Игровое пространство дошкольников старшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа

Описание

Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом5.docx

— 91.12 Кб (Скачать документ)

 количество споров  при выборе темы игры и при  распределении ролей.

 Практически исчезло  предметное атрибутивное маркирование  роли, дети

 изменяли роли  партнеров по взаимодействию  в соответствии с целями

 развертываемых  сюжетных событий, тематика игры  значительно расширилась,

 сюжеты стали  включать до 6-7 последовательно развертывающихся  событий. 

 Инициатива в  определении сюжетных событий  исходила не только от

 исполнителя главной  роли, но и от всех участников  игры. 

 Важно отметить, что сюжет, построенный в подготовительном  периоде, не

 переносился в  последующую игру детей, а создавал  общий для всех

 участников смысловой  фон, на котором в ходе игры  возникали иные

 комбинации. В  игре дети выполняют разнообразные  действия с игрушками, с

 предметами-заместителями,  с воображаемыми предметами. 

 Ребята передают  взятую в игре роль, используя  разнообразные средства

 выразительности:  характерные движения, мимику, жесты,  интонацию. В играх

 часто стала  завязываться содержательная ролевая  беседа. 

 Таким образом,  к высшему уровню мы уже  могли отнести 60% детей данной

 группы, к среднему 30%, низшему – 10%. 

 Дети поднялись  на более высокий уровень в  развитии игровых умений. По

 сравнению с  наблюдениями на констатирующем  этапе исследования отмечалась

 заинтересованность  во взаимодействии со сверстниками, игры выглядела

 более творческой, дети стали больше использовать  в своих играх

 воображаемые  предметы, предметы – заместители  (см. приложение № ). 

 Несмотря на  то, что в результате не все  дети могли достичь высшего  для

 данного возраста  уровня развития игровых умений, положительные изменения

 произошли у  всех без исключения детей.  Следующая таблица покажет

 существенную  разницу наличия различных игровых  умений при создании

 детьми игрового  пространства на констатирующем  и контрольном этапах

 эксперимента. 

 Сравнительный  анализ уровней развития игровых  умений у детей старшего

 дошкольного возраста  на констатирующем и контрольном  этапах

 исследования. 

 ТАБЛИЦА №  1 

 Уровни Этапы  эксперимента 

 Констатирующий  эксперимент Контрольный эксперимент 

 Абсолютное число  % Абсолютное число % 

 Высокий III 3 30 6 60 

 Средний II 5 50 3 30 

 Низкий I 2 20 1 10 
 
 

 Результаты таблицы  показали, что увеличилась количество  детей,

 отнесенных нами  к высокому уровню развития  игры детей за счет того, что

 часть из них  перешла из среднего уровня  в высокий, а из низкого в

 средний. 

 У оставшихся  детей отмечались существенные  приобретения. Общение в

 совместной деятельности  способствовало налаживанию взаимоотношений  между

 детьми, усилилась  общая активность детей появился  интерес детей к новому

 как в содержании  деятельности , так и в ее организации. 

 Позиция взрослого  в совместной игровой деятельности  как равноправного

 партнера, нетрадиционные  формы организации этой деятельности,

 неформальные  отношения взрослого и детей  – все это способствовало выходу

 ребенка за  рамки стереотипов в игре и  иных формах активности. 

 Для сравнительного  анализа развития игровых умений, создания игрового

 пространства  детьми экспериментальной группы  мы взяли контрольную группу

 детей того  же возраста, с которой специальной  работы не проводилось, а

 работа велась  по действующей в этом детском  саду программе (см.

 приложение №  ). 

 Обследование  уровня развития игровых умений  производилось по тем же

 параметрам, что  и в экспериментальной группе. 

 Так, умеют  предложить тему для игры –  70%, продумывают сюжет игры –  30%,

 распределяют  роли – 30%, создают игровое  пространство – 30%. 

 Сравнительный  анализ уровней развития игровых  умений у детей старшего

 дошкольного возраста  на контрольном этапе исследования. 

 ТАБЛИЦА №2 

 Группы детей  Показатели развития игры 

 Умение предлагать  замысел игры Содержание игры  Сюжет игры Игровые

 действия Предметно-игровая  среда 

 Контрольная группа 
 
 
 
 

 Экспериментальная  группа 
 
 
 
 
 
 

 Сравнительный  анализ контрольной и экспериментальной  групп. 

 ТАБЛИЦА №3 

 Уровни Группы 

 Экспериментальная  группа Контрольная группа 

 Абсолютное число  % Абсолютное число % 

 Высокий III 6 60 3 30 

 Средний II 3 30 4 40 

 Низкий I 1 10 3 30 
 
 

 Результаты таблиц  показывают, что уровень развития  игровых умений у

 детей экспериментальной  группы выше, чем у детей контрольной  группы. 

 Таким образом,  подтвердились наши предположения  о том, что развитие игры

 детей старшего  дошкольного возраста зависит  от правильного создания

 игрового пространства, то есть необходимость обогащения

 предметно-игровой  среды группы детского сада  для самостоятельной

 творческой деятельности  в сюжетно-ролевой игре, при ее  доступности детям

 и предоставление  им выбора для ее использования  при создании игрового

 пространства  детьми и организация совместной  деятельности взрослого с

 ребенком при  использовании данной среды. 

 Совершенствование  творческих навыков и умений  детей данной группы,

 развитие творческого  воображения и мышления, что способствует

 организации игрового  пространства, мы считаем важным  достижением нашей

 работы. 

 Проведение экспериментальной  части нашего исследования позволило

 последовательно  решить ряд задач на разных  этапах нашего исследования. 

 Положительным  результатом нашей работы стало  повышение общего уровня

 активности и  творчества в игровой деятельности  детей. 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 В теоретических  исследованиях о создании игрового  пространства детьми мы

 опирались на  теоретические положения: Л.С.Выготского, М.Я.Заикина,

 П.П.Блонского,  Е.А.Аркина, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина,  Н.Я.Михайленко,

 Д.В.Менджерицкой, А.Н.Леонтьева, А.П.Усовой, В.А.Петровского.  Это

 позволило нам  определить следующие теоретические  положения: 

1. Для нас важно  было определить. Что понимается  под игровым

 пространством.  Но данное определение объединяет  в себе такие понятия как

 среда, игра, пространство, творчество, и не раскрыв смысл  данных понятий

 нельзя говорить  о мировом пространстве. 

 Мы нашли определение  пространства в различной литературе, в которой

 пространство  определяется как промежуток  между чем-нибудь, место, где

 что-нибудь вмещается  форма сосуществования материальных  объектов и

 процессов. 

 В нашем исследовании  среда связывается с окружающими  социально-бытовыми

 общественными,  материальными и духовными условиями  существования

 ребенка. Предметная  среда выполняет ответную функцию  – она побуждает к

 игре, формирует  воображение и является как  бы материальной средой мысли

 ребенка. 

 В игре происходит  более глубокий, сложный процесс  преобразования и

 условия того, что, взято из жизни, т. е.  из окружающей ребенка среды. 

 Психологи и  педагоги (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготский,

 Е.А.Аркин и  др.) показывают, что для того, чтобы  игра состоялась,

 необходимо игровое  пространство, в котором существует  игровое действие,

 сюжет и роль. Игровое пространство характеризуется  нами на основе теории

 Л.С.Выготского  о воображении, как основе творчества. 

 Под игровым  пространством мы понимаем не  конкретное место, а

 собирательный  образ места, который создается  для игры и чаще всего

 связан со словесным  обозначением предметов. 

2. Создание игрового  пространства детьми в игре  зависит от организации

 педагогом предметно-игровой  среды. 

 Предметно-игровая  среда в современных дошкольных  учреждениях должна

 отвечать определенным  требованиям: это, прежде всего,  свобода достижения

 ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек,  места и времени игры.

 Педагог должен  обеспечить свободу действий  в условиях групповой комнаты,

 предусмотреть  ее тематический и сюжетный  поворот, найти для каждой игры

 только ей присущий  стиль игрового интерьера и  оборудования. Проведенный

 нами анализ  игрушек с точки зрения их  функции позволил дифференцировать

 их на полисюжетные, и ключевые. 

 Управление игрой  при помощи игрового материала  может оказать

 существенное  влияние на развитие творчества  в игре детей. 

 Одним из компонентов  развивающей предметно-ролевой среды  является

 общение между  взрослым и ребенком. Общение,  в отличие от предметного

 воздействия,  осуществляется с помощью разнообразных  коммуникативных

 средств: речевых,  мимических и пантомимических.  В настоящее время для

 развития творчества  большое значение имеет демократический  стиль

 общения. Именно  этот стиль позволяет установить  между ребенком и

 взрослым доверительные,  раскрепощенные отношения. 

 Для создания  игрового пространства исследователи  (Н.Я.Михайленко, Е.Л.

 Зворыгина, Д.  Б. Эльконин, С. Л. Новоселова, Н.  Т. Гринявичене и т.д.)

 рекомендуют косвенное  воспитательное воздействие, осуществляемое  через

 игрушки и другие  системы кодирования и передачи  информации от одного

 человека к  другому, косвенное воздействие  на ребенка может быть сколько

 угодно разносторонним  и длительным. Именно такое руководство  игровой

Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста