Учет индивидуальных особенностей памяти учащихся учителями начальных классов при обучении математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить влияние особенностей памяти на усвоение учебного материала по математике.
Гипотеза – учет индивидуальных особенностей памяти учащихся при обучении математики.
Данная гипотеза будет конкретизирована при формулировке задач исследования:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, исследующей индивидуальные особенности памяти.
2. Изучение системы обучения И.Б.Истоминой, методика которой предполагает учитывать индивидуальные особенности памяти детей при обучении математике.
3. Проведение экспериментального исследования влияния индивидуальных особенностей памяти учащихся на усвоение устных приемов вычислений в пределах 20.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы индивидуальных
особенностей памяти…………………………………………………..8
1.1. Общая характеристика памяти………………………………………8
1.2. Индивидуальные различия в памяти. Развитие памяти…………...14
Глава 2. Учет индивидуальных особенностей памяти учащихся
учителями начальных классов при обучении математике ………..22
2.1. Личностно-ориентированный подход в системе обучения
математике……………………………………………………………...22
2.2. Дифференцированный подход и учет индивидуальных
особенностей памяти при выполнении домашних заданий
по математике………………………………………………………….27
2.3. Экспериментальное исследование влияния индивидуальных
особенностей памяти учащихся при обучении математике…..……..31
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Учет индивидуальных особенностей памяти при обучении математике.doc

— 334.50 Кб (Скачать документ)

 

После проверки результатов на последующих уроках математики дети решали похожие задания:

1.        На тарелке лежали: яблоко, груша и банан. Банан легче груши, груша легче яблока. Повтори.

2.        Какой фрукт самый тяжелый?

3.        Какой фрукт самый легкий?

4.        Вычисли: 16-8; 7+4; 11-3; 5+8; 18-9; 6+7.

На контрольном этапе детям были предложены такие задания:

1.        В зоопарке жили: слон, верблюд и носорог. Слон тяжелее носорога, носорог тяжелее верблюда. Повтори.

2.        Кто из животных самый тяжелый?

3.        Кто из животных самый легкий?

4.        Вычисли: 17-9; 4+8; 15-7; 6+8; 14-8; 9+3.

 

 

Результаты контрольного этапа исследования:

 

 

Класс

 

Ф.И. ученика

 

Уровень развития кратковременной смысловой памяти (количество потребовавшихся повторений)

низкий

средний

высокий

    1 класс

 

 

 

Ильичева Светлана

Малахов Вадим

Пишев Максим

Яхутина Анастасия

Проценко Максим

 

 

 

 

8

 

6

 

 

 

0

 

3

2

 

 

Диаграмма результатов исследования:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, дети стали лучше запоминать материал, значит подтвердилась наша гипотеза, что учет индивидуальных особенностей памяти учащихся при обучении устным приемам вычислений в пределах 20 способствует качественному усвоению материала.

Итак, учителям начальных классов на уроках математики необходимо учитывать индивидуальные особенности памяти учащихся. А для этого нужно осуществлять личностно-ориентированный подход в системе обучения математике, который хорошо описан в принципе «не рядом и не под, а вместе» в учебнике И.Б. Истоминой.

Данный опыт свидетельствует о том, что необходимо развивать память, учитывать ее индивидуальные особенности, давать на уроках математики разноуровневые задания с учетом особенностей памяти детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Никто не может сказать, совершенна природа или нет. Ведь для этого нужно охватить такой объем знаний, что невозможно быть уверенным в их полноте и точности. Очевидно, что не все «идет наилучшим образом в этом лучшем из возможных миров», как в свое время полагал вольтеровский Кандид. Философия, религия и наука учат нас, однако, что несовершенства природы (например, землетрясения или эпидемии) тоже играют определенную роль в устройстве вселенной. Это относится и к системе памяти. Ее кажущийся недостаток – склонность к забыванию – имеет свой смысл и в конечном счете делает нас более счастливыми, ибо память в первую очередь обслуживает потребности текущего момента. Мы лучше помним важно и приятное для нас и легко забываем все остальное, включая неприятные события. Иногда забываем нечто для нас действительно важное, и это может привести к трагическим последствиям. Весь вопрос в следующем: храним ли мы в памяти вообще все события, которые с нами произошли, или же только наиболее яркие, как хорошие, так и плохие? В последние годы механизмы хранения в памяти и забывания интенсивно изучались в надежде понять, как происходят несчастные случаи и почему показания свидетелей  столь ненадежны. По мнению Элизабет Лофтус, воспоминания предварительно сортируются в мозгу и впоследствии сохраняются лишь те из них, которые подверглись надлежащей обработке в долговременной памяти. На рисунке схематически показана возможная судьба информации в мозгу.

Получаемая из внешнего мира информация поступает в кратковременную память, где может сохраняться благодаря повторению, а затем передается в долговременную память или же совсем забывается. В процессе передачи на длительное хранение информация подвергается обработке, которая состоит в ее упорядочивании – сложном структурировании при участии всей нашей личности.

Недавние исследования показали, что следы памяти постоянно претерпевают изменения: действительность искажается, мы ее «подправляем» при каждом повторном вспоминании.

Наш мозг фильтрует и отбирает переживаемые нами события с помощью малопонятного нам механизма, управляемого подсознанием. Выбор запоминаемых вещей зависит от нашего настроения, места пребывания, момента времени, культурных традиций и других факторов. Будучи совершенно уверены в своей правоте, мы можем помнить какое-то событие совсем не так, как его помнят наши друзья. Вот почему показания свидетелей часто имеют так мало ценности. Мы видим лишь часть картины, обычно ту, которую желаем видеть.

Хотя невозможно претендовать на безупречную память, ибо она частично зависит от бессознательных процессов, ее можно улучшить, развивая свое внимание. Память субъективна, она часть нашей личности. Мы можем научиться контролировать ее хотя бы в той ограниченной степени, в какой поддается контролю сама наша жизнь. В памяти удивительно то, что она примиряет в нас эмоциональное и рациональное начала, и вы только выигрываете, если будете активно влиять на их объединение.

Материал данной работы может быть использован учителями начальных классов, студентами педагогических учебных заведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: учебное пособие для учащихся пед. училищ [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 1994. – 335 с.

2.      Батова А.С. Графический диктант [Текст] / А.С. Батова // Начальная школа. – 2003. - №9. – С. 82

3.      Борисова И.В. Дифференцированный подход при выполнении домашних заданий в малокомплектной школе [Текст] / И.В. Борисова // Начальная школа. – 2004. - №7. – С. 80 - 82

4.      Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах [Текст]. – М.: Просвещение, 1999

5.      Житникова Л.М. Учите детей запоминать [Текст]. – М.: Просвещение, 2002

6.      Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание [Текст]. – М.: Просвещение, 2001

7.      Клацки Р. Память человека: структуры и процессы [Текст].  – М.: ВЛАДОС, 1998

8.      Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащихся [Текст] / С.В. Кондратьева // Вопросы психологии. – 2000. - №1. – С. 143 – 148

9.      Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга [Текст] / С.В. Кондратьева // Психология межличностного познания. М.: 1999. - №3. – С. 158 – 174

10. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии [Текст]. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2002

11. Кузин В.С. Психология. Учебник. 4-е изд. [Текст] – М.: АГАР, 1999. – 304 с.

12. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике [Текст] / З.В. Кураченко // Начальная школа. – 2004. - №4. – С. 60 – 64

13. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя [Текст]. – М.: Просвещение, 2003 – 224 с.

14. Ляудис В.Я. Память в процессе развития [Текст]. – М.: Просвещение, 2000

15. Маклаков А. Общая психология: Учебник для вузов [Текст]. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.

16. Пашкова Р.В. Диагностика общей мнемической одаренности [Текст] / Р.В. Пашкова, В.Д. Шадриков // Проблемы индустриальной психологии. – Ярославль, 2001

17. Психологические исследования общения [Текст] // Под ред. Б.Ф. Домова, А.В. Белянской, В.И. Носуленко. – М.: Просвещение, 2006

18. Психология: учеб. Пособие для студентов вузов [Текст] / И.Б. Антипова и др. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591 с.

19. Роганова Н.Ф. Разноуровневые задания по математике [Текст] / Н.Ф. Роганова // Начальная школа. – 2003. - №9. – С. 79-80

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]. – М.: Просвещение, 2001

21. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти [Текст]. – М.: Просвещение, 2004

22. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. Учебное пособие для студентов пед. институтов [Текст] / В.Д. Шадриков, Н.П. Ансимова, Е.Н. Корнева. – М.: Просвещение, 2000. – 142 с.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Круговые примеры

1)

 

6+4                      + 5                      - 3

 

  - 3                                                  +  8

 

+ 7                        - 8                        - 10  

   

2)

8 + 3 =

15 – 8 =

11 – 4 =

6 + 9 =

7 + 7 =

9 + 7 =

14 – 8 =

16 – 8 =  

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

             

Графический диктант

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Разноуровневые задания

1уровень

1. 9-5=                        9                           8

                                          5             4           

2.      8-4=

 

3.      9-6=                     9                             8

                          6                             3       

              

4.      8-3=

 

2 уровень

16-1=                                                     10,11,12,13,

15+1=                                                    14,15,16,17,

17+1=                                                    18,19,20

20-1=

19+1=

11-1=

 

3 уровень

Начерти два отрезка и соедини их так:


 

 

 

Начерти три отрезка, соединив их последовательно.

 

4 уровень

Было- 3к. и 2т.

Убрали-3ф.

Осталось-?               

                                  

                                                                          

 

                                         ?

Было 3 квадрата и 2 треугольника. Убрали 3 фигур. Сколько фигур осталось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Конспект урока

 

Тема: Общий прием сложения однозначных  чисел с переходом через десяток.

Цели урока: 1. Образовательная: познакомить с общим приемом сложения     однозначных чисел с переходом через  десяток.

2. Развивающая: развивать умение рассуждать, мышление, память, речь.

3. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, усидчивость.

Оборудование: у учителя – наборное полотно с двумя десятками карманов, расположенных в два ряда; два десятка двухцветных кружков.

Ход урока:

1.                  Организационный момент и сообщение целей урока

2.                  Повторение ранее изученного.

1.                  Карточки для индивидуальной работы.

Карточка 1

1. 8-6=                        8                           9

                                          6              6           

Информация о работе Учет индивидуальных особенностей памяти учащихся учителями начальных классов при обучении математике