Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:47, дипломная работа
Цель исследования: выявить эмоциональные комплексы у детей и осуществить их психологическую коррекцию.
Гипотеза: использование рисунка в коррекционных целях позволяет снизить показатели негативного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: негативные эмоциональные комплексы.
Предмет исследования: коррекция негативных эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1 Проанализировать понятие «эмоциональные комплексы», определить психологические особенности эмоциональных комплексов.
2 Изучить особенности эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста и возможности их коррекции посредству рисования
3 Провести экспериментальное исследование эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4 Предложить рекомендации по коррекции эмоциональных комплексов у детей.
Методы исследования:
1 Теоретический анализ литературы по теме исследования.
2 Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
3 Методы обработки данных (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
Работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения.
База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 32 в группах старшего возраста. Общее количество испытуемых: 40 детей, из них 24девочки, 16 мальчиков.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения и коррекции эмоциональных комплексов в контексте дошкольного и младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие «эмоции» в различных концепциях 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 17
1.3 Причины возникновения негативных эмоций в детском возрасте 21
1.4 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего 24
школьного возраста. 24
1.5 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в 27
дошкольном возрасте 27
2 Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений у детей 39
2.1 Методы и построение исследования. 39
2.2 Постэкспериментальная диагностика эмоциональных нарушений у
детей 46
2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у детей 49
Заключение 54
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Список сокращений 61
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В 69
Приложение Г 70
Приложение Д 71
С целью проверки эффективности проводимой коррекционной работы, направленной на снижение уровня негативных эмоциональных состояний, была проведена повторная психологическая диагностика, с использованием той же методики, что и на начальном этапе, и которая позволила проследить динамику снижения тревожности у детей дошкольного возраста экспериментальной группы.
Рисунок
1 – График негативных эмоциональных состояний
до коррекции и после коррекции у детей
экспериментальной группы.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у 90% детей, посетивших наши занятия, стали заметны улучшения в эмоциональной сфере (рис. 1).
Полученные
результаты обследования детей, которые
принимали участие в
В результате проведенной коррекционной работы с детьми экспериментальной группы прослеживается положительная динамика. У 90% детей снизился показатель негативного эмоционального состояния. Можем сделать вывод о том, что коррекционные занятия, построенные на основе метода арт-терапии, являются эффективными средствами для снижения и профилактики негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
Согласно
результатам анализа литературы по теме
исследования можно сделать следующие
выводы. Эмоциональные комплексы – это
эмоции разной направленности, придающие
мотивационную окраску сигналам внешней
среды, которые активизируются одновременно.
Эмоциональные комплексы подразделяются
на детские страхи, тревожность, агрессию.
Особенности проявления эмоциональных
комплексов – это эмоционально-поведенческие
нарушения, которые предполагают коррекционную
помощь. Для успешного результата коррекционной
работы необходимо комплексное сопровождение
ребенка (педагог-психолог+родители+
Таким образом, психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность. Именно через рисунок (динамику его изменения) дошкольника и младшего школьника, можно, осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию.
Проведенная
практическая работа с детьми способствовала
также и изменению
Результаты
диагностики позволили
Средний показатель негативных эмоциональных состояний у детей в целом на начало исследования был равен 32%,а в конце–29%. Полученные результаты обследования детей, которые принимали участие в эксперименте, по методике «Пальцем окрашивания тест», говорит о пользе психокоррекционной работы в этом направлении. В результате проведенной коррекционной работы с детьми экспериментальной группы прослеживается положительная динамика. У 90% детей снизились показатели негативного эмоционального состояния. Можно сделать вывод о том, что коррекционные занятия, построенные на основе метода арт-терапии, являются эффективными средствами для снижения и профилактики негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.
Педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоциональной сферы у детей. Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению. Эффективность применения арт-терапии подтверждена методами обработки данных и качественными изменениями в поведении детей. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Таким
образом, цель исследования достигнута,
задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Глоссарий
№ п/п | Новые понятия | Содержание |
1 | Арт-терапия | терапевтический
метод, основанный на лечебном влиянии
общения в сочетании с |
2 | Гипотеза | конкретизация некоторой догадки или идеи с целью её проверки в эксперименте |
3 | Диагностика | установление
диагноза психологического - описание
состояния объектов, коими могут
выступать в различных |
4 | Изобразительная деятельность | художественно-творческая, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому |
5 | Искусство | одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком |
6 | Коррекция | процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменения в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов |
7 | Объект исследования | то, что познаётся. Объектом может быть индивид, группа людей, общность людей и т.д. |
8 | Психологическая диагностика | изучение личности детей и взрослых, психических процессов и состояний, их взаимоотношений |
9 | Рисование | творческий акт, позволяющий клиенту ощутить и понять себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражать мечты и надежды |
10 | Творчество | психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры |
11 | Тест | кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций |
12 | Чувство | одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям деятельности, отличающаяся относительной устойчивостью |
13 | Эксперимент | метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений |
14 | Эмоции | субъективные реакции животных и человека, на внутренние и внешние раздражения, появляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и т.д. |
15 | Эмоциональный комплекс | эмоции разной направленности, придающие мотивационную окраску сигналам внешней среды, которые активизируются одновременно |
Список
использованных источников
1 Бердникова, Ю. Мир ребенка [Текст] / Ю.Бердникова. - М.: Наука и техника, 2007. - 288 с. - ISBN: 5-94387-324-4.
2 Бетенски, М.К. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии [Текст]/ М.Бетенски. - - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 256 с. - ISBN: 5-04-009258-Х.
3 Венгер,
А.Л. Психологическое
4 Водинская,
М.В. Развитие творческих
5 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] Л.С.Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 668 с. - ISBN: 978-5-17-044338-3.
6 Гудман,
Р. Обсуждение и создание
7 Дилео,
Д. Детский рисунок:
8 Дружинин,
В.Н. Психология общих
9 Изард,
К.Э. Психология эмоций [Текст] / /
К.Э.Изард. Перевед. с
10 Исурина,
Г.Л. Механизмы
11 Казакова,
Т.Г. Развивайте у
12 Комарова,
Т.С. Изобразительное
13 Комарова,
Т.С. Савенков А.И. Детское
14 Копытин,
А.И, Е.Е Свистовская. Арт-
15 Копытин, А.И. Руководство по групповой арт-терапии [Текст]/ А.И.Копытин. - СПб.: Речь, 2003. - 320 с. - ISBN: 5-9268-0165-6.
16 Лебедева,
Л.Д. Энциклопедия признаков и
интерпретаций в проективном
рисовании и арт-терапии [
17 Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А.Н.Леонтьев // Психология эмоций. - М.: Психология, 1984. - С.1, 13-20, 23-28, 35-39.
18 Мадонова,
Е.Н. Арт-терапия в решении
19 Макарова,
Е.П. Преодолеть страх или
20 Олыпанникова,
А.Е. К психологической
21 Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / А.А.Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 512 с. - ISBN: 5-89144-100-4.
22 Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М.Прихожан. - М.: НПО «МОДЭК», 2006. - 304 с. - ISBN: 5-89502-089-5.
23 Психологический словарь [Текст]/ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Проспект, 2007. - 431 с. - ISBN: 5-17-023838-X
24 Савенков,
А.И. Детская одаренность.
25 Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]/ Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2000. - 304 с. - ISBN: 5-7695-0282-7.
26 Уэлсби,
К. Часть целого: арт-терапия в
школе. Исцеляющее искусство [
27 Ферс, Г.М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство [Текст] / Г.М.Ферс. - СПб.: Европейский дом, 2000. - 176 с. - ISBN: 5-94459-005-Х.
28 Яковлева,
Е.Л. Эмоциональные механизмы
личностного и творческого
29 Жигалко,
О.Н. Развитие эмоциональной
Информация о работе Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста