Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:47, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить эмоциональные комплексы у детей и осуществить их психологическую коррекцию.
Гипотеза: использование рисунка в коррекционных целях позволяет снизить показатели негативного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: негативные эмоциональные комплексы.
Предмет исследования: коррекция негативных эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1 Проанализировать понятие «эмоциональные комплексы», определить психологические особенности эмоциональных комплексов.
2 Изучить особенности эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста и возможности их коррекции посредству рисования
3 Провести экспериментальное исследование эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4 Предложить рекомендации по коррекции эмоциональных комплексов у детей.
Методы исследования:
1 Теоретический анализ литературы по теме исследования.
2 Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
3 Методы обработки данных (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
Работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения.
База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 32 в группах старшего возраста. Общее количество испытуемых: 40 детей, из них 24девочки, 16 мальчиков.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения и коррекции эмоциональных комплексов в контексте дошкольного и младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие «эмоции» в различных концепциях 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 17
1.3 Причины возникновения негативных эмоций в детском возрасте 21
1.4 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего 24
школьного возраста. 24
1.5 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в 27
дошкольном возрасте 27
2 Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений у детей 39
2.1 Методы и построение исследования. 39
2.2 Постэкспериментальная диагностика эмоциональных нарушений у
детей 46
2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у детей 49
Заключение 54
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Список сокращений 61
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В 69
Приложение Г 70
Приложение Д 71

Работа состоит из  1 файл

Диплом Лада..doc

— 794.00 Кб (Скачать документ)
 

     Количественный  анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс негативных эмоциональных состояний ребёнка, который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

     По  индексу дети в возрасте от 3,5 лет  до 7 лет условно могут быть разделены  на три группы:

     1. Высокий уровень: по величине  больше 50%.

     2. Средний уровень т: находится в пределах от 20% до 50%.

     3. Низкий уровень: располагается  в интервале от 0% до 20%.

     Данное  исследование позволило сделать  вывод о том, что 25%(10 детей) имеют высокий уровень негативных эмоциональных состояний, 42,5%(17детей) – средний уровень, только 32,5%(13 детей) имеют низкий уровень.

     По  результатам первичной диагностики  можно выделить группу детей (10 человек) у которых более выражены негативные эмоциональные состояния. Дети данной группы часто проявляют агрессию и демонстративность в своем поведении. Обычно это связано с неблагополучием в сфере межличностных отношений: у детей формируется отрицательное представление о самом себе, они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности. В результате отрицательной обратной связи у этих детей часто формируется агрессивный тип поведения, а также различные попытки привлечь к себе внимание.

     Результаты  диагностики позволили обозначить направления коррекционной помощи. По итогам диагностики воспитателям даны рекомендации для организации индивидуальной работы с детьми. Дети с высоким уровнем негативных эмоциональных состояний составили экспериментальную группу, в которой были проведены коррекционные занятия.

     Коррекционная программа, направленная на коррекцию нарушений эмоциональной сферы,  была разработана на основе арт-терапии.  

     2.2 Постэкспериментальная диагностика эмоциональных нарушений у

           детей 

     Второй этап исследования включает в себя проведение с детьми коррекционных занятий, направленных на снижение негативных эмоциональных состояний у детей.

     Цели коррекционной работы: снизить выраженность эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста, способствовать развитию способности к саморегуляции эмоциональных состояний, формированию эмоциональной устойчивости.

     Всего с детьми было проведено 10 занятий  по 30-35 минут. Занятия проходили на базе детского сада во второй половине дня 1 раза в неделю. Примерное оснащение помещения для занятий (Приложение Г).

     Структура занятия включает в себя следующие элементы:

     1 Беседа (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия)

     2 Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение

     3 Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы). Последовательность упражнений предполагает чередование деятельности, направленной смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от активности к релексации).

     4 Рефлексия.

     5 Итог занятия.

     В каждое занятие включены элементы арт-терапии, использованы различные методы и  приёмы в проведении. Все занятия подобраны, исходя из основной цели работы.

     Ниже  представлено тематическое планирование занятий. Помимо занятий в коррекционной группе воспитателями в соответствии с рекомендацией психолога применялись такие психокоррекционные методы, как психогимнастика, игры, просмотр мультфильмов, различные беседы и т.п., направленные на создание положительных эмоций у старших дошкольников. Время проведения этих занятий соответствовало программным требованиям для детей старшего дошкольного возраста.

     Ниже  приводится тематическое планирование арт-терапевтических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Мир цветов и чувств» (Таблица 3). 

Таблица 3 - тематическое планирование арт-терапевтических занятий

№ п./п Темы занятий Игры и упражнения
1 «Рисуем настроение» 
 
1. «Знакомство»

2. Графическое  задание «Лучи солнца»

3. Упражнение  в парах

«Портрет на полу»

4. Задание «Цвета настроений»

2 «Грусть» 1. Задание «Рисунок  в круге»

2. Задание на  создание ситуации успеха 

«Игры с сухими листьями»

3 «Радость» 1. Графическое  упражнение «Продолжи рисунок»

2. Задание на  создание ситуации успеха 

«Колпачок клоуна»

3. Задание на отреагирование эмоций

«Красивый рисунок»

4 «Страх» 1. Задание на  создание ситуации успеха «Рисуем  страшную маску»

2. Задание на  отреагирование эмоций «Рисуем  страхи»

3. Задание на  снятие напряжения 

«Ритуал уничтожения  страхов»

5 «Удивление» 1. Графическое упражнение «Продолжи рисунок»

2. Мотивирующее  задание «Небо»

3. Задание на  создание ситуации успеха 

«Новые планеты»

4. Индивидуальное  творческое задание «Инопланетяне»

5.Задание для совместного выполнения

«Карта звездного  неба»

Продолжение таблицы 3
6 «Злость» 1. Графическое  задание «Злые линии»

2. Задание на  демонстрацию индивидуальности  восприятия

3. Задание на  снятие эмоционального напряжения  «Рисуем злость»

7 «День рождения газетного человека» 1. Задание на  конструирование

2. Задание на  снятие напряжения «Фейерверк»

3. Задание «  Поздравления с днем рождения»

8 «Дракончики» 1.Задание на  перевоплощение

2. Задание для  совместного выполнения 

«Дома дракончиков»

9 «Необитаемый  остров» 1. Графическое  задание «Волны»

2. Задание для  совместного выполнения «Остров»

3. Задание на  создание ситуации успеха

10 «Автопортреты» 1. Задание «Рисунок  в круге»

2. Творческое  задание 

«Автопортрет»

 

     В качестве основного метода использовалась коррекция эмоциональных комплексов через рисование. При этом применялись различные изобразительные техники: рисование ладонями, пальцами, кулаком, ребром ладони; «по-мокрому»; с помощью трафаретов набрызг; с помощью тампона; кляксография. Кроме того, как дополнение, в ходе занятий, использовались такие психокоррекционные методы, как психогимнастика, игры и упражнения, направленные на создание положительных эмоций у старших дошкольников. Как известно, игра играет важную коммуникативную роль, благодаря ей ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха, агрессии, нарушения поведения и т.). Содержание данных занятий представлено (Приложение Д).

     После коррекции было проведено повторное исследование эмоционального состояния детей данной группы и проанализированы результаты коррекции эмоциональных нарушений старших дошкольников.

     В процессе арт-терапии была удовлетворена актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Дети стали чувствовать себя спокойнее. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству. Через творчество дети получили новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями».

     Через взаимодействие с другими детьми происходило изменение ожиданий от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться с взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают». Детям не приходилось находиться в ситуации контроля и тренироваться использовать новые способы поведения. На место утративших актуальность механизмов защиты приходила активность, обусловленная новыми установками: «я получаю удовольствие от творчества», «я соблюдаю правила, потому что их нарушение помешает мне получать удовольствие от занятий». 

     2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у детей 

     Постэкспериментальная диагностика проводилась с целью определения эффективности психологической коррекции эмоциональных нарушений.

     В период коррекции, дети использовали «тревожные цвета», хотя сюжет рисунка в основном выбирался детьми положительный. Это говорит о том, что дети активно освобождались от негативных переживаний.

     По прошествии половины занятий линии и цвета в рисунках детей стали заметно мягче, спокойнее. К концу коррекционной работы детские рисунки стали приобретать радостную и светлую окраску.

     Результаты  повторного исследования негативных эмоциональных состояний у старших дошкольников по методике «Пальцем окрашивания тест» (контрольная группа) приведены в Таблице 4. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 4 - Результаты повторного исследования негативных эмоциональных состояний у дошкольников (контрольная группа) по методике «Пальцем окрашивания тест».

 
Ф.И.

ребенка

время использпространства цвет мазки содержание движение  и жесты ритм итог
продолжительность реакции до начала рисования паузы во время  рисования общее время экспансия ограничение черный красный оранжевый зеленый направление ширина, нажим форма, длина фактура видимость высказывания
Буряк П.   +           +   + +         +   5(29,4%)
Щенснович К.     + +     +     +         +     5(29.4%)
Закружная О.               +   + +         +   4(23,5%)
Боровка А.     +       +     +         +     4(23,5%)
Боровкова А.     +       +         +       +   4(23,5%)
Азарёнок  С.       +         +     +         + 4(23,5%)
Буков Г.     +           +               + 3(17,6%)
Брикса  П.   +         +       +             3(17,6%)
Константинова       +     +             +     + 4(23,5%)
Пашкевич  Л.       +       +             +     3(17,6%)
Немколович  М.     +             +               2(14,8%)
Кухаренко Л.                 +             + + 3(17,6%)
Винник  С. +     +         +       +   + + + 7(42,2%)
КорниенкоА.     +           +   +       +   + 5(29,4%)
Гавриленко  П.     +       +         +       +   4(23,5%)
Легченок  Д.     +       +     +               3(17,6%)
Миронюк Т.             +         +         + 3(17,6%)
Кайдак  С.     +           +               + 3(17,6%)
Казачёнок К.   +         +       +             3(17,6%)
Романова  М. +             +       +   + + +   6(35,3%)
Криштаненко +       +     +         +       + 5(29,4%)
Котенкова Э.       +       +             +     3(17,6%)
Курзова А.     +             +               2(14,8%)
Мозголина С.                 +             + + 3(17,6%)
Мясникова А. +       +   +                 +   4(23,5%)
Радзинская  Л.     +       +     +               3(17,6%)
Рубин Н. +           +     + + +   + +   + 8(47%)
Синяк Д. +   +     +                 +   + 5(29,4%)
Толстикова  Д. +             +       +   + + +   6(35,3%)
Третяк  К.     +             +             + 3(17,6%)
 

     Результаты  исследования негативных эмоциональных состояний после коррекционной работы у старших дошкольников по методике «Пальцем окрашивания тест» (экспериментальная группа) приведены в Таблице 5.

Таблица 5 - Результаты исследования негативных эмоциональных состояний после

                     коррекционной работы(экспериментальная группа) по методике «Пальцем окрашивания тест».

 
 
Ф.И.

ребенка

время использпространства Цвет мазки содержание движение  и жесты ритм итог
продолжительность реакции до начала рисования паузы во время  рисования общее время экспансия ограничение черный красный оранжевый зеленый направление ширина, нажим форма, длина фактура видимость высказывания
Елкин В.   +   +           + + + + + +     8(47%)
Партак  О.   + +           + + +   +   +   + 9(52,9%
Фадеев  Р. +       +       + +     + + + +   8(47%)
Силин   + + +     +         +   +   +   7(42,2%)
Иванько Н.     +           + + +   + + + +   8(47%)
Иванова Н. +   +           +   + +   + +   + 8(47%)
Волнянко  В. + +     +   +       +   +   + +   9(52,9%)
Комаров С. +     +           + +   + +   + + 7(42,2%)
Орловский В. + + +     +     + + +       +   + 9(52,9%)
Польшин Н. + +     +         +   +   + + + + 9(52,2%)

Информация о работе Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста