Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:04, курсовая работа
Цель исследования – определить влияние особенностей памяти на усвоение учебного материала по математике.
Гипотеза – учет индивидуальных особенностей памяти учащихся при обучении математики.
Данная гипотеза будет конкретизирована при формулировке задач исследования:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, исследующей индивидуальные особенности памяти.
2. Изучение системы обучения И.Б.Истоминой, методика которой предполагает учитывать индивидуальные особенности памяти детей при обучении математике.
3. Проведение экспериментального исследования влияния индивидуальных особенностей памяти учащихся на усвоение устных приемов вычислений в пределах 20.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы индивидуальных
особенностей памяти…………………………………………………..8
1.1. Общая характеристика памяти………………………………………8
1.2. Индивидуальные различия в памяти. Развитие памяти…………...14
Глава 2. Учет индивидуальных особенностей памяти учащихся
учителями начальных классов при обучении математике ………..22
2.1. Личностно-ориентированный подход в системе обучения
математике……………………………………………………………...22
2.2. Дифференцированный подход и учет индивидуальных
особенностей памяти при выполнении домашних заданий
по математике………………………………………………………….27
2.3. Экспериментальное исследование влияния индивидуальных
особенностей памяти учащихся при обучении математике…..……..31
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы………………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогические основы индивидуальных
особенностей памяти…………………………………………………..8
1.1. Общая характеристика памяти………………………………………8
1.2. Индивидуальные различия в памяти. Развитие памяти…………...14
Глава 2. Учет индивидуальных особенностей памяти учащихся
учителями начальных классов при обучении математике ………..22
2.1. Личностно-ориентированный подход в системе обучения
математике……………………………………………………
2.2. Дифференцированный подход и учет индивидуальных
особенностей памяти при выполнении домашних заданий
по математике……………………………………………………
2.3. Экспериментальное исследование влияния индивидуальных
особенностей памяти учащихся при обучении математике…..……..31
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение 1. Круговые примеры….………………………………………...39
Приложение 2. Графический диктант…...…………………………………….40
Приложение 3. Разноуровневые задания..…………………………...........
Приложение 4. Конспект урока на тему: «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток……………..43
ВВЕДЕНИЕ
Мы считаем тему нашей работы «Индивидуальные особенности развития памяти младших школьников на уроке математики» актуальной, так как в настоящее время недостаточно учитываются особенности памяти младших школьников при обучении математики. В этой связи целесообразно изучение такого процесса как развития памяти.
В различные эпохи роль памяти была неодинакова. В древние времена, когда человечество не владело еще письменностью, требования к прочности и точности запоминания и сохранения прошлого опыта были особенно высокими. В настоящее время такое развитие памяти, как способность почти буквально восстанавливать воспринятое ранее, уже не требуется. Да это и невозможно. Резко увеличился объем сведений, которые приходится усваивать и использовать современному человеку. В связи с этим изменились требования, предъявляемые к обучению. Если раньше учиться чему-либо значило главным образом запоминать необходимые для этого сведения, то сейчас на первый план выдвигаются задачи умственного развития учащихся.
Однако было бы неправильно представлять, что в обучении снята задача фиксации в опыте ученика общественно-исторического опыта человечества. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем.
Первые признаки памяти наблюдаются уже у младенца. Развитие памяти, ее становление и формирование тесно связаны с развитием всей нервной системы и обусловлены особенностями обучения и воспитания. С развитием речи начинает интенсивно развиваться словесная и образная память. Так, уже к 3 годам ребенок запоминает до 800-1000 слов.
Дети действительно необычайно быстро и легко запоминают самый разнообразный материал. Школьники быстро запоминают незнакомые им слова иностранного языка, стишки, песенки, шуточные выражения, употребляемые взрослыми. По сравнению со взрослыми запоминание аналогичного материала у ребенка происходит быстрее, легче и оказывается порой очень прочным.
Однако внимательное изучение деятельности памяти детей показало, что преимущество детской памяти только кажущееся. Прежде всего, дети действительно легко запоминают, но далеко не любой материал, а лишь такой, который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства. К тому же быстрота запечатления – только одно качество и только одного звена во всех процессах памяти.
Прочность памяти, т.е. длительность сохранения воспринятого, полнота, осмысленность его воспроизведения в разных условиях (в обычных и в новых) у детей значительно более слабы, чем у взрослых. Поскольку в оценке человеческой памяти основным качеством является умение человека избирательно успешно использовать в новых обстоятельствах прежде воспринятый материал, т.е. продуктивно применять ранее приобретенные знания, память взрослого зрелого человека оказывается значительно более развитой, чем память ребенка. Умением отбирать нужный материал, его внимательно воспринимать, группировать дети не обладают. Но несовершенство детской памяти обнаруживается и в том, что ребенок запоминает. П.П. Блонский считал, что на разных возрастных уровнях детям становится доступным разное содержание. Исследования показывают, что развитие детской памяти не идет так прямолинейно. Изучая в сравнительном плане продуктивность запоминания детьми наглядного и словесного материала, слов конкретного и абстрактного содержания, А.А. Смирнов, Э.А. Фарапонова и другие исследователи показали, что совершенствование памяти у детей представляет значительно более сложный процесс, чем простую смену одного запоминаемого содержания другим.
Наиболее хорошо развита у младшего школьника наглядно-образная память. К концу школьного возраста уровень развития словесной памяти таков, что ребенок может легко и с большой точностью запоминать рассказы и стихи.
В младшем школьном возрасте развитие памяти осуществляется в условиях систематического целенаправленного обучения, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей. Интенсивное развитие в младшем школьном возрасте получает произвольное запоминание. Это связано с тем, что учитель требует от детей обязательного запоминания конкретного материала, даже если этот материал не интересен для них.
Важной задачей учителя является обучение школьников запоминанию, ознакомление их с приемами, схемами осмысленного заучивания.
Характерной особенностью памяти младшего школьника является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы и труднее – абстрактные слова, понятия.
В результате обучения в начальных классах, в связи с последующим усложнением учебного материала и определенным изменением содержания обучения, в 4-7 классах у ученика среднего школьного возраста интенсивно развивается словесно-логическая память.
Интенсивное развитие словесно-логической памяти у подростков определенным образом влияет на развитие образной памяти.
В старшем школьном возрасте интенсивное развитие словесно-логической памяти продолжается. Процессы запоминания и воспроизведения у них на суждения и умозаключения.
Постепенно развивается самоконтроль. К концу обучения в школе память учащегося в общих чертах развивается до уровня памяти взрослого человека.
У каждого человека существуют следующие индивидуальные отличия памяти, которые проявляются в разных сферах его деятельности:
- скорость запоминания;
- точность запоминания;
- прочность запоминания;
- готовность к воспроизведению [18, 490].
Индивидуальные отличия памяти проявляются в том, какой материал лучше запоминается – образный, словесный или в равной мере продуктивно и тот и другой.
Учитывать индивидуальные отличия памяти важно в учебной работе, чтобы максимально продуктивно использовать потенциальные возможности каждого ребенка и всесторонне развивать его память.
Объект исследования – процесс развития памяти младших школьников.
Предмет исследования – особенности развития памяти младших школьников на уроках математики.
Цель исследования – определить влияние особенностей памяти на усвоение учебного материала по математике.
Гипотеза – учет индивидуальных особенностей памяти учащихся при обучении математики.
Данная гипотеза будет конкретизирована при формулировке задач исследования:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, исследующей индивидуальные особенности памяти.
2. Изучение системы обучения И.Б.Истоминой, методика которой предполагает учитывать индивидуальные особенности памяти детей при обучении математике.
3. Проведение экспериментального исследования влияния индивидуальных особенностей памяти учащихся на усвоение устных приемов вычислений в пределах 20.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Наблюдение за работой детей.
3. Эксперимент.
Глава 1. Психолого-педагогические основы индивидуальных особенностей памяти
1.1. Общая характеристика памяти
В 20-х гг. нашего века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей, некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого.
Но дело не только в том, что запоминается. На продуктивность запоминания оказывают значительно большее влияние другие факторы: прежде всего осознание цели, тот или иной мотив, т.е. побуждение к запоминанию (ради чего надо постараться запомнить), и особенно отчетливо выступила во всех исследованиях психологов роль владения рационными способами запоминания. Чем моложе ребенок, тем большую роль во всей его познавательной деятельности играют практические действия. Поэтому двигательная память обнаруживается очень рано. Двигательная память является основой, на которой формируются все навыки, начиная с простейших, таких, как ходьба, хватание руками предметов, затем и более сложных: бег, прыжки. В последующих возрастах работа двигательной памяти не «отмечается», но становится более сложной. Младший школьник приобретает новые, более сложные навыки.
Формирование навыков продолжается в средних и старших классах школы. В их основе всегда лежит работа двигательной памяти, только это уже более сложная, более объемная, самостоятельная и сложная по структуре деятельность. То же относится и к другим видам памяти.
Особенно богата детская память образами отдельных конкретных предметов, когда-то воспринятых ребенком. Не поднимаясь на уровень обобщений, ребенок оперирует отдельными образами, в которых слиты как существенные и общие черты, присущие целой группе предметов, так и те частные детали, которые ребенок подметил. Эти особенности детских представлений наиболее отчетливо выступают в детских рисунках, изучению которых с целью выявления особенностей представлений ребенка и их развития многие педагоги и психологи уделили специальное внимание.
Исследования педагогов и психологов, педагогическая практика убедительно доказали также, что прогресс в изображении знакомых и даже впервые воспринимаемых предметов, в частности уточнение формы предмета и каждой его части, их местоположение на рисунке, не совершается сам собой, путем спонтанного вызревания изобразительных способностей ребенка или совершенствования его представлений о вещах. Этот прогресс – результат не самого возраста ребенка, но итог тех лет его жизни, которые были и временем накопления каждым из детей своего индивидуального опыта, в том числе опыта наблюдений, познания нового и его изображения.
Конечно, представления детей имеют ряд характерных особенностей, обусловленных в первую очередь неумением ребенка воспринимать предметы, поэтому детские представления, особенно о малознакомых вещах, оказываются смутными, нечеткими и хрупкими. Сохранившийся в памяти ребенка образ животного, машины быстро тускнеет, сливается, «спутывается» с образами других объектов, тем более если эти последние оказываются в чем-то сходными с первыми.
Фрагментарность (клочкообразность) детских представлений – также следствие разрозненности, «поэлементности» их восприятия. Фиксируя некоторые детали целого (например, картины), не воспринимая важнейших его составных частей и не выделяя существующие между ними связи (даже «видимые»), дети сохраняют фрагментарное представление о воспринятом. Кое-что выпадает со временем, кое-что искажается или подменяется другим достаточно знакомым, но заимствованным из другой области знаний.
Такие ошибки памяти – прямое следствие незрелости детского восприятия и неумения детей пользоваться своей памятью.
Память на мысли (понятия и суждения) нельзя отождествлять с памятью на слова. У взрослого человека слова и мысль, в них выраженная, неделимы. Вместе с тем только взрослый может выразить одни и те же мысли разными словами, т.е. он может выделить смысл и значение выражающих мысль слов как специальное содержание, подлежащее запоминанию. Дети же запоминают слова, не вдумываясь в их смысловое содержание и не умея его выделить. Поэтому и память детей существует обычно как словесно-смысловая.