо образом организовать материал для того, чтобы запомнить. Повторения здесь будут играть подчиненную роль, повторять материал необходимо для того, чтобы найти способ его организации для запоминания.
1.2. Индивидуальные различия в памяти. Развитие памяти
Рассматривая вопросы индивидуальных различий в проявлении памяти, мы говорим о мнемических способностях человека. Обычно под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности соответствующей деятельности.
Мнемические способности можно определить как свойства функциональных систем мозга, реализующих функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности.
Учитывая отсутствие общепринятых тестов диагностики мнемических способностей с учетом возраста ученика, более целесообразно вооружить учителя общими методами диагностики памяти. Следует также помнить, что операционные механизмы тонко приспосабливаются к материалу, с которым работает ученик. На разном материале могут быть достигнуты различные результаты.
В качестве материала для запоминания могут предлагаться картинки, слова, бессмысленные слоги и целые рассказы. Это определяется тем, какие аспекты памяти мы хотим исследовать. Важным свойством материала являются: легкость его воспроизведения, не связанная со специальными способностями ученика; удобство числового выражения объема воспроизведенного или узнанного.
При изучении функциональных аспектов мнемических способностей целесообразно использовать материал типа бессмысленных слогов; при диагностике операционных аспектов нужно использовать материал, предполагающий его логическую обработку. Крайне полезно использовать незнакомый материал по учебному предмету.
Тестовый материал может быть показан, прочитан, его можно дать прочитать самому испытуемому или позволить записать. Однако при различной форме подачи материала необходимо строго следить за продолжительностью процесса запечатления. При предъявлении материала следует помнить, что на процесс заучивания влияют быстрота предъявления, промежутки между предъявлениями, промежутки между заучиванием и воспроизведением, количество повторений.
Подсчитывать можно время, необходимое для заучивания; количество опытов, необходимое для заучивания; количество ошибок; количество воспроизведенных элементов после определенного времени заучивания.
Рассмотрим теперь наиболее распространенные методы изучения памяти.
Метод попарного воспроизведения. Метод парных ассоциаций. Под этим названием объединяются два типа экспериментов [18, 89].
1. Элементы заучиваются парами так, что при предъявлении первого элемента пары надо ответить вторым элементом. Подсчитывается количество правильных ответов. Возможно одно или несколько предъявлений материала, но количество их должно быть недостаточным для 100-процентного воспроизведения. Например:
4 + 2 – 6 + 2 | 3 – 2 +6- 2 | 5 – 2 – 3 + 2 |
2. Метод напряжения памяти употребляется для определения объема непосредственной памяти.
Испытуемому предъявляют три объекта и просят их воспроизвести, затем предъявляют четыре объекта и т.д. В результате узнают, сколько объектов испытуемый может вспомнить при однократном предъявлении.
Во избежание случайностей необходимо давать испытуемому больше одного ряда каждой длины и продолжать опыт после того, как испытуемый сделал ошибку.
Методика подсчета может быть различной. За показатель объема памяти принимается: 1) наиболее длинный ряд, который испытуемый всегда повторяет правильно; 2) наиболее длинный ряд, который испытуемый иногда повторяет правильно; 3) средний объем можно высчитать, давая, например, три ряда каждой длины и добавляя одну треть при каждом следующем правильном повторении.
4) когда испытуемый воспроизводит правильно все ряды с элементами, но не может воспроизвести ни одного ряда с (h + 1) элементами, то за показатель объема памяти следует взять (h + 0,5).
В отечественной психологии проблема осмысленности запоминания тесно связана с проблемой активности субъекта. В работах А.Н. Леонтьева и Л.В. Занкова проблема осмысленности запоминания была поставлена как проблема способов запоминания.
Первым из советских психологов исследование осмысленного запоминания провел Н.А. Рыбников. Его опыты показали, что осмысленное запоминание в 22 раза успешнее механического. Широкое изучение мыслительной переработки информации в процессе запоминания было проведено в исследованиях А.А. Смирнова. Им были выделены три вида мыслительных процессов при запоминании: смысловая группировка, смысловые опорные пункты, процессы соотнесения.
Сравнительный анализ отечественных и зарубежных исследований запоминания осмысленного материала показывает, что в зарубежных исследованиях больше внимания уделяется характеристикам запоминаемого материала, а в отечественных исследованиях – характеристикам переработки этого материала, благодаря чему вопросы логической памяти более глубоко изучены в нашей психологии.
При исследовании логической памяти наибольшее распространение получили метод дополнения, метод парных мыслей, метод рассказа, метод опосредствованного запоминания. Эти методы направлены на выявление способности субъекта устанавливать связи в процессе запоминания, воспроизведения и сохранения материала.
Используя метод опосредствованного запоминания (по Л.С. Выготскому), испытуемому читают вслух ряд слов и предлагают для лучшего их запоминания воспользоваться картинками, которые расположены перед ним на столе во время опыта [20, 75]. К каждому слову следует выбрать картинку, наиболее подходящую по содержанию или по каким-либо другим признакам, и отложить ее в сторону. Количество правильно воспроизведенных слов является показателем способности к установлению осмысленных связей в процессе запоминания и использования при этом инструментальных приемов.
Данный метод можно использовать для исследования как памяти, так и мышления, например выяснить способность к установлению дальних логических связей. Метод несет в себе и черты проективного метода – если изучить характер ассоциаций.
В качестве примера методики изучения оперативной памяти можно привести тест «Счет с наращиванием» (В.Д. Шадриков). Испытуемому предлагают пары однозначных чисел, которые он должен сложить, полученную сумму запомнить и к ней прибавить предыдущее число 1+2=3,3+2=5,5+4=9,9+8=17. Длительность процедуры зависит от возраста испытуемых, их опыта.