Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:04, курсовая работа
Цель исследования – определить влияние особенностей памяти на усвоение учебного материала по математике.
Гипотеза – учет индивидуальных особенностей памяти учащихся при обучении математики.
Данная гипотеза будет конкретизирована при формулировке задач исследования:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, исследующей индивидуальные особенности памяти.
2. Изучение системы обучения И.Б.Истоминой, методика которой предполагает учитывать индивидуальные особенности памяти детей при обучении математике.
3. Проведение экспериментального исследования влияния индивидуальных особенностей памяти учащихся на усвоение устных приемов вычислений в пределах 20.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы индивидуальных
особенностей памяти…………………………………………………..8
1.1. Общая характеристика памяти………………………………………8
1.2. Индивидуальные различия в памяти. Развитие памяти…………...14
Глава 2. Учет индивидуальных особенностей памяти учащихся
учителями начальных классов при обучении математике ………..22
2.1. Личностно-ориентированный подход в системе обучения
математике……………………………………………………………...22
2.2. Дифференцированный подход и учет индивидуальных
особенностей памяти при выполнении домашних заданий
по математике………………………………………………………….27
2.3. Экспериментальное исследование влияния индивидуальных
особенностей памяти учащихся при обучении математике…..……..31
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы………………………………………
5. 9-7=
6. 9-6= 9 8
7 3
7. 8-3=
Карточка 2
15-1=
19+1=
14+1=
20-1=
17+1=
12-1=
Карточка 3
Начерти два отрезка и соедини их так:
Начерти три отрезка, соединив их последовательно.
Карточка 4
Было-? 4к. и 3т.
Убрали-5ф.
Осталось-?
Было 4 квадрата и 3 треугольника. Убрали 5 фигур. Сколько фигур осталось?
Для остальных учеников на доске записано задание
2. а) Составь и реши круговые примеры
6+4 + 5 - 3
- 3
+ 7 - 8 - 10
б) Реши задачу, запиши ответ.
Половину числа яблок, лежащих на тарелке, взяли для компота. Сколько яблок осталось на тарелке, если компот сварили из 6 яблок ?
3. Работа над новой темой
1. Сейчас мы будем учиться решать новые примеры:
9+4 8+4 6+5 7+4
Учитель демонстрирует наборное полотно и просит сосчитать, сколько карманов в верхнем ряду (10) и в нижнем ряду (10).
9+4
-Назовите первое слагаемое (9)
-Изобразим его синими кружками, вставив их в карманы верхнего ряда.
-Назовите второе слагаемое (4)
-Изобразим его кружками красного цвета
-Как к 9 синим кружкам прибавить 4 красных?
Учитель поясняет:
-Число 4 к числу 9 прибавили по частям. Сначала дополнили 9 до 10,для этого прибавили к 9 число 1. Сколько еще осталось прибавить?
-Почему 3?
Записать это можно так:
9+4=13
2. Чтение объяснения в учебнике (с. 58)
На доске плакат:
1) Дополню до 10
2) Прибавлю оставшуюся часть
9+4=13
4. Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала.
1. Выполнение № 1- устно.
2.Задание на смекалку (с. 59)
3. Решение задачи №3. Решается за доской с последующей проверкой.
4. Решение №4 выполняется по рядам. Проверка: чтение цепочки ответов.
5. №5- выполняется самостоятельно. Проверка тетрадей.
6. Итог урока.
- Что было легко на уроке?
- Что было трудно на уроке?
- Что нового вы узнали?
Защитное слово.
Уважаемые председатель Государственной аттестационной комиссии, члены комиссии и гости, вашему вниманию предоставляется работа на тему «Индивидуальные особенности развития памяти младших школьников на уроках математики». Мы считаем тему нашей работы актуальной, так как в настоящее время недостаточно учитываются особенности памяти младших школьников при обучении математики. В этой связи целесообразно изучение такого процесса, как развитие памяти.
Объект исследования – процесс развития памяти младших школьников.
Предмет исследования – особенности развития памяти младших школьников на уроках математики.
Цель исследования – определить влияние особенностей памяти на усвоение учебного материала по математике.
Гипотеза – учет индивидуальных особенностей памяти учащихся при обучении математике.
Данная гипотеза будет конкретизирована при формулировке задач исследования: 1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, исследующей индивидуальные особенности памяти.
2. Изучение системы обучения И.Б.Истоминой, методика которой предполагает учитывать индивидуальные особенности памяти детей при обучении математике.
3. Проведение экспериментального исследования влияния индивидуальных особенностей памяти учащихся на усвоение устных приемов вычислений в пределах 20.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Наблюдение за работой детей.
3. Эксперимент.
В первой главе описана работа ученых, занимающихся изучением вопросов психолого-педагогических основ индивидуальных особенностей памяти. П.П. Блонский разделял память на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения .Работы А.А. Смирнова и его учеников раскрывают роль различных мнемических приемов в процессе запоминания. В работах А.Н. Леонтьева и Л.В. Занкова проблема осмысленности запоминания была поставлена как проблема способов запоминания.
Первым из советских психологов исследование осмысленного запоминания провел Н.А. Рыбников.
Во второй главе описаны опыт работы учителей, а также экспериментальное исследование влияния индивидуальных особенностей памяти учащихся на усвоение устных приемов вычислений в пределах 20. Во время прохождения преддипломной практики мной было проведено исследование влияния учета индивидуальных особенностей памяти учащихся при обучении устным приемам вычислений в пределах 20.
Для эксперимента выбран 1 класс.
Была проведена констатирующая часть эксперимента, в которой даны такие задания, как:
1.Жили-были три мальчика : Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Повтори.
2.Кто из мальчиков самый высокий?
3.Кто из мальчиков самый низкий?
4.Вычисли: 9+5; 16-9; 8+7; 14-6; 5+9; 11-2
В протоколе фиксируется количество повторений, которые потребовались ребенку для выполнения задания. Этот показатель служит для оценки уровня кратковременной смысловой памяти обследуемого ребенка: чем меньше потребовалось повторений, тем выше его уровень. При этом используется следующая таблица:
Возрастные группы
| Уровень развития кратковременной смысловой памяти (количество потребовавшихся повторений)
| ||
Низкий |
Средний |
Высокий | |
семилетки
|
7
|
4-6
|
1-3
|
Результаты констатирующей части исследования:
Класс
|
Ф.И. ученика
|
Уровень развития кратковременной смысловой памяти (количество потребовавшихся повторений)
| ||
низкий |
средний |
высокий | ||
1 класс
|
Ильичева Светлана Малахов Вадим Пишев Максим Яхутина Анастасия Проценко Максим
|
8
9
|
5 4
|
1
|
После проверки результатов на последующих уроках математики дети решали похожие задания:
5. На тарелке лежали: яблоко, груша и банан. Банан легче груши, груша легче яблока. Повтори.
6. Какой фрукт самый тяжелый?
7. Какой фрукт самый легкий?
8. Вычисли: 16-8; 7+4; 11-3; 5+8; 18-9; 6+7.
На контрольном этапе детям были предложены такие задания:
5. В зоопарке жили: слон, верблюд и носорог. Слон тяжелее носорога, носорог тяжелее верблюда. Повтори.
6. Кто из животных самый тяжелый?
7. Кто из животных самый легкий?
8. Вычисли: 17-9; 4+8; 15-7; 6+8; 14-8; 9+3.
Результаты контрольного этапа исследования:
Класс
|
Ф.И. ученика
|
Уровень развития кратковременной смысловой памяти (количество потребовавшихся повторений)
| ||
низкий |
средний |
высокий | ||
1 класс
|
Ильичева Светлана Малахов Вадим Пишев Максим Яхутина Анастасия Проценко Максим
|
8 |
6
|
0
3 2
|