Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:34, курсовая работа
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников.
Предмет исследования: формирование межличностных взаимоотношений первоклассников в процессе адаптации.
Цель исследования – выявить и исследовать влияние межличностных взаимоотношений первоклассников на процесс адаптации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений …………………...6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации первоклассников…………………………6
1.2. Особенности формирования межличностных взаимоотношений первоклассников…………………………... 11
1.3. Влияние формирования межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию …………15
Глава 2. Практическое изучение влияния межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию……………….. 21
2.1. Изучение психодиагностических методик адаптации первоклассников …………………… 21
2.2. Анализ процесса адаптации первоклассников на современном этапе ………………………….. 26
2.3. Проектирование комплекса мероприятий по формированию межличностных взаимоотношений первоклассников для успешной адаптации……………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список литературы………………………………………………………… 37
Приложения…………………………………………………………………. 39
Адаптацию чаще всего связывают с периодами кардинальной смены деятельности субъекта и его социального окружения. Поэтому всё отмеченное выше можно с полным правом перенести на процесс обучения и воспитания ребёнка в условиях образовательной среды. В контексте обсуждаемой проблемы наибольший риск представляет момент поступления ребенка в школу и период первичного уровня усвоения требований, предъявляемых новой социальной ситуацией. В этом убеждают результаты многочисленных исследований, фиксирующих в младшем школьном возрасте заметное повышение распространенности невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств в сравнении с дошкольным возрастом. Именно в первые месяцы школьного обучения начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем его успешность, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделяют следующие критерии уровней адаптации первоклассников:
Проблемы ребенка в школе чаще всего связывают с особенностями качеств личности, соответствующих уровням адаптации.
Г.М. Чуткина описывает три уровня адаптации к школьному обучению:
1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение. В данном случае присутствуют указания на сформированную произвольность, учебную мотивацию, положительное отношение к школе, развитые коммуникативные навыки.
2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации», которая определяется как образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы, поведения, конфликтных взаимоотношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Таким
образом, было выявлено, что существуют
определения адаптации, имеющие общий,
очень широкий смысл, и сводящие сущность
адаптационного процесса к явлениям одного
из множества уровней - от биохимического
до социального.
Было выявлено 2 подхода
к проблеме адаптации: с биологической
позиции и с социальной позиции. Исходя
из социальной позиции, можно отметить
5 направлений трактовки понятия «адаптация»:
бихевиористическое, интеракционистское,
когнитивное, направление А.В. Петровского
и направление А.А. Налчаджяна. Было выявлено,
что проблемы ребенка в школе чаще всего
связывают с особенностями качеств личности,
соответствующих уровням адаптации. Г.М.
Чуткина описывает три уровня адаптации
к школьному обучению: высокий уровень,
который характеризуется высокой учебной
мотивацией, положительным отношением
к школе, развитыми коммуникативными навыками;
средний уровень – это нейтральное отношение
к учебному процессу, коммуникативные
навыки развиты средне; низкий уровень
– отрицательное отношение к школе, нарушение
дисциплины, неумение заводить друзей.
Исходя из всех перечисленных показателей,
можно установить, что успешное начало
школьного обучения зависит не только
от уровня интеллектуального развития,
но и от того, насколько успешно пройдет
процесс адаптации.
взаимоотношений
первоклассников
Среди условий, играющих особую роль в благополучном или неблагополучном течении процесса адаптации, психологи отмечают следующие: характер взаимоотношений ученика и учителя; способность ребенка проявлять индивидуальность; желание и умение сотрудничать, а также особенности межличностных взаимоотношений первоклассников.
Межличностные взаимоотношения - проблема значимая во всех возрастах. Вместе с тем общепринятым является и тезис, согласно которому межличностные взаимоотношения подчиняются логике возрастного развития: в каждом возрасте они имеют определенную специфику.
В
словаре практического
Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает как способ объединения индивидов, неотъемлемый элемент их личностного развития. Этим и определяется существование общения как реальности общественных и межличностных отношений. Общение людей происходит в разнообразных реальных группах. Под группой понимается совокупность индивидов имеющих нечто общее. Существует несколько разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые [1, с.185].
Общение характеризуется как наблюдаемый процесс, в котором актуализируется и проявляется, это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.
Одним из явлений межличностных отношений выделяют взаимоотношения – личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние [4, с.71].
Можно с некоторыми оговорками принять такой факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных больших социальных и малых групп. Большую часть своей жизни человек проводит в малой группе. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать, как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно авторитетным социально-психологическим образованием [5, с.523].
Существование любой группы имеет общие закономерности:
Положение человека в группе может неоднократно меняться. Одним из существенных видов групп является коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.
Детский
коллектив - основная база накопления
детьми позитивного социального опыта.
Опыт приобретается воспитанником в семье,
через общение со сверстниками в неорганизованных
внешкольных условиях, через средства
массовой информации, чтение книг и другие
источники. Однако только в коллективе
его освоение специально планируется
и направляется педагогами-профессионалами.
Как член общества и коллектива воспитанник
вынужден принимать те правила и нормы
взаимоотношений, которые свойственны
тому или иному коллективу. Он не может
их игнорировать или пренебрегать ими
уже потому, что хочет быть принятым коллективом,
занять в нем удовлетворяющее его положение
и эффективно осуществлять свою деятельность.
Таким образом, коллектив открывает возможности
накопления опыта коллективного поведения
в позициях подчинения, активного противопоставления
и руководства. В конечном итоге это должно
привести к формированию таких социально
ценных качеств, как гражданственность,
гуманизм, инициативность, ответственность,
социальная справедливость.
М.А. Лисиной было выявлено 3 этапа формирования учебного коллектива:
Межличностные
отношения строятся на симпатиях, антипатиях,
привлекательности и
В первом классе уже можно выделить два типа межличностных отношений:
Развитие межличностных отношений в этом возрасте охватывает три сферы общения первоклассников:
Исходя из таких критериев, как глубина взаимоотношений, их функции, избирательность в выборе партнеров, Н.Н.Обозов предлагает следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения.
Рассматривая специфику межличностных отношений первоклассников, отметим, что в подавляющем большинстве случаев официальные ученические группы стихийно делятся на неформальные дружеские компании. И здесь существуют, как правило, диадические и триадные группировки неформального характера. Их «дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов: дружат с детского сада, сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием и т.д. Сознание первоклассников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности».[8, с.234]
Информация о работе Адаптация первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений