Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:47, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить эмоциональные комплексы у детей и осуществить их психологическую коррекцию.
Гипотеза: использование рисунка в коррекционных целях позволяет снизить показатели негативного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: негативные эмоциональные комплексы.
Предмет исследования: коррекция негативных эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1 Проанализировать понятие «эмоциональные комплексы», определить психологические особенности эмоциональных комплексов.
2 Изучить особенности эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста и возможности их коррекции посредству рисования
3 Провести экспериментальное исследование эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4 Предложить рекомендации по коррекции эмоциональных комплексов у детей.
Методы исследования:
1 Теоретический анализ литературы по теме исследования.
2 Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
3 Методы обработки данных (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
Работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения.
База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 32 в группах старшего возраста. Общее количество испытуемых: 40 детей, из них 24девочки, 16 мальчиков.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения и коррекции эмоциональных комплексов в контексте дошкольного и младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие «эмоции» в различных концепциях 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 17
1.3 Причины возникновения негативных эмоций в детском возрасте 21
1.4 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего 24
школьного возраста. 24
1.5 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в 27
дошкольном возрасте 27
2 Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений у детей 39
2.1 Методы и построение исследования. 39
2.2 Постэкспериментальная диагностика эмоциональных нарушений у
детей 46
2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у детей 49
Заключение 54
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Список сокращений 61
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В 69
Приложение Г 70
Приложение Д 71

Работа состоит из  1 файл

Диплом Лада..doc

— 794.00 Кб (Скачать документ)

     С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Создаваемые ребенком продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку и степень его самопринятия и самоценности.

     В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

     В начале своего развития арт-терапия  отражала психоаналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности ребенка считался выражением неосознаваемых психических процессов. Арт-терапия достаточно широко распространена.

     Арт-терапия  может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.

     Первый  механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

     Второй  механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение»13.

     Цели  арт-терапии:

     1 Дать социально приемлемый выход  агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение).

     2 Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

     3 Получить материал для интерпретации  и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

     4 Проработать мысли и чувства,  которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

     5 Наладить отношения между психологом  и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

     6 Развить чувство внутреннего  контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

     7 Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

     8 Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

     Использование элементов арт-терапии в групповой  работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо оттого, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

     Первоначально арт-терапию применяли в больницах  и психиатрических клиниках для  лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. В настоящее время рамки применения арт-терапии значительно расширились, постепенно она отделилась от своей психоаналитической первоосновы.

     Арт-терапия  дает выход внутренним конфликтам и  сильным эмоциям, помогает при интерпретации  вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки ребенка, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арт-терапии используются краски, глина, клей, мел. Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

     Арт-терапия  имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может способствовать улучшению отношений с партнерами и повышению самооценки.

     Существует две формы арт-терапии: пассивная и активна.

     При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает, музыкальны произведения. При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

     Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д. При неструктурированных занятиях ребенок самостоя- тельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

     Существуют  различные варианты использования  метод арт-терапии:

     – использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию;

     – побуждение к самостоятельному творчеству

     – использование имеющегося произведения искусства v самостоятельное творчество;

     – творчество самого психолога (лепка, рисование и др.) направленное на установление взаимодействия с ребенком.

     Арт-терапевтический  метод позволяет психологу как  нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую  форму работы. Как правило, арт-терапевтические  методы присутствуют в любой программе  коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.

     Создание  продукта в процессе арт-терапии  обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются:

     – стремление ребенка выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;

     – потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;

     – потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;

     – стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

     Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических  функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и  символизация.

     Применение  арт-терапевтических методов в  коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

     1 Обеспечивает эффективное эмоциональное  отреагирование, придает ему (даже  в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.

     2 Облегчает процесс коммуникации  для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей.

     3 Дает возможность невербального  контакта (опосредованного продуктом  арт-терапии), способствует преодолению  коммуникативных барьеров и психологических  защит.

     4 Создает благоприятные условия  для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.

     5 Оказывает дополнительное влияние  на осознание ребенком своих  чувств, переживаний и эмоциональных состояний.

     6 Существенно повышает личностную  ценность.

     В исследованиях психологов было давно  замечено: рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребёнка, помогает детям узнать себя и свои способности. Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний внутреннего мира. Уже сама преобладание серых тонов и доминирование чёрного цвета в рисунках подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывает уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчётливых, но пересекающихся линий. При заторможенности, замкнутости и тем более беспокойстве дети рисуют мало предпочитая другие виды деятельности. Поэтому в современных условиях именно методы арт-терапии, в частности, психотерапии через рисунок, оказываются наиболее эффективными.

     В настоящее время в практику психологической  диагностики и коррекции прочно вошел рисунок и стал одним  из наиболее распространенных объектов психологического анализа. Рисунок  имеет целый ряд преимуществ:

     а) он может быть использован на ранних этапах онтогенетического развития, начиная с 2-3 лет;

     б) применение рисунка в качестве теста  занимает значительно меньше времени, чем использование ряда других тестов, тогда как его информативность  может быть значительно выше;

     в) рисуночные тесты могут быть применены  в широком спектре практических задач: диагностических, учебных, коррекционных;

     г) для психологического анализа рисунок  предоставляет большой объем  как качественных, так и количественных показателей, что позволяет осуществить проверку на степень их валидности и надежности – наиболее важным требованиям к психодиагностическим методикам.

     Рисование позволяет ребенку ощутить и  понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться. Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Дети любят рисовать. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

     Достоинство метода рисования заключается не только в том, что рисование позволяет максимально выразить себя и отыграть психотравмирующие ситуации, но и в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций: мышления, способности выразить себя в речи, представления, памяти, воображения, зрительно-моторной координации, оно способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Рисование развивает ребенка.

     Рисование выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку пережить травмирующие события и ситуации, восстановить эмоциональное равновесие, сформировать психологические защиты и повзрослеть. Оно является одним из эффективных способов коррекции негативных эмоциональных состояний.

     Таким образом, психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей - это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность. Именно через рисунок (динамику его изменения) дошкольника и младшего школьника, можно, осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию.

Информация о работе Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста