Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:47, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить эмоциональные комплексы у детей и осуществить их психологическую коррекцию.
Гипотеза: использование рисунка в коррекционных целях позволяет снизить показатели негативного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: негативные эмоциональные комплексы.
Предмет исследования: коррекция негативных эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1 Проанализировать понятие «эмоциональные комплексы», определить психологические особенности эмоциональных комплексов.
2 Изучить особенности эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста и возможности их коррекции посредству рисования
3 Провести экспериментальное исследование эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4 Предложить рекомендации по коррекции эмоциональных комплексов у детей.
Методы исследования:
1 Теоретический анализ литературы по теме исследования.
2 Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
3 Методы обработки данных (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
Работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения.
База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 32 в группах старшего возраста. Общее количество испытуемых: 40 детей, из них 24девочки, 16 мальчиков.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения и коррекции эмоциональных комплексов в контексте дошкольного и младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие «эмоции» в различных концепциях 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 17
1.3 Причины возникновения негативных эмоций в детском возрасте 21
1.4 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего 24
школьного возраста. 24
1.5 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в 27
дошкольном возрасте 27
2 Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений у детей 39
2.1 Методы и построение исследования. 39
2.2 Постэкспериментальная диагностика эмоциональных нарушений у
детей 46
2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у детей 49
Заключение 54
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Список сокращений 61
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В 69
Приложение Г 70
Приложение Д 71

Работа состоит из  1 файл

Диплом Лада..doc

— 794.00 Кб (Скачать документ)
 

     С целью проверки эффективности проводимой коррекционной работы, направленной на снижение уровня негативных эмоциональных состояний, была проведена повторная психологическая диагностика, с использованием той же методики, что и на начальном этапе, и которая позволила проследить динамику снижения тревожности у детей дошкольного возраста экспериментальной группы.

Рисунок 1 – График негативных эмоциональных состояний до коррекции и после коррекции у детей экспериментальной группы. 

     Результаты  контрольного эксперимента показали, что у 90% детей, посетивших наши занятия, стали заметны улучшения в эмоциональной сфере (рис. 1).

     Полученные  результаты обследования детей, которые  принимали участие в эксперименте, по методике «Пальцем окрашивания тест», говорит о пользе психокоррекционной работы в этом направлении. На рисунке видно, что у Влада Е., Олега П., Нелли И., Ромы Ф., Влада В., Нади И., Саши К. имеет место снижение негативных показателей эмоциональных комплексов. И лишь у одного ребенка из 10 (У Вити О.) показатели не изменились.

     В результате проведенной коррекционной  работы с детьми экспериментальной  группы прослеживается положительная  динамика. У 90% детей снизился показатель негативного эмоционального состояния. Можем сделать вывод о том, что коррекционные занятия, построенные на основе метода арт-терапии, являются эффективными средствами для снижения и профилактики негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.

 

     

     Заключение 

     Согласно  результатам анализа литературы по теме исследования можно сделать следующие выводы. Эмоциональные комплексы – это эмоции разной направленности, придающие мотивационную окраску сигналам внешней среды, которые активизируются одновременно. Эмоциональные комплексы подразделяются на детские страхи, тревожность, агрессию. Особенности проявления эмоциональных комплексов – это эмоционально-поведенческие нарушения, которые предполагают коррекционную помощь. Для успешного результата коррекционной работы необходимо комплексное сопровождение ребенка (педагог-психолог+родители+педагоги). В коррекционной работе с детьми используются методы помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Наиболее эффективным методом является арт-терапия посредством рисования.

     Таким образом, психологическая коррекция  эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность. Именно через рисунок (динамику его изменения) дошкольника и младшего школьника, можно, осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию.

     Проведенная практическая работа с детьми способствовала также и изменению эмоционального состояния у старших дошкольников, а именно: у детей снизились  агрессивные проявления, меньше стало раздражительности и тревожности.

     Результаты  диагностики позволили обозначить направления коррекционной помощи. По итогам диагностики воспитателям даны рекомендации для организации  индивидуальной работы с детьми. Дети с высоким уровнем негативных эмоциональных состояний составили экспериментальную группу, в которой были проведены коррекционные занятия. Коррекционная программа, направленная на коррекцию нарушений эмоциональной сферы, была разработана на основе арт-терапии.

     Средний показатель негативных эмоциональных состояний у детей в целом на начало исследования был равен 32%,а в конце–29%. Полученные результаты обследования детей, которые принимали участие в эксперименте, по методике «Пальцем окрашивания тест», говорит о пользе психокоррекционной работы в этом направлении. В результате проведенной коррекционной работы с детьми экспериментальной группы прослеживается положительная динамика. У 90% детей снизились показатели негативного эмоционального состояния. Можно сделать вывод о том, что коррекционные занятия, построенные на основе метода арт-терапии, являются эффективными средствами для снижения и профилактики негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.

     Педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоциональной сферы у детей. Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению. Эффективность применения арт-терапии подтверждена методами обработки данных и качественными изменениями в поведении детей. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

     Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась. 

 

     

     Глоссарий 

№ п/п Новые понятия Содержание
1 Арт-терапия терапевтический метод, основанный на лечебном влиянии  общения в сочетании с творчеством
2 Гипотеза конкретизация некоторой догадки или идеи с целью её проверки в эксперименте
3 Диагностика установление  диагноза психологического - описание состояния объектов, коими могут  выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация
4 Изобразительная деятельность художественно-творческая, направленная не только на отражение  впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения  к изображаемому
5 Искусство одна из форм общественного сознания, важнейшая  составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком
6 Коррекция процесс обнаружения  отклонений в ожидаемых результатах  деятельности и внесения изменения  в ее процесс в целях обеспечения  необходимых результатов
7 Объект  исследования то, что познаётся. Объектом может быть индивид, группа людей, общность людей и т.д.
8 Психологическая диагностика изучение личности детей и взрослых, психических  процессов и состояний, их взаимоотношений
9 Рисование творческий  акт, позволяющий клиенту ощутить  и понять себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражать мечты и надежды
10 Творчество психический процесс  создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры
11 Тест кратковременное задание, выполнение которого может  служить показателем уровня развития некоторых психических функций
12 Чувство одна из основных форм переживания своего отношения  к предметам и явлениям деятельности, отличающаяся относительной устойчивостью
13 Эксперимент метод сбора  фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых  психических явлений
14 Эмоции субъективные  реакции животных и человека, на внутренние и внешние раздражения, появляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и т.д.
15 Эмоциональный комплекс эмоции разной направленности, придающие мотивационную  окраску сигналам внешней среды, которые активизируются одновременно
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

     Список  использованных источников 

1 Бердникова, Ю. Мир ребенка [Текст] / Ю.Бердникова. - М.: Наука и техника, 2007. - 288 с. - ISBN: 5-94387-324-4.

2 Бетенски, М.К. Что ты видишь? Новые методы  арт-терапии [Текст]/ М.Бетенски. - - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 256 с. - ISBN: 5-04-009258-Х.

3 Венгер, А.Л. Психологическое консультирование  и диагностика [Текст]/ А.Л.Венгер. - М.: Генезис, 2001. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с. - ISBN: 5-98563-025-0

4 Водинская,  М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] Водинская М.В.. - М.: Теревинф, 2006. -ISBN: 5-901599-36-5.

5 Выготский,  Л.С. Воображение и творчество  в детском возрасте [Текст] Л.С.Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 668 с. - ISBN: 978-5-17-044338-3.

6 Гудман, Р. Обсуждение и создание детских  рисунков. Практикум по арт-терапии  [Текст]/ Р.Гудман; Под ред. А.И.  Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с. - ISBN: 5-318-00450-4.

7 Дилео,  Д. Детский рисунок: диагностика  и интерпретация [Текст]/ Д.Дилео. - М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2007. - 272 с. - ISBN: 785903182206.

8 Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст]/ В.Н.Дружинин. - М.: Наука, 1999. - 368 с. - ISBN: 5-8323-0354-7.

9 Изард,  К.Э. Психология эмоций [Текст] / / К.Э.Изард. Перевед. с английского. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с. - ISBN: 978-5-314-00067-0.

10 Исурина,  Г.Л. Механизмы психологической  коррекции личности в процессе  групповой психотерапии в свете  концепции отношений [Текст] / Г.Л.Исурина  // Групповая психотерапия. - 1990. - С.89-120.

11 Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников  творчество: пособие для воспитателей  детского сада [Текст] / Т.Г.Казакова. - М.: Просвещение, 2007. - 192 с. - ISBN: 978-5-89144-851-3.

12 Комарова, Т.С. Изобразительное искусство  детей в детском саду и в  школе [Текст] / Т.С.Комарова, О.Ю.Зарянова, Л.И.Иванова и др. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 52 с. - ISBN: 5-93134-101-3.

13 Комарова, Т.С. Савенков А.И. Детское коллективное  творчество [Текст]/ Т.С.Комарова, А.И.Савенков. - М.: 2005. - 128 с. - ISBN: 5-93134-266-4.

14 Копытин,  А.И, Е.Е Свистовская. Арт-терапия  детей и подростков [Текст] / А.И.Копытин,  Е.Е.Свистовская. - М.: Когито-центр, 2007. - ISBN: 5-89353-211-2.

15 Копытин,  А.И. Руководство по групповой  арт-терапии [Текст]/ А.И.Копытин. - СПб.: Речь, 2003. - 320 с. - ISBN: 5-9268-0165-6.

16 Лебедева, Л.Д. Энциклопедия признаков и  интерпретаций в проективном  рисовании и арт-терапии [Текст] / Л.Д.Лебедева, Ю.В.Никонорова, Н.А.Тараканова. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с. - ISBN: 5-9268-0512-0.

17 Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А.Н.Леонтьев // Психология эмоций. - М.: Психология, 1984. - С.1, 13-20, 23-28, 35-39.

18 Мадонова, Е.Н. Арт-терапия в решении задач  психологической коррекции [Текст] / Е.Н.Мадонова // Журнал прикладной  психологии. - 2005. - №5. - С. 26-39.

19 Макарова, Е.П. Преодолеть страх или искусство  терапией / Е.П.Макарова. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 304 с. - ISBN: 5-86793-489-6.

20 Олыпанникова, А.Е. К психологической диагностике  эмоциональности: проблемы общей,  возрастной, педагогической психологии [Текст] / А.Е.Олыпанникова // Педагогика. - 1988. - №1. - С.32.

21 Осипова,  А.А. Общая психокоррекция. Учебное  пособие для студентов вузов  [Текст] / А.А.Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 512 с. - ISBN: 5-89144-100-4.

22 Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М.Прихожан. - М.: НПО «МОДЭК», 2006. - 304 с. - ISBN: 5-89502-089-5.

23 Психологический  словарь [Текст]/ Под ред. А.В.Петровского,  М.Г.Ярошевского. - М.: Проспект, 2007. - 431 с. - ISBN: 5-17-023838-X

24 Савенков, А.И. Детская одаренность. Развитие  средствами искусства [Текст] / А.И.Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 220 с. - ISBN: 5-93134-016-5.

25 Урунтаева,  Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]/ Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2000. - 304 с. - ISBN: 5-7695-0282-7.

26 Уэлсби, К. Часть целого: арт-терапия в  школе. Исцеляющее искусство [Текст] / Уэлсби К. // Журнал арт-терапии. - 2000. - №2. - С.16-34.

27 Ферс, Г.М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство [Текст] / Г.М.Ферс. - СПб.: Европейский дом, 2000. - 176 с. - ISBN: 5-94459-005-Х.

28 Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы  личностного и творческого развития [Текст] / Е.Л.Яковлева // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С.20-27.

29 Жигалко,  О.Н. Развитие эмоциональной сферы  детей дошкольного возраста: практическое  пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного  образования [Текст]/ О.Н.Жигалко.-Мозырь:Белый  Ветер, 2011.-82 с.-ISBN: 978-985-538-160-1.

Информация о работе Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста