Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа
Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..
количество споров при выборе темы игры и при распределении ролей.
Практически исчезло
предметное атрибутивное
изменяли роли партнеров по взаимодействию в соответствии с целями
развертываемых
сюжетных событий, тематика
сюжеты стали
включать до 6-7 последовательно
Инициатива в определении сюжетных событий исходила не только от
исполнителя главной
роли, но и от всех участников
игры.
Важно отметить,
что сюжет, построенный в
переносился в
последующую игру детей, а
участников смысловой фон, на котором в ходе игры возникали иные
комбинации. В
игре дети выполняют
предметами-заместителями,
с воображаемыми предметами.
Ребята передают взятую в игре роль, используя разнообразные средства
выразительности: характерные движения, мимику, жесты, интонацию. В играх
часто стала
завязываться содержательная
Таким образом, к высшему уровню мы уже могли отнести 60% детей данной
группы, к среднему
30%, низшему – 10%.
Дети поднялись на более высокий уровень в развитии игровых умений. По
сравнению с
наблюдениями на
заинтересованность
во взаимодействии со
более творческой,
дети стали больше
воображаемые
предметы, предметы – заместители
(см. приложение № ).
Несмотря на то, что в результате не все дети могли достичь высшего для
данного возраста
уровня развития игровых
произошли у всех без исключения детей. Следующая таблица покажет
существенную
разницу наличия различных
детьми игрового
пространства на
эксперимента.
Сравнительный
анализ уровней развития
дошкольного возраста
на констатирующем и
исследования.
ТАБЛИЦА №
1
Уровни Этапы
эксперимента
Констатирующий
эксперимент Контрольный
Абсолютное число
% Абсолютное число %
Высокий III 3 30
6 60
Средний II 5 50 3
30
Низкий I 2 20 1 10
Результаты таблицы показали, что увеличилась количество детей,
отнесенных нами к высокому уровню развития игры детей за счет того, что
часть из них перешла из среднего уровня в высокий, а из низкого в
средний.
У оставшихся детей отмечались существенные приобретения. Общение в
совместной деятельности
способствовало налаживанию
детьми, усилилась
общая активность детей
как в содержании
деятельности , так и в ее организации.
Позиция взрослого
в совместной игровой
партнера, нетрадиционные
формы организации этой
неформальные
отношения взрослого и детей
– все это способствовало
ребенка за
рамки стереотипов в игре и
иных формах активности.
Для сравнительного
анализа развития игровых
пространства
детьми экспериментальной
детей того же возраста, с которой специальной работы не проводилось, а
работа велась по действующей в этом детском саду программе (см.
приложение №
).
Обследование
уровня развития игровых
параметрам, что
и в экспериментальной группе.
Так, умеют предложить тему для игры – 70%, продумывают сюжет игры – 30%,
распределяют
роли – 30%, создают игровое
пространство – 30%.
Сравнительный
анализ уровней развития
дошкольного возраста
на контрольном этапе
ТАБЛИЦА №2
Группы детей
Показатели развития игры
Умение предлагать замысел игры Содержание игры Сюжет игры Игровые
действия Предметно-игровая
среда
Контрольная группа
Экспериментальная
группа
Сравнительный
анализ контрольной и
ТАБЛИЦА №3
Уровни Группы
Экспериментальная
группа Контрольная группа
Абсолютное число
% Абсолютное число %
Высокий III 6 60
3 30
Средний II 3 30 4
40
Низкий I 1 10 3 30
Результаты таблиц показывают, что уровень развития игровых умений у
детей экспериментальной
группы выше, чем у детей контрольной
группы.
Таким образом,
подтвердились наши
детей старшего дошкольного возраста зависит от правильного создания
игрового пространства,
то есть необходимость
предметно-игровой среды группы детского сада для самостоятельной
творческой деятельности в сюжетно-ролевой игре, при ее доступности детям
и предоставление
им выбора для ее
пространства
детьми и организация
ребенком при
использовании данной среды.
Совершенствование творческих навыков и умений детей данной группы,
развитие творческого воображения и мышления, что способствует
организации игрового пространства, мы считаем важным достижением нашей
работы.
Проведение экспериментальной
части нашего исследования
последовательно
решить ряд задач на разных
этапах нашего исследования.
Положительным
результатом нашей работы
активности и
творчества в игровой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В теоретических
исследованиях о создании
опирались на
теоретические положения: Л.С.
П.П.Блонского, Е.А.Аркина, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Н.Я.Михайленко,
Д.В.Менджерицкой, А.Н.Леонтьева, А.П.Усовой, В.А.Петровского. Это
позволило нам
определить следующие
1. Для нас важно было определить. Что понимается под игровым
пространством.
Но данное определение
среда, игра, пространство, творчество, и не раскрыв смысл данных понятий
нельзя говорить
о мировом пространстве.
Мы нашли определение
пространства в различной
пространство определяется как промежуток между чем-нибудь, место, где
что-нибудь вмещается
форма сосуществования
процессов.
В нашем исследовании
среда связывается с
общественными,
материальными и духовными
ребенка. Предметная
среда выполняет ответную
игре, формирует воображение и является как бы материальной средой мысли
ребенка.
В игре происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и
условия того,
что, взято из жизни, т. е.
из окружающей ребенка среды.
Психологи и педагоги (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготский,
Е.А.Аркин и др.) показывают, что для того, чтобы игра состоялась,
необходимо игровое пространство, в котором существует игровое действие,
сюжет и роль.
Игровое пространство
Л.С.Выготского
о воображении, как основе
Под игровым пространством мы понимаем не конкретное место, а
собирательный
образ места, который
связан со словесным
обозначением предметов.
2. Создание игрового пространства детьми в игре зависит от организации
педагогом предметно-игровой
среды.
Предметно-игровая
среда в современных
отвечать определенным
требованиям: это, прежде
ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.
Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты,
предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры
только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Проведенный
нами анализ
игрушек с точки зрения их
функции позволил
их на полисюжетные,
и ключевые.
Управление игрой при помощи игрового материала может оказать
существенное
влияние на развитие
Одним из компонентов
развивающей предметно-ролевой
общение между взрослым и ребенком. Общение, в отличие от предметного
воздействия,
осуществляется с помощью
средств: речевых, мимических и пантомимических. В настоящее время для
развития творчества
большое значение имеет
общения. Именно
этот стиль позволяет
взрослым доверительные,
раскрепощенные отношения.
Для создания
игрового пространства
Зворыгина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Новоселова, Н. Т. Гринявичене и т.д.)
рекомендуют косвенное
воспитательное воздействие,
игрушки и другие
системы кодирования и
человека к
другому, косвенное
угодно разносторонним и длительным. Именно такое руководство игровой
Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста