Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:47, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить эмоциональные комплексы у детей и осуществить их психологическую коррекцию.
Гипотеза: использование рисунка в коррекционных целях позволяет снизить показатели негативного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: негативные эмоциональные комплексы.
Предмет исследования: коррекция негативных эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1 Проанализировать понятие «эмоциональные комплексы», определить психологические особенности эмоциональных комплексов.
2 Изучить особенности эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста и возможности их коррекции посредству рисования
3 Провести экспериментальное исследование эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4 Предложить рекомендации по коррекции эмоциональных комплексов у детей.
Методы исследования:
1 Теоретический анализ литературы по теме исследования.
2 Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
3 Методы обработки данных (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
Работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения.
База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 32 в группах старшего возраста. Общее количество испытуемых: 40 детей, из них 24девочки, 16 мальчиков.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения и коррекции эмоциональных комплексов в контексте дошкольного и младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие «эмоции» в различных концепциях 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 17
1.3 Причины возникновения негативных эмоций в детском возрасте 21
1.4 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего 24
школьного возраста. 24
1.5 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в 27
дошкольном возрасте 27
2 Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений у детей 39
2.1 Методы и построение исследования. 39
2.2 Постэкспериментальная диагностика эмоциональных нарушений у
детей 46
2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у детей 49
Заключение 54
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Список сокращений 61
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В 69
Приложение Г 70
Приложение Д 71

Работа состоит из  1 файл

Диплом Лада..doc

— 794.00 Кб (Скачать документ)

     Тревожность – одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

     Агрессивность свойственна многим детям. Переживания  и разочарования ребёнка, которые  взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребёнка именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительным для ребёнка решением может оказаться и физическая реакция, особенно при ограниченности ребёнка к самовыражению. Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, это пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребёнка и окружающих его взрослых.

     Физическая  агрессия может выражаться в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают их. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и ребёнок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Некоторые склонны к так называемой вербальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворённая потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Первым шагом на этом пути является попытка сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребёнка окриком, отвлечь его игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту.

     В случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить своё недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребёнку устранить учинённый им разгром.

     Вербальную  агрессию предотвратить трудно, поэтому  почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже совершился. Если обидные слова ребёнка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребёнка стоят за ними.

     Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребёнка могут его только стимулировать. Конечная цель преодоления агрессивности ребёнка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией.

     Таким образом, в жизни каждого человека бывают моменты, когда он одновременно переживает несколько эмоций, одна эмоция побуждает его делать одно, а другая диктует ему нечто противоположное. При этом человек испытывает то, что обычно называют чувствами. В действительности это эмоциональные комплексы. 

    1.5 Психологические  методы коррекции  эмоциональных нарушений  в              дошкольном возрасте  

     Значительный  этап работы с детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

     В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные.

     Коррекционная работа может проводиться 1-2 раза в неделю. На каждого ребёнка заводится дневник наблюдений, который позволяет проследить за его поведением.

     С целью коррекции, в старшем дошкольном возрасте, можно использовать изобразительное  творчество детей и игры, содержание, организация и методика проведения которых будет направлена:

     – на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности детей, на их двигательное раскрепощение;

     – на развитие у детей навыков совместной деятельности, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

     Кратко рассмотрим некоторые психологические методы коррекции:

     1 Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. К Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказкотерапия – процесс экологического воспитания детей. Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций и улучшения внутренней природы и мира вокруг. Сказкотерапия может эффективно применяться как для диагностики, так и для коррекции, поскольку она позволяет легко проникнуть сквозь психологическую защиту человека и сформировать личность способную решать свои проблемы.

     2 Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий12. В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности. Игры, направленные на развитие произвольности - умение управлять собой. Дети знакомятся с понятием «сила», «воля», хозяин своих чувств. Игры на развитие коммуникативных навыков. Они обучают умению сотрудничать, развивают вербальные и невербальные средства общения. Игры на развитие воображения и творческого мышления.

     3 Музыкотерапия. Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Все виды роковой музыки действуют угнетающе. Резко уменьшают объём памяти, внимания. В мозгу образуются вспышки, аналогичные приступам эпилепсии. Низкие звуки – стабилизируют психику. Высокие звуки – дестабилизируют психику.

     4 Телесно-ориентированная терапия.  Это методы работы с психикой, через тело. В происхождение большинства  болезней и расстройств большую  роль играет ненормально повышенное  эмоциональное и мышечное напряжение, которое является результатом нарушения гармонии между человеком и окружающим миром.

     Форма работы с детьми:

     а) мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

     б) мышечная релаксация по представлению. Дети принимают позу покоя, включается приятная музыка, воспитатель задаёт какую то картинку;

     в) саморегуляция – научить ребёнка помогать самому себе, познакомить с методами саморегуляции;

     г) дыхательные упражнения. Задачи таких упражнений: успокаивает нервную систему, гасит эмоции, избавляет от тревожных мыслей, учит ощущать и контролировать свои мысли;

     д) йоговские техники. В детском учреждении применяется адаптированный, специальный комплекс под названием «Баба Яга». Цели: Развивает умение управлять своим телом, дыханием. Освобождает от стресса или напряжения, приносит расслабление, умиротворённость, открытость к внешнему миру. Мышечная и психологическая релаксация;

     е) танцевальная терапия. Средство самовыражения. Основной акцент делается на спантанность, техника танцевальных движений не учитывается и не важна, главное здесь самовыражение. Приводит к свободе выразительности движений. Даёт заряд бодрости и энергии;

     5 Библиотерапия. Она включает в себя сочинения литературных произведений и чтение

     6 Тестопластика. Тесто – более подходящий и безопасный пластический материал для маленьких детей, которые все проверяют вкус, а также для детей с особенностями развития. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и, соответственно, «поправлять» эмоциональное самочувствие. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем

     7 «Песочная терапия» - это игровой метод, который позволяет ребенку рассказать свои проблемы, показать свои страхи, избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая естественная и любимая деятельность. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото

     8 Арт-терапия.

     Арт-терапия  возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арт-терапии относится  к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.

     Первые  попытки использовать арт-терапию  для коррекции трудности личностного  развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арт-терапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арт-терапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

     Термин  «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

     Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

     Первоначально арт-терапия возникла в контексте  теоретических идей 3. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К.Роджерса (1951) и А.Маслоу (1956). Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».

     Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия  здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

Информация о работе Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста