Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:47, дипломная работа
Цель исследования: выявить эмоциональные комплексы у детей и осуществить их психологическую коррекцию.
Гипотеза: использование рисунка в коррекционных целях позволяет снизить показатели негативного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: негативные эмоциональные комплексы.
Предмет исследования: коррекция негативных эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1 Проанализировать понятие «эмоциональные комплексы», определить психологические особенности эмоциональных комплексов.
2 Изучить особенности эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста и возможности их коррекции посредству рисования
3 Провести экспериментальное исследование эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4 Предложить рекомендации по коррекции эмоциональных комплексов у детей.
Методы исследования:
1 Теоретический анализ литературы по теме исследования.
2 Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
3 Методы обработки данных (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
Работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения.
База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 32 в группах старшего возраста. Общее количество испытуемых: 40 детей, из них 24девочки, 16 мальчиков.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения и коррекции эмоциональных комплексов в контексте дошкольного и младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие «эмоции» в различных концепциях 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 17
1.3 Причины возникновения негативных эмоций в детском возрасте 21
1.4 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего 24
школьного возраста. 24
1.5 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в 27
дошкольном возрасте 27
2 Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений у детей 39
2.1 Методы и построение исследования. 39
2.2 Постэкспериментальная диагностика эмоциональных нарушений у
детей 46
2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у детей 49
Заключение 54
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Список сокращений 61
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В 69
Приложение Г 70
Приложение Д 71
Изучив
литературу по теме, коррекция эмоциональных
комплексов через рисование у детей дошкольного
и младшего школьного возраста можно сделать
вывод о том, что эмоциональные комплексы
– это эмоции разной направленности, придающие
мотивационную окраску сигналам внешней
среды, которые активизируются одновременно.
Эмоциональные комплексы подразделяются
на детские страхи, тревожность, агрессию.
Особенности проявления эмоциональных
комплексов – это эмоционально-поведенческие
нарушения, которые предполагают коррекционную
помощь. Для успешного результата коррекционной
работы необходимо комплексное сопровождение
ребенка (педагог-психолог + родители +
педагоги). В коррекционной работе с детьми
используются методы помогающие откорректировать
эмоциональные нарушения у детей. Наиболее
эффективным методом является арт-терапия
посредством рисования.
2
Экспериментальное
исследование эмоциональных
нарушений у детей
2.1
Методы и построение
исследования.
Непосредственно экспериментальное исследование включает три этапа: I этап – констатирующий эксперимент: на этом этапе проведена первичная психологическая диагностика детей старшего дошкольного возраста. II этап – это этап основной. На этом этапе создавалась и апробировалась коррекционная система занятий для работы со старшими дошкольниками с использованием арт-терапевтических методов и приемов, проведено формирование экспериментальной группы; III этап – это заключительный этап, он предусматривает повторное диагностическое исследование негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста, прошедших коррекционную работу, и сравнение полученных результатов диагностического обследования I этапа.
Отечественными и зарубежными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы. В соответствии с целью исследования был выбран тест «Пальцем окрашивания тест». Эта проективная методика исследования личности описана Рут Ф. Шоу в 1932г. Методика рисования пальцем была создана в Риме для преодоления специфических проблем, возникавших в её школе. Эта была школа, где встречались дети различных национальностей, говорящие на различных языках, и рисование пальцами должно было стать таким методом самовыражения, который бы подходил всем и не зависел от вербализации. Р. Шоу обратила внимание психологов на свою новую образовательную методику, когда заметила, что она помогает её юным ученикам справится с определёнными эмоциональными проблемами.
Данная методика актуальна для нашего исследования по следующим причинам:
1
Свобода от двигательных
2
Свобода от культурного
3
Свобода от социального
4
Процессуальный и
5
Нет проблемы эквивалентных
6
Многовариантность целевого
Необходимое оборудование указано в Приложении А.
Диагностические
особенности процесса рисования пальцами.
Приложение Б.
2.2
Доэкспериментальная
диагностика
С
целью выявления негативных эмоциональных
состояний у старших
Таблица 1 Сводная таблица наблюдений за детьми.
Инфальтиная агрессив-ность | Сверх-актив ность | Обособленность | Страх | Агрессивное поведение | Скованное поведение | Пассивно
агр. поведение | |
Елкин В. | 71,4% | 57,15% | 0 | 14,9% | 57,1% | 0 | 14,9% |
Щенснович К. | 0 | 0 | 14.9% | 0 | 0 | 0 | 0 |
Закружная О. | 14,9% | 14,9% | 0 | 0 | 14,9% | 0 | 14,9% |
Партак О. | 0 | 0 | 57,1% | 42,8% | 0 | 14,9% | 0 |
Боровкова А. | 0 | 0 | 14,9% | 0 | 0 | 0 | 0 |
Фадеев Р. | 42,8% | 57,1% | 0 | 14,9% | 42,8% | 14,9% | 57,1% |
Буков Г. | 0 | 0 | 14,9% | 14,9% | 0 | 14,9% | 0 |
Брикса П. | 0 | 0 | 42,8% | 14,9% | 0 | 14,9% | 0 |
Константинова П. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 14,8% | 14,9% |
Пашкевич Л. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
.Неемколович М. | 0 | 0 | 0 | 14,9% | 0 | 0 | 0 |
Кухаренко Л. | 0 | 0 | 14,9% | 0 | 0 | 0 | 0 |
Силин Ю. | 57,1% | 42,8% | 0 | 0 | 71,4% | 14,9% | 42,8% |
Корниенко А. | 0 | 0 | 42,8% | 14,9% | 0 | 0 | 0 |
Иванова Н. | 42,8% | 57,1% | 0 | 14,9% | 14,9% | 0 | 42,8% |
Легченок Д. | 0 | 0 | 14,9% | 0 | 0 | 14,9% | 0 |
Миронюк Т. | 0 | 0 | 42,8% | 14,9% | 0 | 14,9% | 0 |
Волнянко В. | 71,4% | 85,7% | 0 | 14,9%: | 42,8% | 0 | 57,1% |
Романова М. | 0 | 0 | 14,9% | 0 | 0 | 0 | 0 |
Продолжение таблицы 1 | |||||||
Криштаненко А. | 0 | 0 | 14,9% | 0 | 0 | 14,9% | 0 |
Азарёнок С. | 14,9% | 42,8% | 0 | 14,9% | 0 | 0 | 14,9% |
Боровка А. | 0 | 0 | 14,9% | 0 | 0 | 0 | 0 |
Буряк П. | 0 | 14,9% | 0 | 14,9% | 0 | 0 | 0 |
Винник С. | 0 | 0 | 14,9% | 0 | 0 | 14,9% | 0 |
Гавриленко П. | 0 | 0 | 42,8% | 14,9% | 0 | 14,9% | 0 |
Иванько Н. | 14,9% | 42,8% | 0 | 14,9% | 14,9% | 0 | 14,9% |
Кайдак С. | 0 | 0 | 42,8% | 14,9% | 0 | 14,9% | 0 |
Казачёнок К. | 14,9% | 42,8% | 0 | 14,9% | 14,9% | 0 | 14,9% |
Комаров С. | 14,9% | 42,8% | 0 | 14,9% | 14,9% | 0 | 42,8% |
Котенкова Э. | 0 | 0 | 42,8% | 14,9% | 0 | 14,9% | 0 |
Курзова А. | 0 | 0 | 14,9% | 42,8% | 0 | 14,9% | 0 |
Мозголина С. | 0 | 0 | 42,8% | 14.9% | 0 | 14,9% | 0 |
Мясникова А. | 0 | 0 | 42,8% | 14,9% | 0 | 14.9% | 0 |
Орловский В. | 42,8% | 57,1% | 0 | 14,9% | 14,9% | 0 | 42,8% |
Польшин Н. | 42.8% | 57,1% | 0 | 0 | 0 | 0 | 14,9% |
Радзинская Л. | 0 | 0 | 42,8% | 14,9% | 0 | 14,9% | 0 |
Рубин Н. | 14,9% | 42,8% | 0 | 0 | 14,9% | 0 | 14,9% |
Синяк Д. | 0 | 0 | 14,9% | 0 | 0 | 14,9% | 0 |
Толстикова Д. | 0 | 0 | 14,9% | 0 | 0 | 14,9% | 0 |
Третяк Н. | 0 | 0 | 42,8% | 14,9% | 0 | 42,8% | 0 |
При наблюдении за детьми в разных видах деятельности выявлены эмоционально неустойчивые дети. Результаты наблюдения позволяют сделать вывод о том, что у 32,5% детей наблюдается инфантильная агрессивность, у 35% детей – сверхактивность (дети находились в постоянном движении). 57,5% детей предпочитают обособленность (застенчивы, любят одиночество, застенчивы), 60% детей испытывают страх (жалуются, что его не любят, беспокойный сон), у 27,5% испытуемых наблюдается агрессивное поведение, у 50% детей – скованное поведение (бояться проиграть во время игры), у 35%детей – пассивно-агрессивное поведение (капризные, упрямые). Анализируя результаты, можно отметить, что агрессивное поведение часто сочетается со сверхактивностью и страхом. Это значит, что в любой момент поведение детей может стать непредсказуемым.
Результаты
анализа детских рисунков представлены
в таблице (см. Таблица 3). Для интерпретации
данного теста было использовано 17 показателей,
по которым определялась степень негативных
эмоциональных состояний каждого ребёнка.
Формула определения выраженности негативных
эмоциональных состояний: количество
баллов умножить на 100% и разделить на максимальное
количество баллов, умноженное на количество
человек.
Таблица 2 - Результаты первичной диагностики негативных эмоциональных
состояний у детей по методике «Пальцем окрашивания тест».
|
Информация о работе Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста