Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:04, курсовая работа
Цель исследования – определить влияние особенностей памяти на усвоение учебного материала по математике.
Гипотеза – учет индивидуальных особенностей памяти учащихся при обучении математики.
Данная гипотеза будет конкретизирована при формулировке задач исследования:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, исследующей индивидуальные особенности памяти.
2. Изучение системы обучения И.Б.Истоминой, методика которой предполагает учитывать индивидуальные особенности памяти детей при обучении математике.
3. Проведение экспериментального исследования влияния индивидуальных особенностей памяти учащихся на усвоение устных приемов вычислений в пределах 20.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы индивидуальных
особенностей памяти…………………………………………………..8
1.1. Общая характеристика памяти………………………………………8
1.2. Индивидуальные различия в памяти. Развитие памяти…………...14
Глава 2. Учет индивидуальных особенностей памяти учащихся
учителями начальных классов при обучении математике ………..22
2.1. Личностно-ориентированный подход в системе обучения
математике……………………………………………………………...22
2.2. Дифференцированный подход и учет индивидуальных
особенностей памяти при выполнении домашних заданий
по математике………………………………………………………….27
2.3. Экспериментальное исследование влияния индивидуальных
особенностей памяти учащихся при обучении математике…..……..31
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы………………………………………
Такой подход не может оставить без внимания контролирующую и оценочную деятельность учащихся. У учеников формируется умение находить свои ошибки, исправлять их, оценивать свои действия.
В процессе обучения в начальной школе происходит становление широкого круга познавательных способностей. В частности, интенсивно развиваются способности, лежащие в основе продуктивной мыслительной деятельности. На умении устанавливать связи между известным и новым, умении обобщать, сравнивать основан весь процесс познания. И чем раньше мы позаботимся об этой сфере мышления, тем более динамично будет происходить процесс обучения.
Теоретическая база и содержание учебного материала убедили коллектив в том, что методическая система Н.Б. Истоминой связана с обучением общему способу действия, умением логически связывать приобретенные знания и новые темы.
Все это позволило сделать вывод о том, что технология обучения по учебнику математики Н.Б. Истоминой более продуктивно развивает логическое мышление и память, творческие способности ученика и закладывает прочную основу для обучения на последующих ступенях.
Определенное значение в развитии индивидуальности ребенка отводится игре.
Интересен опыт работы учителя начальных классов Бобровской СОШ №2 Т.Е. Ворониной при изучении темы «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» (Приложение 4). Учитывая особенности памяти детей, она предлагает следующее задание (Приложение 1).
Интересен опыт работы учителя начальных классов Бобровской СОШ №2 С.Н. Плетневой, которая для развития зрительной памяти и внимания детей применяет на уроках зрительные диктанты (Приложение 2).
Из приведенных заданий видно, что учащиеся не только становятся «исследователями», но и развивают свою память. Процесс обучения носит частично поисковый и творческий характер. Учащиеся не боятся проявить инициативу в предложении творческих рассуждений и доказательств.
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике помогает сформировать у учащихся различные виды памяти, умение общаться, обосновывать свои действия критически оценивать их, умение самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении.
2.2. Дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей памяти при выполнении домашних заданий по математике
Школьный курс математики играет важнейшую роль в системе общеобразовательной подготовки учащихся, что в дальнейшем помогает школьникам активно овладевать современной техникой и новыми информационными технологиями, что способствует развитию памяти.
Однако многие современные средства, способствующие организации эффективной учебной деятельности, недоступны учителям и ученикам сельской школы. В этой связи на начальном этапе обучения необходимо, чтобы методы и формы работы с младшими школьниками были ориентированы на развитие личности ребенка и индивидуальных особенностей памяти, на развитие его творческих способностей и интереса к математике. Научными исследованиями доказано, что в таком случае наибольший положительный эффект в учебном процессе оказывает применение дифференцированного подхода, который дает возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать память, интуицию, воображение, логическое мышление каждого ребенка и способствует активизации познавательной деятельности.
Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий (Приложение 3), которые составляются учителем с учетом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки к обучению математике, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а другой — затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала. При этом один ребенок не найдет применения своим способностям, а у другого разовьется чувство неуверенности в своих силах. И в том, и в другом случае у учащихся угаснет интерес к математике. Только дифференцированный подход позволяет сделать учебный процесс на этом этапе обучения более плодотворным, интересным и полезным для дальнейшего обучения в старших классах.
Дифференцированный подход невозможен, если не соблюдается принцип обучения прогрессивными методами. Необходимо обучать детей на наивысшем уровне их познавательных возможностей. Следование данному принципу позволяет учитывать индивидуальные особенности памяти, выявлять более способных учеников и создавать для них условия, благоприятные для их развития. Для детей, испытывающих затруднения в изучении математики, дифференцированный подход и овладение различными методами работы с книгой, учебными пособиями создает условия для формирования базовых знаний на доступном для них уровне. Деление учащихся на «слабых» и «сильных» должно быть условным и временным. Любой ученик должен иметь возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определенных успехов на своем уровне. А ученик, который имеет пробелы в знаниях и не справляется с темпом продвижения при изучении программного материала, требует к себе повышенного внимания и других форм работы.
Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных этапах урока. На этапе введения нового понятия учителю лучше работать со всем классом, а после того, как выполнено несколько упражнений, переходить к дифференцированной самостоятельной работе.
Домашние задания должны также учитывать уровень сформированных знаний и умений учащегося. Содержание контрольных работ должно предоставлять учащимся возможность показать то, что они знают, а не то, чего они не знают. Дифференцированный подход в данном случае является средством поддержания у ребенка веры в свои возможности, а оценка должна отражать истинный уровень знаний учащихся.
Учитывая условную принадлежность учащихся к разным группам, учитель осознает необходимость составления разноуровневых заданий, в том числе и для выполнения домашней работы по математике. Если ориентироваться только на среднего ученика, то не будут полностью использоваться творческие возможности сильных учащихся.
Домашним заданиям необходимо уделять значительно больше внимания. По тому, как дети относятся к домашней работе, как ее выполняют и какие результаты получают, можно судить о том, насколько они овладели изучаемым материалом.
Таким образом, при дифференцированном обучении более ценными в методическом отношении являются домашние задания, в которых дидактический материал вначале носит характер общих упражнений для всего класса; кроме того, задания содержат и дополнительные вопросы и задачи, которые способствуют развитию памяти, углубляют понимание основного программного учебного материала. Если при выполнении домашних дифференцированных заданий менее продвинутые ученики достигают положительных результатов, то им предлагаются и задания повышенного уровня или задания творческого характера.
Применение разноуровневых заданий помогает поддержать интерес к изучению математики. Но их использование ни в какой мере не должно вести к расслоению детского общества по уровню способностей и по уровню развития памяти.
Наш опыт и анализ домашних работ, самостоятельных работ в классе, математических диктантов, бесед с детьми показали, что при дифференцированном подходе к детям значительно повышается уровень усвоения знаний, развиваются различные виды памяти, достигаются определенные положительные успехи в работе.
Учитывая возможности каждого ученика, Н.Ф. Роганова составила по математике разноуровневые задания. Для этого всех учащихся класса по уровню умственных способностей и по индивидуальным особенностям памяти условно разделила на три группы: слабую, среднюю и сильную. Задания в группах выполняются самостоятельно, что способствует тренировке памяти [14, 79].
В результате можно сказать, что все учащиеся любят работать самостоятельно, ведь предложенные задания соответствуют их индивидуальным возможностям памяти. Каждый стремится решить не только задание, предложенное ему, но и попробовать свои силы при выполнении более сложного задания, это приводит к развитию памяти, вместе с этим учитываются индивидуальные особенности памяти каждого ребенка.
2.3. Экспериментальное исследование влияния индивидуальных
особенностей памяти учащихся при обучении математике
Во время прохождения преддипломной практики мной было проведено исследование влияния учета индивидуальных особенностей памяти учащихся при обучении устным приемам вычислений в пределах 20.
Для эксперимента выбран 1 класс, в котором обучается 23 человека, из них 16 детей со средним уровнем развития памяти, 4 ребенка – с высоким уровнем развития памяти, у 3 человек – низкий уровень развития памяти.
Была проведена констатирующая часть эксперимента, в которой даны такие задания, как:
1. Жили-были три мальчика : Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Повтори.
2. Кто из мальчиков самый высокий?
3. Кто из мальчиков самый низкий?
4. Вычисли: 9+5; 16-9; 8+7; 14-6; 5+9; 11-2
В протоколе фиксируется количество повторений, которые потребовались ребенку для выполнения задания. Этот показатель служит для оценки уровня кратковременной смысловой памяти обследуемого ребенка: чем меньше потребовалось повторений, тем выше его уровень. При этом используется следующая таблица:
Возрастные группы | Уровень развития кратковременной смысловой памяти (количество потребовавшихся повторений) | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
семилетки | 7 | 4-6 | 1-3 |
Результаты констатирующей части исследования:
Класс
|
Ф.И. ученика
| Уровень развития кратковременной смысловой памяти (количество потребовавшихся повторений) | ||
низкий | средний | высокий | ||
1 класс
|
Ильичева Светлана Малахов Вадим Пишев Максим Яхутина Анастасия Проценко Максим
|
8
9 |
5 4 |
1
|