Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:13, контрольная работа

Описание

МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» - РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА

Назначение: Позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростка

Инструкция:

«Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

Содержание

I.Диагностика детей и подростков.

А. Опросники

1. Детско-родительские отношения подростков.

Б. Проективные методики

1. Тест Рисунок семьи

2.Семья Животных.

3.Интервью Волшебный мир

4.Завершение предложения Методика детская (Вариант В. Михала.)

5.Метод незаконченные предложения (Сакс и Леви)

6.Методика Рене жиля.

II.Методики для диагностики родителей

А.Тесты, Опрсоники

1. Опросник «Сознательное родительство»

2.Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР)

3.Тест Родительского отношения (Варга, Столин)

4.Методика PARI.

5.Анализ семейных отношений (АСВ)

Б. Проективные методики

1. Модифицированная методика «Родительское сочинение» О. А. Карабановой

III.Диагностика семейных отношений

А. Тесты, Опросники:

1.Опросник установок к сексу Айзенка.

2.Тест на удовлетворенность браком

3.Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии.

4.Семейная срциограмма.

Работа состоит из  1 файл

игры семейных отношений.doc

— 1.16 Мб (Скачать документ)

7. Обязательность, точность, совестливость. Об обязательности мы говорим тогда, когда в чем-то можем положиться на человека, он даже в наше отсутствие выполнит свое обещание. Под точностью мы понимаем такую установку или поведение, которое направлено на возможно более безошибочное, безукоризненное выполнение работы. О совестливости говорим, когда любая деятельность выполняется в соответствии с внутренними требованиями точности, добросовестности и корректности.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов— принципиальность, совершенность, скрупулезность, расчетливость, обстоятельность.

5-3 балла—  неточность, необязательность, небрежность,  сегодня одно — завтра другое, смотреть сквозь пальцы на  допущенную неточность. 

8. Бережливость. Под бережливостью мы понимаем экономное обращение с деньгами и вещами.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — скупость, ничем не гнушаться,  отказывать себе во всем, считать  каждую копейку.

5-3 балла  — расточительство, разбрасывать  деньги пригоршнями, широта натуры. 

9. Послушание. Под послушанием мы понимаем следование просьбам, поручениям, приказам внешнего авторитета (пассивное) и требование подобного поведения от других (активное).

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — слепое подражание, драконовская  строгость, преданность авторитету, подчинять своей воле.

5-3 балла  — непослушание, упрямство, бунт, антиавторитарный. 

10. Справедливость. Под справедливостью мы понимаем поведение, которое руководствуется больше разумными рассуждениями, чем личными привязанностями и склонностями.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — жажда справедливости, сверхчувствительность,  суровая справедливость.

5-3 балла  — несправедливость, предпочтение. 

11. Верность. Под верностью мы понимаем достаточно длительное следование "само собой разумеющимся" (ср. Hofstatter, 1966, S. 57) подсознательным или осознанным нормам и концепциям, первично — в сексуальной, вторично — в других сферах жизни.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  —ригидность, закоренелость, упрямство,  держаться за унаследованное, не  сгибаться, непоколебимый, неопровержимый, "пока смерть не разлучит нас!"

5-3 балла  — неверность, колеблющийся, как  флюгер на ветру, "навострить  лыжи". 

12. Терпение. Терпение означает способность ждать, отсрочивать исполнение желаний, а также поддерживать в себе и других развитие способности, несмотря на сомнения и ожидания.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — терпение, умение ждать, оставлять  время. 5-3 балла — нетерпеливость, агрессивность, оказывать давление  на кого-либо, не хотеть ждать,  критиковать, придираться. 

13. Время. Под временем мы понимаем способность уделять себе и другим достаточное количество времени, оказывать другим достаточное внимание и разрешать кое-что себе самому.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — уделять время себе (другим), чувство времени, упорядоченное распределение времени.

5-3 балла  — перегрузки, стресс, время —  деньги. 

14. Контакты. Под контактами мы понимаем способность посвящать себя другим людям, даже если они проявляют другие актуальные способности, и поэтому не считаться с одобрением.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — поиск общения, связь, близость, привязанность, отношения, интимность.

5-3 балла  — застенчивость, робость, скромность, стесненность, неуверенность, напряженность. 

15. Доверие. Под доверием мы понимаем способность принимать себя или других людей в их неповторимости такими, как они есть. Доверие — это позитивная установка по отношению к отдельным способам поведения, которыми обладает человек или которые от него ожидаются.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — доверительный, доверчивый, наивный. 5-3 балла— недоверие, подозрительность, подозрение, подчинение, ревность, комплекс неполноценности, недоверие к себе. 

16. Надежда. Надежда — это способность признавать будущие возможности для развития и, таким образом, делать успехи настоящего дня относительными.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — оптимизм, розовые очки, ориентация  на будущее.

5-3 балла  — сомнение, разочарование, безнадежность,  бессмысленность. 

17. Сексуальность —  нежность. Под сексуальностью и нежностью мы понимаем отношение к физическому контакту, к стимуляции эрогенных зон у себя самого и у других людей.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — принимающий и дарящий физические  контакты, зависимый.

5-3 балла  — страх прикосновения, зажатость,  холодность, защищающийся. 

18. Любовь. Любовь понимается как эмоциональное отношение, которое независимо от принятых или имеющихся качеств и образа поведения другого человека характеризует принятие его как личности. К ряду объектов она может подходить с различной градацией: например, можно принимать человека независимо от того, пунктуален он или непунктуален, опрятен или нет, порядочен или непорядочен и т.д., если это чувство может быть отвергнуто. Любовь (принятие) и отвержение (до ненависти) содержательно связаны, таким образом, в этом опроснике с вторичными (шкалы 1-11) и первичными способностями (шкалы 12-17 и 19) другого человека.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — принимающий, лично заинтересованный, балующий, попустительствующий.

5-3 балла  — отвержение, холодность, бесчувственность, горечь, равнодушие, наказание, разочарование, пессимизм, ненависть, требовательность. 

19. Вера, религия, церковь. Под верой мы понимаем способность устанавливать отношения с неизведанным в самом себе, в окружающем мире и неземном (Бог), а также интересоваться вопросом о смысле жизни. Религия является —нередко связанная с изысканными обрядами и ритуалами—формой выражения веры. Церковь является институтом, объединяющим приверженцев одной религии, собирающим их вместе.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов — вера, вопросы "откуда?" и "куда?", фанатичность.

5-3 балла—  неверие, "Я верю только тому, что вижу", отвержение церкви, индифферентность, табу. 

20. Тело — ощущения. На первом плане стоит ощущение тело — Я. Как переживаются различные ощущения и информация из окружающей среды? Что человек делает со своим телом и для своего тела?

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — психосоматические нарушения,  неактивность, "бегство" в свое  тело.

5-3 балла  — активность, тренировки и занятия  спортом, походы, расслабление и т.д. 

21. Деятельность. Вид и способ продления норм деятельности, как они включены в концепцию Я, как на них влияют проблемы.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — попытки решения проблемы  при помощи активной деятельности (например, убирать, чистить, углубиться в учебу...) с сознательным или бессознательным намерением "забыть" таким образом проблемы; акцентирование "логического" мышления, бегство в работу.

5-3 балла  — с одной стороны, способность  избегать требования достижений; с другой стороны, отказ от требуемых достижений, "бегство" в бездеятельность. 

22. Контакты. Способность устанавливать и поддерживать отношения при возникновении проблем.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — способы поведения, с помощью  которых проблемы решаются "бегством" в общение.

5-3 балла  — "бегство" в одиночество.  

23. Фантазии — будущее. Интуитивное суждение, творчество как средство решения проблем, "бегство" в фантазии.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — попытки решить проблемы  при помощи творческого подхода.

5-3 балла — погружение в "негативные" (продуцирующие проблемы) мысли и концепции в самовоспитании как способ решения проблем.

24-27. В  шкалах 24-27 спрашивается об отношениях  пациента в детстве и юношестве  к своим родным и близким,  как он их сегодня воспринимает  — переживает. 

24. Я. Отношение к  родителям (воспитателям), братьям и сестрам.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — в сегодняшнем восприятии  пациента скорее позитивные, теплые  отношения, возможно, даже гиперопека.

5-3 балла—скорее  холодность, отвержение, индифферентность. 

25. Ты. Отношения между родителями.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — скорее позитивные, внимательные, преодолевающие проблемы.

5-3 балла  — скорее негативные, холодные, близкие  к скандалу, иногда переживались  как скрывающие проблемы.

26. Мы. Отношение родителей к окружающему миру.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов—открытое,  терпимое, сердечное, общительность. 5-3 балла — cкорее замкнутость,  нетерпимость, защита, необщительность. 

27. Пра-мы. Отношение родителей к вопросам мировоззрения, религии, смысла и к будущему.

Полюса  и их синонимы:

12-10 баллов  — скорее оптимистическое, обнадеживающее, мотивирующее, обязывающее, возможно, даже фанатичное в некоторых  вопросах.

5-3 балла  — скорее пессимистичный, защитный, вытесняющий, индифферентный настрой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Семейная  социограмма.

 Назначение  методики.

 Методика  относится к рисуночным проективным  методикам. Она позволяет выявить  положение субъекта в системе  межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

 Испытуемым  дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.

 Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

 Интерпретация результатов.

 Критерии, по которым производится оценка результатов  психодиагностики:

  • число членов семьи, попавших в площадь круга;
  • величина кружков;
  • расположение кружков относительно друг друга;
  • дистанция между ними.

 Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Информация о работе Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений