Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:47, дипломная работа
Цель исследования: выявить эмоциональные комплексы у детей и осуществить их психологическую коррекцию.
Гипотеза: использование рисунка в коррекционных целях позволяет снизить показатели негативного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: негативные эмоциональные комплексы.
Предмет исследования: коррекция негативных эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1 Проанализировать понятие «эмоциональные комплексы», определить психологические особенности эмоциональных комплексов.
2 Изучить особенности эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста и возможности их коррекции посредству рисования
3 Провести экспериментальное исследование эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4 Предложить рекомендации по коррекции эмоциональных комплексов у детей.
Методы исследования:
1 Теоретический анализ литературы по теме исследования.
2 Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
3 Методы обработки данных (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
Работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения.
База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 32 в группах старшего возраста. Общее количество испытуемых: 40 детей, из них 24девочки, 16 мальчиков.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения и коррекции эмоциональных комплексов в контексте дошкольного и младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие «эмоции» в различных концепциях 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 17
1.3 Причины возникновения негативных эмоций в детском возрасте 21
1.4 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего 24
школьного возраста. 24
1.5 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в 27
дошкольном возрасте 27
2 Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений у детей 39
2.1 Методы и построение исследования. 39
2.2 Постэкспериментальная диагностика эмоциональных нарушений у
детей 46
2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у детей 49
Заключение 54
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Список сокращений 61
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В 69
Приложение Г 70
Приложение Д 71
Е.П.
Ильин разделяет эмоциональную
устойчивость на общую и ситуативную.
Общая обусловлена
Эмоциональная лабильность – специфическая характеристика раннего возраста (1–3 года), которая выражается в легкости быстроте перехода от одного эмоционального состояния к другому, минуя нейтральные формы.
Эмотивность – устойчивая эмоциональная характеристика, природа которой лежит в пространстве личности, ее индивидуальных проявлениях. Термин ввел Р. Б. Кеттел – британский и американский психолог. Структуру эмотивности определяют порог эмоциональных реакций (эмоциональная возбудимость) и их форма выражения (экспрессивность). Дети с открытой формой выражения эмоций отличаются динамичностью, коммуникативностью, экспрессивностью, пластичностью при выражении радости, обиды. Дети с закрытой формой выражения эмоций сдержанны в движениях и общении, спокойны, эмоционально холодны. Дети с высоким порогом реагируют на негативный раздражитель высокой интенсивности при длительности его воздействия, дети с низким порогом пугаются и расстраиваются по малейшему поводу.
Эмоциональный стиль – склонность к переживанию того или иного эмоционального состояния, выражение различных типов темперамента, склонность к переживанию эмоций определенной модальности, предпочтение испытываемых эмоций. В младшем дошкольном возрасте эмоциональный стиль – понятие относительное, так как нет стабильности эмоционального реагирования. К старшему дошкольному возрасту, определенная эмоциональная направленность в сочетании с особенностями экспрессии может быть классифицирована как индивидуальный эмоциональный стиль.
Для детей внешние проявления эмоций доступны только в контексте ситуации. Конкретная характеристика мимики вызывает у детей дошкольного возраста трудности, поэтому ребенок дает схематическое представление об эмоциях. Самой распространенной исследовательской позицией является изучение у детей мимической экспрессии, но нельзя исключать и остальные внешние проявления эмоций. Например, более доступными для понимания детей являются вегетативные изменения, связанные с эмоциями (вспотел от страха, покраснел от стыда, заплакал от обиды). Звуковые (отдельные звуки, смех) и речевые (интонация, темп, лексика) средства экспрессии являются актуальными именно для дошкольного возраста, так как это ведет к формированию осознания эмоционального состояния. Поведенческие реакции – подпрыгивание, обнимание, поглаживание – также являются более наглядным признаком при формировании знаний об эмоциях и эмоциональных состояниях. Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) за счет социализации становятся доступным обида, стыд, вина. И только к младшему школьному возрасту появляется понимание эмоций отвращения, презрения, удивления.
Факторами,
искажающими содержание представлений
у ребенка дошкольного
Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, проявляется в первую очередь в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу – это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка10.
Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношение с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает, эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. Чем младше дошкольник, тем в большей степени слиты характеристики объекта и характеристики субъективного переживания. С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний.
Таким
образом, развитие эмоций, чувств ребенка
связано с определенными социальными
ситуациями. Нарушение привычной ситуации
(изменение режима, уклада жизни ребенка)
может привести к появлении аффективных
реакций, а также страха. Неудовлетворение
(подавление) новых потребностей у ребенка
в кризисный период может вызвать состояние
фрустрации, которое проявляется как агрессии
(гнев, ярость, стремление напасть на противника)
или депрессии (пассивное состояние). Когда
ребенок начинает рисовать себя в трудных
ситуациях или просто рисует страшные
сны, это сигнал о неблагополучном эмоциональном
состоянии.
1.3
Причины возникновения
негативных эмоций
в детском возрасте
Изучавшие
новорожденных психоаналитики отметили,
что они очень чутко реагируют
на эмоциональное состояние
К
настоящему времени установлены
некоторые особенности
Эмоции у ребенка разнообразны. Разные дети на одно и тоже событие могут дать разную реакцию. Например, увидев незнакомого человека, один прячется за мать, другой убегает, третий стоит и кричит, размахивает руками, четвертый улыбается и подходит. Американские исследователи изучали реакции группы детей на посещение стоматолога. Одни дети отказывались идти, другие плакали, третьи смеялись, четвертые отнеслись спокойно, реакции на один и тот же раздражитель были разнообразны. Но и у одного ребенка может наблюдаться разнообразие реакций. На один и тот же случай он может реагировать по-разному.
Какие факторы являются причиной возникновения негативных эмоций у детей? Во-первых, это срыв привычного стереотипа поведения-смена обстановки или круга общения. 100% детей, помещаемых в детские ясли, реагируют на это отрицательно. Отрицательно реагируют на посещение детского сада – 50% детей. А на посещение школы меньше – 25%, т.е. четверть детей, несмотря на определенное взросление, все-таки испытывает при этом отрицательные эмоции. Во-вторых, неправильное построение режима дня ребенка. Уже говорилось о роли соотношения сна и бодрствования в восстановлении гомеостаза. Для детей это имеет огромное значение. Если вам встречаются родители, которые утверждают, что их ребенок, так же как и они – « сова», поздно засыпает и поздно встает и все, вроде бы, хорошо, то это не так уж и хорошо характеризует не только ребенка, но и родителей. В-третьих, неправильные воспитательные приемы. Мы говорили о пренебрежении ребенком, отказе от него и о сверхзаботе. Есть нарушенное воспитание: отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрическое воспитание, а также воспитание с гиперпротекцией. Эти четыре типа воспитания являются неправильными. Неправильное воспитание ведет к частому возникновению отрицательных эмоциональных проявлений. Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности является четвертым фактором, который влияет на эмоциональную жизнь ребенка. В играх дети проявляют себя, что способствует созреванию, в какой-то мере, их нервной системы. В-пятых, создание односторонней аффективной привязанности. В-шестых, отсутствие единого подхода к ребенку. Это, как правило, всегда вызывает отрицательные реакции. У школьников большую роль в возникновении отрицательных эмоций играет неспособность справиться с учебной нагрузкой, враждебное отношение учителя и неприятие детским коллективом. Американские исследователи, изучая факторы, влияющие на эмоциональную жизнь детей, выявили, по меньшей мере, 35 отрицательных факторов. Самым патогенным, по их мнению, в дошкольном и среднем школьном возрастах является смерть, развод, разлука родителей, факторы, касающиеся внутрисемейных отношений и отношения к ребенку вообще. Обобщая все это, другие авторы отмечают, что необходимо помнить: быть ребенком - это уже стресс. В раннем детском возрасте возникновение негативных реакций более частое, в соматическом оформлении - более выразительное. Собственные отрицательные эмоциональные реакции у некоторых детей могут проявляться в виде напряженности, тревоги, непоседливости, страшных снов, некоторых дурных привычек (кусание ногтей, сосание пальца), в различных стереотипиях, трудностях разговорной речи, отсутствии аппетита, инфантильном поведении, истерических припадках. Так, описывая отрицательные эмоциональные проявления у детей, Ю.А.Макаренко отмечает, что негативные реакции имеют не только психические, но и физические проявления, такие как нарушения аппетита, истерические припадки - двигательные функциональные нарушения, которые встречаются у детей, в той или иной мере имитируя такое тяжелое психическое заболевание, как эпилепсия, что во многих отношениях плохо сказывается на их здоровье, поскольку таких детей лечат как страдающих эпилепсией без достаточного эффекта, при этом ограничивая их деятельность.
Таким
образом, ни для кого не секрет, что лучший
«друг» современного ребенка – это телевизор
или компьютер, а любимые занятия – просмотр
мультфильмов, компьютерные игры. Современные
родители заняты своими проблемами, работой
и не могут выкроить нескольких минут,
чтобы просто поговорить с ребенком, почитать
ему сказку, поиграть. Дети стали меньше
общаться не только с взрослыми, но и друг
с другом. Ребятишки не могут выразить
свои чувства, а если и выражают их, то
это происходит в резкой форме. Отсюда
и возникают проблемы общения между сверстниками
и взрослыми. Поэтому ребенок замыкается
в себе со своими страхами и проблемами,
черпает новые впечатления, прильнув к
телевизору. Но ведь живое человеческое
общение по-настоящему обогащает эмоциональную
жизнь детей, «раскрашивает» яркими красками
их чувствительную сферу. Неудивительно,
что современные дети стали менее отзывчивыми
к чувствам других. Они не всегда способны
осознать и контролировать свои эмоции,
что приводит к импульсивности поведения.
1.4 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего
школьного возраста.
Если
две или несколько эмоций в
комплексе проявляются у
Эмоциональный комплекс - эмоции разной направленности, придающие мотивационную окраску сигналам внешней среды, которые активизируются одновременно11.
Речь пойдёт о тех комплексах, которые свойственны обычным детям, чьё развитие происходит в рамках нормы. Кратко остановимся на том, как могут проявляться эмоциональные нарушения.
Детские страхи –весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты. Иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Причины детских страхов также разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности, Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. Большинство из них обусловлено возрастными особенностями развития и носит временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают без следа. Однако наряду с такими страхами существуют другие – устойчивые невротические страхи. Это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый. Они служат сигналом неблагополучия, говорят о нервной и физической ослабленности ребенка. Это тот случай, когда ребенок нуждается в профессиональной помощи психолога.
Информация о работе Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста