Имидж как социально-психологическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание

Понятие «имидж» стало предметом повышенного общественного внимания в конце 80-х годов в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества. Причем это понятие рассматривалось как средство манипулирования массовым сознанием.

Содержание

Введение

1. Понятие «имидж», его виды

1.1. Понятие «имидж», его содержание
3
1.2. Виды имиджа
6
2. Понятие «имидж формирующая информация», формирование имиджа человека

2.1 Виды имидж формирующей информации
7
2.2 Каналы имидж формирующей информации, стратегии формирования имиджа
8
2.3 Принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджа человека
9
Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

психичка... - копия.docx

— 42.83 Кб (Скачать документ)

Ядро  имиджа должно соответствовать ожиданиям  людей. Структуру ядра первичного имиджа образуют:

– внешняя (поведенческая) направленность личности;

– внутренняя ориентация личности;

 

– иерархия временных «Я» личности.

 

Внешняя направленность личности бывает трех типов: направленность на конкретные результаты предметной деятельности; направленность на общение; направленность на завоевание авторитета.

Внутренняя  ориентация личности – это ориентация на доминирующие способности, реализуя которые конкретный человек достигает  поставленных целей. Одни достигают их благодаря интеллектуальным, другие – эмоциональным, третьи – волевым качествам.

Иерархия  временных «Я» личности – это  комплекс: «Прошлое Я», «Реальное Я», «Будущее Я». В зависимости от доминирования  того или иного «Я» в сознании лидера, его стремления будут направлены в будущее или в прошлое. У  лидера не может доминировать «Реальное  Я», так как это обречет его  на пассивность.

А. Н. Жмыриков исходит из того, что  имидж – это многофакторный феномен, поскольку, с одной стороны, и  воздействие на человека многообразно, а с другой – человек оперирует  многослойными структурами, каждая из которых занимает в его восприятии свое место. Человека можно представить  как сумму его социальных характеристик: место рождения; принадлежность к  определенному классу; образование; достаток, а также прошлое, семья, хобби и пр. Все это, так сказать, информационные ячейки. И главное  правило для имиджмейкера: обязательно  заполнять эти информационные ячейки, иначе они будут заполнены  массовым сознанием. Вот почему имидж  формируется в соответствии с  требованиями массовой коммуникации и  в соответствии с тем, что окружающие считают важным, например, авторитет, профессионализм.

Ряд исследователей выделяют индивидуальный имидж и профессиональный. Первый определяется тем, насколько он соответствует  внутреннему миру индивида.

В зависимости от факторов, образующих имидж, выделяют габитарный, овеществленный, вербальный, кинетический и средовый имидж .

Таким образом, существует ни одна классификация  видов имиджа, это обусловлено  прежде всего различиями научных  позиций, на которых стоят ученые в исследовании феномена имиджа, а  также различными подходами к  классификациям.

 

2. Понятие «имидж формирующая  информация»

 

2.1 Виды имидж формирующей информации

 

Имидж человека формируется на основе имидж  формирующей информации. Однако возможен такой вариант формирования имиджа, когда имидж формирующая информация отсутствует (речь идет об априорном  мнении).

По  характеру получения другими  людьми выделяют такие виды имидж  формирующей информации: косвенная  и прямая .

Косвенная имидж формирующая информация –  это та информация о вас, которую  человек получает, что называется, через третьи руки, т. е. когда человек  создает о вас мнение на основе высказываний о вас других людей.

Прямая  имидж формирующая информация –  это та, которую человек получает при непосредственном контакте с  вами. Как правило, это информация:

а) об особенностях вашей психики (например, о Вашем характере, темпераменте, интеллекте, а также о Ваших установках, мировоззренческих и иных позициях и т. п.);

б) о вашей внешности – макияже, прическе, одежде и т. п.

 

2.2 Каналы имидж формирующей  информации, стратегия формирования  имиджа

 

Имидж создается  на основе исходящей от человека имидж  формирующей информации.

Имидж формирующая  информация может посылаться двумя  способами:

а)вполне осознанно, преднамеренно, обдуманно, сознательно;

б)непроизвольно, невольно, автоматически, подсознательно.

Имидж формирующая информация, исходящая  от человека, воспринимается другими  людьми тоже двумя способами:

а) вполне осознанно, преднамеренно, обдуманно, сознательно;

б) помимо своей  воли, непроизвольно, подсознательно.

В процессе формирования вашего имиджа у людей, с которыми вы общаетесь, они могут знать, почему формируется  именно такой ваш имидж (т.е. они  воспринимают Вашу имидж формирующую  информацию осознанно), а могут и  не знать (т.е. они воспринимают вашу имидж формирующую информацию неосознанно). В последнем случае они либо говорят, что не знают, почему у вас такой  имидж («чем-то он мне нравится, а  чем – не знаю»), либо ссылаются  на свою интуицию, либо просто придумывают, почему вы им нравитесь или не нравитесь.

Возможны  четыре варианта передвижения имидж  формирующей информации от вас к  другим людям, или четыре канала ее перемещения:

- из вашего сознания – в их сознание;

- из вашего сознания – в их подсознание;

- из вашего подсознания – в их сознание;

- из вашего подсознания – в их подсознание .

Первый  канал (сознание – сознание) будет иметь место, когда вы абсолютно осознанно направляете человеку информацию о себе («Знайте, я хороший человек, а другой человек в это же время вполне осознанно воспринимает («Так, он говорит, что он хороший человек. Посмотрим»). Иначе говоря, оба человека думают об этой информации.

Второй  канал (сознание – подсознание) – это когда вы вполне осознанно посылаете человеку о себе информацию, а он, что называется, «пропускает ее мимо ушей», не обращает на нее внимания, и тогда эта информация уходит в его подсознание.

Третий  канал (подсознание – сознание) – это когда от вас исходит имиджформирующая информация помимо вашей воли (вы, не задумываясь, надели на эту встречу такой-то костюм, или вы, не задумываясь, жестикулируете руками, разговаривая с собеседником), а ваш собеседник не просто воспринимает эту информацию своими органами чувств (зрением, слухом), но и осознает ее, т. е. думает над ней («надо же, какой у него костюм-то!» или: «Интересно, а что это он все время руками теребит?»).

Четвертый канал (подсознание – подсознание) – это когда от вас исходит имидж формирующая информация помимо вашей воли, а ваш собеседник хотя своими органами чувств и воспринимает ее, но не обращает на нее внимания, не думает о ней, не осознает ее; и тогда эта информация, минуя его сознание, оказывается в его подсознании.

Исходя  из вышеизложенного, удачная стратегия  формирования собственного имиджа определяется правильным выбором канала перемещения  Вашей имидж формирующей информации от вас к другим людям.

А чтобы сделать правильный выбор, надо прежде всего ответить на вопрос: какой информации люди доверяют больше – той, которую человек посылает им преднамеренно, или той, что исходит  от него помимо его воли?

Исследования, проведенные в этой области, показали, что большинство людей выбирают следующий ответ: если от решения  зависит их собственное благополучие, большинство все-таки больше доверяют своей интуиции, т. е. своему подсознанию.

 

Это вполне оправданно, поскольку подсознание  «улавливает» значительно больше информации, чем сознание. Аргумент: в подсознание  поступает информация не только из внешнего мира, но и та, что уже  находилась в сознании данного человека.

Если  вернуться к каналам перемещения  имидж формирующей информации, то окажется, что наиболее удачным будет  четвертый канал перемещения  имидж формирующей информации, так  как при движении по этому каналу она воспринимается только подсознанием, и мнение формируется на основе «интуиции», т. е. на основе подсознательной информации. А поскольку многие люди больше доверяют своей интуиции, чем рациональной информации, то и мнение скорее сформируется на основе подсознательно воспринятой  информации, чем той, которая уже  в сознании.

В ходе многочисленных исследований было установлено, что подсознание управляет  поведением человека чаще, чем сознание. Такой вывод был сделан на основании  того факта, что в обычной жизни  больше обычных (типичных, стандартных) ситуаций, в связи с чем поведение  человека – это в большей мере реализация «алгоритмов», «навыков», «шаблонов», т. е. подсознательных программ. В  своем поведении мы переходим  на «ручное управление» (сознательные программы) только тогда, когда возникают  нестандартные ситуации. Отсюда следует  еще один вывод: воздействуя на людей  с целью вызвать у них определенные поведенческие акты в отношении  себя, необходимо в большей мере воздействовать на их подсознание, чем  на их сознание.

 

2.3 Принципы и технологии формирования  индивидуального и профессионального  имиджей человека.

 

На  сегодняшний день наиболее активно  ученые занимаются разработкой принципов  и технологий формирования индивидуального  имиджа человека. Рассмотрим психологические  принципы и технологии формирования индивидуального имиджа.

В основу формирования индивидуального  имиджа могут быть положены следующие  принципы:

 

–  принцип  повторения;

–  принцип  непрерывного усиления воздействия;

–  принцип  «двойного вызова»

 

Использование принципа повторения – это учет того, что хорошо запоминается информация, которая повторяется. Людям требуется  время, чтобы сделать воспринятое  сообщение своим, а многократное повторение способствует этому.

Использование принципа непрерывного усиления воздействия  – это наращивание аргументов или эмоционального обращения: «Это только для вас!» или «Все –для вас!» и т. п. Постепенное наращивание  воздействия воспринимается лучше, чем взрывное, так как сенсорный  аппарат противится всплескам информации.

Использование принципа «двойного вызова» основано на том, что сообщение воспринимается не только разумом, но и подсознанием.

Все мы мыслим словами и образами. Слова  возвращают нас к картинам, ощущениям  и звукам, входящим в наш жизненный  опыт. Но поскольку опыт у всех разный, то и обращенные к нам слова  мы понимаем в чем-то по-разному.

Каждый  человек при взаимодействии с  окружающим миром, во-первых, предъявляет  нечто своему сознанию. Этот процесс  называется репрезентацией. Во-вторых, человек предъявляет собственные  мысли другим людям. Этот процесс  называется презентацией. Но прежде чем  предъявить информацию другому, ее необходимо осмыслить, следовательно, репрезентация  предшествует презентации.

 

Существует  несколько каналов презентации  – репрезентативные системы. Получая  какую-либо информацию, человек формирует  ее образ. При этом он использует сходные  образы, хранящиеся в его памяти. Но чтобы найти сходный образ, человек использует наиболее развитую у него систему анализаторов. У  одного это зрительная система, у  другого – слуховая, у третьего – обонятельная, у четвертого –  вкусовая, у пятого – тактильная.

После того, как поступающая информация сравнена с имеющейся в памяти, возникает образ «ответа». Он представляется для оценки своему сознанию. Канал, по которому осуществляется непосредственная доставка образа из бессознательного в сознание, называется предпочитаемой репрезентативной системой. О том, какова основная характеристика (модальность) этой системы, можно судить по предикатам – словам, несущим основную смысловую нагрузку. Эти слова, как правило, выделяются говорящим (ударением, паузами, повторениями).

Оценивание  образа ответа, подготовленного бессознательным, осуществляется в том канале информации, который содержит больше образов  личностно значимых ценностей. Поскольку  же сам процесс оценивания бессознательного не осознается, то о его модальности  можно судить по неосознаваемым действиям  наблюдаемого (по отведенному взгляду, дыханию, изменению позы и т. п.).

Восприятие  имиджа может быть представлено как  сочетание деятельности ведущей  предпочитаемой и референтной систем получения и анализа информации. Знание стратегий восприятия позволяет  применять специальные приемы управляющего воздействия на процесс анализа  информации при предъявлении имиджа.

Говоря  об имидже, нельзя не рассмотреть и  такой вопрос: «На чем зиждется человеческая способность к восприятию?»  Она базируется на обыденном сознании, которое вместе с теоретическим  сознанием обеспечивает наше познание чего-либо, но уровень развития теоретического сознания во многом зависит от уровня развития подсознания, а посредниками между ними служит обыденное сознание. Если теоретическое сознание приобретается, то обыденное во многом биологически задано. Главенствуют в нем эмоции и чувства. Поэтому оно так  рефлексивно. Его-то и можно назвать  опорой восприятия чьего-либо имиджа.

Пользуясь обыденным сознанием, люди соображают так, как это у них получается: им легче понимать то, что не требует  знания законов логики и научных  знаний.

 

Обыденное сознание обычно и формирует представления  о чьем-либо имидже. Имидж выступает  как символ, как информационный сигнал. И как сигнал (зрительный, слуховой) его прежде всего принимают низшие этажи психики, вызывая простейшие эмоции.

Формируя  имидж, необходимо помнить и о  таком феномене, как эмоциональная  память. В ней есть генетическая информация, которая чрезвычайно  статична, так как состоит из зрительных и звуковых символов. И тот, кто  заложил в эмоциональную память окружающих свой привлекательный образ, тот затем легко закрепляет первое о себе представление.

Существует  несколько технологий формирования притягательного индивидуального  имиджа в соответствии с конкретными  задачами, которые необходимо решать.

 

В. М. Шепель в процессе создания имиджа выделяет шесть этапов:

 

1. подтверждение  стартовых условий освоения технологии;

2. «строительство  внешности»;

3. «коммуникативная  механика»;

 

4. «флюидное  излучение»;

<

Информация о работе Имидж как социально-психологическое явление