Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:47, дипломная работа
Цель исследования: выявить эмоциональные комплексы у детей и осуществить их психологическую коррекцию.
Гипотеза: использование рисунка в коррекционных целях позволяет снизить показатели негативного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: негативные эмоциональные комплексы.
Предмет исследования: коррекция негативных эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1 Проанализировать понятие «эмоциональные комплексы», определить психологические особенности эмоциональных комплексов.
2 Изучить особенности эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста и возможности их коррекции посредству рисования
3 Провести экспериментальное исследование эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4 Предложить рекомендации по коррекции эмоциональных комплексов у детей.
Методы исследования:
1 Теоретический анализ литературы по теме исследования.
2 Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
3 Методы обработки данных (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
Работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения.
База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 32 в группах старшего возраста. Общее количество испытуемых: 40 детей, из них 24девочки, 16 мальчиков.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения и коррекции эмоциональных комплексов в контексте дошкольного и младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие «эмоции» в различных концепциях 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 17
1.3 Причины возникновения негативных эмоций в детском возрасте 21
1.4 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего 24
школьного возраста. 24
1.5 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в 27
дошкольном возрасте 27
2 Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений у детей 39
2.1 Методы и построение исследования. 39
2.2 Постэкспериментальная диагностика эмоциональных нарушений у
детей 46
2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у детей 49
Заключение 54
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Список сокращений 61
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В 69
Приложение Г 70
Приложение Д 71
Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс негативных эмоциональных состояний ребёнка, который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.
По индексу дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:
1. Высокий уровень: по величине больше 50%.
2. Средний уровень т: находится в пределах от 20% до 50%.
3. Низкий уровень: располагается в интервале от 0% до 20%.
Данное исследование позволило сделать вывод о том, что 25%(10 детей) имеют высокий уровень негативных эмоциональных состояний, 42,5%(17детей) – средний уровень, только 32,5%(13 детей) имеют низкий уровень.
По
результатам первичной
Результаты диагностики позволили обозначить направления коррекционной помощи. По итогам диагностики воспитателям даны рекомендации для организации индивидуальной работы с детьми. Дети с высоким уровнем негативных эмоциональных состояний составили экспериментальную группу, в которой были проведены коррекционные занятия.
Коррекционная
программа, направленная на коррекцию
нарушений эмоциональной сферы, была
разработана на основе арт-терапии.
2.2 Постэкспериментальная диагностика эмоциональных нарушений у
детей
Второй этап исследования включает в себя проведение с детьми коррекционных занятий, направленных на снижение негативных эмоциональных состояний у детей.
Цели коррекционной работы: снизить выраженность эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста, способствовать развитию способности к саморегуляции эмоциональных состояний, формированию эмоциональной устойчивости.
Всего с детьми было проведено 10 занятий по 30-35 минут. Занятия проходили на базе детского сада во второй половине дня 1 раза в неделю. Примерное оснащение помещения для занятий (Приложение Г).
Структура занятия включает в себя следующие элементы:
1 Беседа (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия)
2 Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение
3 Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы). Последовательность упражнений предполагает чередование деятельности, направленной смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от активности к релексации).
4 Рефлексия.
5 Итог занятия.
В каждое занятие включены элементы арт-терапии, использованы различные методы и приёмы в проведении. Все занятия подобраны, исходя из основной цели работы.
Ниже представлено тематическое планирование занятий. Помимо занятий в коррекционной группе воспитателями в соответствии с рекомендацией психолога применялись такие психокоррекционные методы, как психогимнастика, игры, просмотр мультфильмов, различные беседы и т.п., направленные на создание положительных эмоций у старших дошкольников. Время проведения этих занятий соответствовало программным требованиям для детей старшего дошкольного возраста.
Ниже
приводится тематическое планирование
арт-терапевтических занятий с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста
«Мир цветов и чувств» (Таблица 3).
Таблица 3 - тематическое планирование арт-терапевтических занятий
№ п./п | Темы занятий | Игры и упражнения |
1 | «Рисуем настроение» |
1. «Знакомство»
2. Графическое задание «Лучи солнца» 3. Упражнение в парах «Портрет на полу» 4. Задание «Цвета настроений» |
2 | «Грусть» | 1. Задание «Рисунок
в круге»
2. Задание на создание ситуации успеха «Игры с сухими листьями» |
3 | «Радость» | 1. Графическое
упражнение «Продолжи рисунок»
2. Задание на создание ситуации успеха «Колпачок клоуна» 3. Задание на отреагирование эмоций «Красивый рисунок» |
4 | «Страх» | 1. Задание на
создание ситуации успеха « 2. Задание на отреагирование эмоций «Рисуем страхи» 3. Задание на снятие напряжения «Ритуал уничтожения страхов» |
5 | «Удивление» | 1. Графическое
упражнение «Продолжи рисунок»
2. Мотивирующее задание «Небо» 3. Задание на создание ситуации успеха «Новые планеты» 4. Индивидуальное
творческое задание « 5.Задание для совместного выполнения «Карта звездного неба» |
Продолжение таблицы 3 | ||
6 | «Злость» | 1. Графическое
задание «Злые линии»
2. Задание на демонстрацию индивидуальности восприятия 3. Задание на
снятие эмоционального |
7 | «День рождения газетного человека» | 1. Задание на
конструирование
2. Задание на снятие напряжения «Фейерверк» 3. Задание « Поздравления с днем рождения» |
8 | «Дракончики» | 1.Задание на
перевоплощение
2. Задание для совместного выполнения «Дома дракончиков» |
9 | «Необитаемый остров» | 1. Графическое
задание «Волны»
2. Задание для совместного выполнения «Остров» 3. Задание на создание ситуации успеха |
10 | «Автопортреты» | 1. Задание «Рисунок
в круге»
2. Творческое задание «Автопортрет» |
В
качестве основного метода использовалась
коррекция эмоциональных
После коррекции было проведено повторное исследование эмоционального состояния детей данной группы и проанализированы результаты коррекции эмоциональных нарушений старших дошкольников.
В процессе арт-терапии была удовлетворена актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Дети стали чувствовать себя спокойнее. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству. Через творчество дети получили новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями».
Через
взаимодействие с другими детьми происходило
изменение ожиданий от социальных отношений:
«я вижу успехи других детей», «мне легко
общаться с взрослым», «меня понимают»,
«мне помогают, меня поддерживают». Детям
не приходилось находиться в ситуации
контроля и тренироваться использовать
новые способы поведения. На место утративших
актуальность механизмов защиты приходила
активность, обусловленная новыми установками:
«я получаю удовольствие от творчества»,
«я соблюдаю правила, потому что их нарушение
помешает мне получать удовольствие от
занятий».
2.3
Анализ результатов
коррекции эмоциональных
нарушений у детей
Постэкспериментальная диагностика проводилась с целью определения эффективности психологической коррекции эмоциональных нарушений.
В период коррекции, дети использовали «тревожные цвета», хотя сюжет рисунка в основном выбирался детьми положительный. Это говорит о том, что дети активно освобождались от негативных переживаний.
По прошествии половины занятий линии и цвета в рисунках детей стали заметно мягче, спокойнее. К концу коррекционной работы детские рисунки стали приобретать радостную и светлую окраску.
Результаты
повторного исследования негативных эмоциональных
состояний у старших дошкольников по методике
«Пальцем окрашивания тест» (контрольная
группа) приведены в Таблице 4.
Таблица 4 - Результаты повторного исследования негативных эмоциональных состояний у дошкольников (контрольная группа) по методике «Пальцем окрашивания тест».
Ф.И. ребенка |
время | использпространства | цвет | мазки | содержание | движение и жесты | ритм | итог | ||||||||||
продолжительность реакции до начала рисования | паузы во время рисования | общее время | экспансия | ограничение | черный | красный | оранжевый | зеленый | направление | ширина, нажим | форма, длина | фактура | видимость | высказывания | ||||
Буряк П. | + | + | + | + | + | 5(29,4%) | ||||||||||||
Щенснович К. | + | + | + | + | + | 5(29.4%) | ||||||||||||
Закружная О. | + | + | + | + | 4(23,5%) | |||||||||||||
Боровка А. | + | + | + | + | 4(23,5%) | |||||||||||||
Боровкова А. | + | + | + | + | 4(23,5%) | |||||||||||||
Азарёнок С. | + | + | + | + | 4(23,5%) | |||||||||||||
Буков Г. | + | + | + | 3(17,6%) | ||||||||||||||
Брикса П. | + | + | + | 3(17,6%) | ||||||||||||||
Константинова | + | + | + | + | 4(23,5%) | |||||||||||||
Пашкевич Л. | + | + | + | 3(17,6%) | ||||||||||||||
Немколович М. | + | + | 2(14,8%) | |||||||||||||||
Кухаренко Л. | + | + | + | 3(17,6%) | ||||||||||||||
Винник С. | + | + | + | + | + | + | + | 7(42,2%) | ||||||||||
КорниенкоА. | + | + | + | + | + | 5(29,4%) | ||||||||||||
Гавриленко П. | + | + | + | + | 4(23,5%) | |||||||||||||
Легченок Д. | + | + | + | 3(17,6%) | ||||||||||||||
Миронюк Т. | + | + | + | 3(17,6%) | ||||||||||||||
Кайдак С. | + | + | + | 3(17,6%) | ||||||||||||||
Казачёнок К. | + | + | + | 3(17,6%) | ||||||||||||||
Романова М. | + | + | + | + | + | + | 6(35,3%) | |||||||||||
Криштаненко | + | + | + | + | + | 5(29,4%) | ||||||||||||
Котенкова Э. | + | + | + | 3(17,6%) | ||||||||||||||
Курзова А. | + | + | 2(14,8%) | |||||||||||||||
Мозголина С. | + | + | + | 3(17,6%) | ||||||||||||||
Мясникова А. | + | + | + | + | 4(23,5%) | |||||||||||||
Радзинская Л. | + | + | + | 3(17,6%) | ||||||||||||||
Рубин Н. | + | + | + | + | + | + | + | + | 8(47%) | |||||||||
Синяк Д. | + | + | + | + | + | 5(29,4%) | ||||||||||||
Толстикова Д. | + | + | + | + | + | + | 6(35,3%) | |||||||||||
Третяк К. | + | + | + | 3(17,6%) |
Результаты исследования негативных эмоциональных состояний после коррекционной работы у старших дошкольников по методике «Пальцем окрашивания тест» (экспериментальная группа) приведены в Таблице 5.
Таблица 5 - Результаты исследования негативных эмоциональных состояний после
коррекционной работы(экспериментальная группа) по методике «Пальцем окрашивания тест».
Ф.И. ребенка |
время | использпространства | Цвет | мазки | содержание | движение и жесты | ритм | итог | ||||||||||
продолжительность реакции до начала рисования | паузы во время рисования | общее время | экспансия | ограничение | черный | красный | оранжевый | зеленый | направление | ширина, нажим | форма, длина | фактура | видимость | высказывания | ||||
Елкин В. | + | + | + | + | + | + | + | + | 8(47%) | |||||||||
Партак О. | + | + | + | + | + | + | + | + | 9(52,9% | |||||||||
Фадеев Р. | + | + | + | + | + | + | + | + | 8(47%) | |||||||||
Силин | + | + | + | + | + | + | + | 7(42,2%) | ||||||||||
Иванько Н. | + | + | + | + | + | + | + | + | 8(47%) | |||||||||
Иванова Н. | + | + | + | + | + | + | + | + | 8(47%) | |||||||||
Волнянко В. | + | + | + | + | + | + | + | + | 9(52,9%) | |||||||||
Комаров С. | + | + | + | + | + | + | + | + | 7(42,2%) | |||||||||
Орловский В. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 9(52,9%) | ||||||||
Польшин Н. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 9(52,2%) |
Информация о работе Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста