Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа
Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..
деятельностью
детей обеспечивает развитие
творческого воображения.
На основе вышесказанного мы предположили, что организация игрового
пространства
может рассматриваться как
старшего дошкольного
возраста, если педагог:
организует предметную
среду для развития игровых
замыслов детей;
создает эмоционально-
обеспечивает
руководство сюжетно-ролевой
творчества.
Для проверки гипотезы нам было необходимо провести
опытно-экспериментальную
работу.
На констатирующем этапе нам необходимо было: выявить особенности
предметно-игровой среды в группе детского сада и уровень развития игры
детей старшего дошкольного возраста; определить особенности работы
педагога по
обогащению предметно-игровой
детей.
Анализ проведенных
наблюдений за поведением
повседневной
жизни и особенно в сюжетно-
следующий вывод:
игровой уголок
оборудован по принципу
"больница", "магазин", "семья", где все атрибуты по данным темам,
большое количество
игрового оборудования сделано
руками воспитателей.
Уровень развития
игровых умений довольно
воспитателей
либеральный с элементами
же, не способствует развитию игры, инициативы, творческой активности.
Все это обеспечивает
задержку появления
перспективного
уровня развития творчества в
игре детей.
Результаты констатирующего
эксперимента подтвердили
осуществления
целенаправленной
игрового пространства
детьми старшего дошкольного
возраста.
На формирующем этапе исследования мы создали эмоционально-благоприятную
обстановку в
группе детей, которая
способностей
каждого ребенка. Для
целью развития творчества в играх детей мы улучшили предметно-игровую
среду. Для
активизации творческого
метод совместного сюжетосложения в совместной экспериментатором
игре-придумывании. Наиболее удобными для этого оказались сюжеты
волшебных сказок; непосредственно перед игрой детей экспериментатор
проводил с ними подготовительную, организационную работу, то есть он
помогал выбрать общую тему, спланировать основные сюжетные композиции,
распределить
роли.
Мы создали доверительные отношения между экспериментатором и
дошкольниками, в нашей работе отсутствовала критика в оценке
деятельности
детей, каждый предложенный
рассматривался, а с детьми, у которых низкий уровень игровых умений
организовали
индивидуальную работу.
На контрольном
этапе исследования был
активности детей,
совершенствование творческих
развитие творческого воображения и мышления, что способствует созданию
игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста. Результаты
нашего исследования позволили нам заключить, что предложение, выраженное
в гипотезе, подтвердилось.
БИБЛИОГРАФИЯ
Ананьев Б.Г,
Рыбалко Е.Ф. Особенности
–М., 1964.
Аркин Е.А. Ребенок
в дошкольные годы. – М., 1968.
Артамонова О.
Предметно-пространственная
личности // Дошкольное
воспитание. – 1995. - №4.
Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для
воспитателя детского
сада). – М.: Просвещение, 1979.
Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение,
1979.
Валлон А. Психическое
развитие ребенка. – М., 1967.
Воронова В.Я.
Творческие игры старших
1981.
Выготский Л.С.
Игра и ее роль в
Вопросы психологии.
– 1996. - №6.
Выготский Л.С.
Педагогическая психология. –М.: Педагогика,
1991.
Выготский Л.С.
Собрание сочинение. Т.4, - М., 1972.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический
очерк: Книга для учителя. –
3-е изд. – М., 1991.
Гринявичене Н.Т.
Игра и новый подход к
среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной
научно-практической
конференции). – М., 1988.
Дошкольная педагогика.
/ Под ред.В.И.Логиновой, П.П.
Просвещение, 1988.
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. –
М., 1984.
Жуковская Р.И.
Игра и ее педагогическое
Запорожец А.В.
Избранные психологические
Ивакина И.А.
Руководство творческими
дошкольников. Учебно-методическое
пособие. – Пенза, 1995.
Игра дошкольника
/ Под ред.С.Л.Новоселовой. – М.,
1989.
Игрушки и пособия для детского сада / Под ред.В.М.Изгаршевой. – М.:
Просвещение, 1987.
Краткий психологический словарь / Под ред.А.В.Петровского,
М.Я.Ярошевского.
– М., 1985.
Леонтьев А.Н.
Проблемы развития психики. –
М., 1981.
Леонтьев А.Н.
Учение о среде в
(критическое исследование)
// Вопросы психологии. – 1998. - №1.
Лидак Л. Сюжетно-ролевые
игры в развитии навыков
сверстниками // Дошкольное
воспитание. – 1990. - №7.
Менджерицкая
Д.В. Воспитателю о детской
игре. – М.: Просвещение, 1982.
Михайленко Н.Я.
Педагогические проблемы
// Дошкольное воспитание.
– 1983. - №12.
Михайленко Н.Я.,
Короткова Н. Педагогические
сюжетной игры
// Дошкольное воспитание. –1998. - №4.
Михайленко Н.Я.,
Короткова Н. Формирование
жизни // Дошкольное
воспитание. – 1989. - №8.
Михайленко Н.Я.,
Поддъяков Н.Н. Проблемы
Психолого-педагогический
аспект. – М.: Педагогика, 1987.
Мухина В.С.
Детская психология. – М., 1985.
Новоселова С.Л.
Развивающая предметно-игровая
воспитание. –
1998. - №4.
Немов Р.С. Психология.
Т. 2. – М., 2000.
Новоселова С.Л.,
Зворыгина Е.В. Игра и
детей // Дошкольное
воспитание. – 1983. - №10.
Новоселова С.Л.,
Зворыгина Е.В. Руководство
Дошкольное воспитание.
– 1981. - №4.
Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т.А.Репиной,
Р.Б.Степкиной.
– М.: Педагогика, 1990.
Одаренные дети.
/ Под ред. Г.В.Бурменской и В.М.
Прогресс, 1991.
Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова, -
М., 1980.
Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение
развивающей среды
в дошкольном учреждении. – М.,
1993.
Педагогический
словарь. Издательство
ред. И.М.Кантора.-
М., 1960.
Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца,
Б.Ф.Ломова. –
М.: Педагогика, 1983.
Психология: Словарь / Составитель Л.А.Карпенко, под общей ред.
А.В.Петровского.
– М.: Политиздат, 1990.
Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Научное издательство
«Большая российская
энциклопедия», 1999.
Руководство играми детей в дошкольном учреждении / Под ред.
М.А.Васильевой. –
М.: Просвещение, 1986.
Рубинштейн С.Л.
Избранные психологические
Советский энциклопедический
словарь. –М., 1984.
Словарь русского
языка Ожегова С.И. – М.: Русский
язык, 1986.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. / Под ред. А.В.Запорожца. – М.,
1976.
Философская энциклопедия. / Под ред.Ф.В.Константинова. – М.: Советская
энциклопедия, 1970.
Флерина Е.А.
Игра и игрушки. – М., 1973.
Эльконин Д.Б.
Детская психология, - М., 1960.
Эльконин Д.Б.
Психология игры. – М., 1978.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста