Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:47, дипломная работа
Цель исследования: выявить эмоциональные комплексы у детей и осуществить их психологическую коррекцию.
Гипотеза: использование рисунка в коррекционных целях позволяет снизить показатели негативного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: негативные эмоциональные комплексы.
Предмет исследования: коррекция негативных эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1 Проанализировать понятие «эмоциональные комплексы», определить психологические особенности эмоциональных комплексов.
2 Изучить особенности эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста и возможности их коррекции посредству рисования
3 Провести экспериментальное исследование эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4 Предложить рекомендации по коррекции эмоциональных комплексов у детей.
Методы исследования:
1 Теоретический анализ литературы по теме исследования.
2 Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
3 Методы обработки данных (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
Работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения.
База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 32 в группах старшего возраста. Общее количество испытуемых: 40 детей, из них 24девочки, 16 мальчиков.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения и коррекции эмоциональных комплексов в контексте дошкольного и младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие «эмоции» в различных концепциях 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 17
1.3 Причины возникновения негативных эмоций в детском возрасте 21
1.4 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего 24
школьного возраста. 24
1.5 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в 27
дошкольном возрасте 27
2 Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений у детей 39
2.1 Методы и построение исследования. 39
2.2 Постэкспериментальная диагностика эмоциональных нарушений у
детей 46
2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у детей 49
Заключение 54
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Список сокращений 61
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В 69
Приложение Г 70
Приложение Д 71
К
положительным эмоциональным
Отрицательные эмоциональные переживания: неудовольствие, горе (скорбь), тоска, печаль (грусть), уныние, скука, отчаяние, огорчение, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, досада, обида, гнев, ярость, презрение, возмущение (негодование), неприязнь, зависть, злоба, ненависть, злость, ревность, неуверенность (сомнение), недоверие, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, нетерпение, горечь, отвращение, омерзение.
Выделяют так же фундаментальные эмоции, которые имеют специфическое внутренне содержание, внешне выражаются особыми мнемическими и нервно-мышечными средствами, обладает особым субъективным (личностным) переживанием, имеют врожденный характер, хотя каждая культура обладает своими собственными правилами проявления этих эмоций (эти правила могут требовать подавления или маскировки одних эмоциональных выражений и, наоборот, частого проявления других - например, японцы должны улыбаться переживая горе).
К
фундаментальным эмоциям
Форма эмоционального процесса зависит от особенностей вызвавшего ее сигнального раздражителя. Специфически адресованными могут быть все сигналы, связанные с определенными потребностями, например, пищевой, сексуальной, дыхания. В случае очень сильных воздействий раздражителей возникает боль, отвращение, пресыщение.
Важно различать эмоции и по продолжительности. Так, выделяют кратковременные эмоциональные состояния (волнения, аффекты) и более продолжительные, устойчивые настроения.
Эмоции называются фундаментальными, если они имеют специфический внутренне детерминированный нервный субстрат, внешне выражаются особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладают особыми субъективными переживаниями – феноменологическим качеством.
Фундаментальные эмоции являются важными в жизни индивида, но изолированно, без взаимосвязи с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень короткого периода времени – до того, как активизируются другие эмоции. Среди фундаментальных эмоций выделяют: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Две или несколько фундаментальных эмоций при стабильном проявлении могут определять эмоциональную черту личности. Развитие подобных эмоциональных черт напрямую зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни. Исследователи выделяли следующие эмоциональные черты: тревожность, депрессия, любовь, враждебность.
Тревожность является комплексом фундаментальных эмоций, который объединяет страх, горе, гнев, стыд, иногда появляются интерес-возбуждение.
Депрессия – эмоциональная черта, в которой нашли отражение такие Негативные эмоции как горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вина и робость. При этом гнев, отвращение и презрение могут относиться к самому себе как проявление внутренней направленной враждебности и к другим (внешне направленной враждебности). Важными компонентами депрессии являются и снижение кинетических функций, нарушение общего самочувствия, проявление вегетативных нарушений, депрессии, но и обладающие мотивационными качествами для развития депрессии.
В
процессе профессиональной деятельности
на личность специалиста большое
влияние оказывают его
Эмоциональные состояния в меньшей степени обусловливаются обстоятельствами текущей ситуации и в большей степени –факторами социально-психологического уровня личности. Личностными факторами выступают: потребности, цели, активность и адаптивность в окружающей среде и ситуации; ценностные ориентации, установки, возрастные кризисы (отношение к жизненной ситуации, готовность личности к преодолению препятствий, удовлетворенность самореализацией). При этом отношение человека к самому себе, специфика внутренней жизни личности, особенности ее внутреннего мира имеют решающее значение.
Для
психических эмоциональных
Эмоции имеют адаптивную функцию, они связаны с потребностями человека, выполняют функции оценки и побуждения, в них представлено соответствие поведения человека и испытываемых им воздействий его основным потребностям, интересам и ценностям. В эмоциях представлено целостное отношение человека к миру, они тесно связаны с центральными личностными образованиями, самосознанием и личностной идентичностью, представляют собой основную мотивационную систему человека, в них представлены личностные смыслы. Эмоциональность признается ключевым фактором, обусловливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект.
Поэтому
эмоциональные реакции и
В области психологии эмоций за последние 20 лет получено столько новых фактов и осуществлено столько новых теоретических разработок, что, как отмечает К.Изард5, С полным правом можно говорить о перевороте в этой сфере. И если мотивирующая роль эмоций попрежнему не подвергается сомнению (и, более того, подтверждена новыми данными), то представления о дезорганизующей и дезадаптивной функции эмоций сменились представлениями об эмоциях как об одном из основных адаптивных механизмов. Так, К. Изард утверждает: «Фундаментальный принцип человеческого поведения заключается в том, что эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие6»; все эмоции, – говорит он, обладают адаптивными функциями, развивающимися в ходе эволюции. Рассмотрим основные функции и характеристики эмоций в современном их понимании. Прежде всего, следует отметить когнитивно-оценочную функцию эмоций. Как указывает В.К. Вилюнас, «независимо от того, как в истории психологической мысли трактовались эмоциональные явления за ними всегда признавалась способность оценивать, хотя существовали различные точки зрения о том, что именно (вещи, действия, внутренние отношения; их полезность, достоинство или гармонию) и как именно (сознательно – бессознательно, абсолютно – относительно) оценивают эмоции. Такое же положение сохраняется и в психологических теориях эмоций XX в. В советской литературе способность эмоций оценивать отражаемые явления подчеркивается П.К. Анохиным (1964), П.В. Симоновым (1966), С.Х. Рапопортом (1968), А.Н. Леонтьевым (1971) и рядом других авторов.
С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что в эмоции представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения (или того, что с ним происходит) его потребностям. «Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания7».
Существенное внимание разные авторы уделяют социальной обусловленности эмоций. Социально-культурный подход рассматривает социальную регуляцию эмоций через нормативные спецификации (на свадьбе следует быть счастливым, на похоронах – грустным и т.д.). С этой точки зрения «культура может так регулировать эмоции, что они становятся не тем, чем были вначале... Культурное давление толкает эмоции в направлениях, в которых они ни в коем случае не пошли бы...». Культура указывает, какие чувства подходят к ситуации, и предусматривает санкции за не предписанные чувства.
Таким образом, эмоции помогают осуществлять социальный контроль. К.Изард, описывая социализацию различных эмоций, отмечает, что одним из наиболее часто применяемых родителями способов является использование одной эмоции для воздействия на другую (например, смягчение страха обращением к стыду). То, каким образом социализируются эмоции, играет очень большую роль в личностном развитии ребенка. Так, рассматривая социализацию интереса, К.Изард отмечает: «...если родители позволяют и поощряют игру и исследование, интерес может развиваться. Если же озабоченность родителей собственными нуждами делает их нетерпеливыми к мотивируемым интересом поступкам ребенка, его любопытство и потребность исследовать будут наказываться, а вследствие этого - подавляться8». В последнее время все возрастающее внимание исследователей привлекает связь эмоций с творчеством. Особый интерес в этом отношении представляет понятие «эмоциональной креативности»; в этом подходе сама эмоция рассматривается как творческий акт. Общепринятыми критериями творческости являются новизна, эффективность и аутентичность. Эмоциональная креативность определяется как развитие эмоциональных синдромов, которые являются новыми, эффективными и аутентичными. Аутентичность эмоциональной реакции понимается как соответствие ее потребностям, ценностям и интересам субъекта.
Таким
образом, эмоции одна из важнейших сторон
психических процессов, характеризующая
переживание человеком действительности.
Эмоции выражают интегральное выражение
изменённого тонуса нервно-психической
деятельности, отражающийся на всех сторонах
психики и организма человека.
1.2
Особенности эмоциональной
сферы детей дошкольного
возраста
Ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями. В процессе развития эти реакции трансформируются в сложные эмоциональные процессы. На протяжении дошкольного детства эмоциональная сфера детей претерпевает ряд закономерных изменений, обусловленных ее усложнением и обогащением.
В
старшем дошкольном возрасте происходит
преобразование эмоциональной сферы
от непосредственного
Одним из новообразований дошкольного детства является формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания. Предпосылками для появления способности к вербализации собственных переживаний является адекватное эмоциональное развитие и соответствующий эмоциональный опыт.
После 7 лет ребенок должен быть в состоянии адекватно понять и вербализировать практически все эмоциональные состояния, выраженные в лицевой экспрессии. Индивидуальными характеристиками эмоциональной сферы детей являются:
1 Эмоциональная устойчивость
2 Эмоциональная лабильность
3 Эмотивность
4 Эмоциональный стиль
Эмоциональная устойчивость, как считает известный польский психолог Я. Рейковский, это «способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленное своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций». В основе различий детской эмоциональной устойчивости лежат особенности функционирования нервной системы, механизмов эмоциональной саморегуляции, содержание эмоционального опыта ребенка (негативного и позитивного).
Информация о работе Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста