Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:47, дипломная работа
Цель исследования: выявить эмоциональные комплексы у детей и осуществить их психологическую коррекцию.
Гипотеза: использование рисунка в коррекционных целях позволяет снизить показатели негативного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: негативные эмоциональные комплексы.
Предмет исследования: коррекция негативных эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1 Проанализировать понятие «эмоциональные комплексы», определить психологические особенности эмоциональных комплексов.
2 Изучить особенности эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста и возможности их коррекции посредству рисования
3 Провести экспериментальное исследование эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4 Предложить рекомендации по коррекции эмоциональных комплексов у детей.
Методы исследования:
1 Теоретический анализ литературы по теме исследования.
2 Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
3 Методы обработки данных (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
Работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения.
База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 32 в группах старшего возраста. Общее количество испытуемых: 40 детей, из них 24девочки, 16 мальчиков.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения и коррекции эмоциональных комплексов в контексте дошкольного и младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие «эмоции» в различных концепциях 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 17
1.3 Причины возникновения негативных эмоций в детском возрасте 21
1.4 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего 24
школьного возраста. 24
1.5 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в 27
дошкольном возрасте 27
2 Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений у детей 39
2.1 Методы и построение исследования. 39
2.2 Постэкспериментальная диагностика эмоциональных нарушений у
детей 46
2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у детей 49
Заключение 54
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Список сокращений 61
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В 69
Приложение Г 70
Приложение Д 71
30 Панфилова
М.А. Игротерапия общения:
Список
сокращений
ДОУ – дошкольное образовательное учреждение
др. – другие
д/с – детский сад
ДУ – дошкольное учреждение
М. – Москва
Мн. – Минск
с нем. – с немецкого
под ред. – под редакцией
стр. – страница
т. – том
т.д. – так далее
т.е. – то есть
т.з. – с точки зрения
т.п. – тому подобное
Приложение А
Необходимое оборудование.
1 Бумага. Стандартный лист представляет собой большое прямоугольное бумажное полотно 22 х 16 дюймов (56 х 41 см), с глянцевой поверхностью для рисования и матовой обратной стороной, на которой регистрируются дата проведения, личные данные и другая необходимая информация. Бумага меньшего размера также годится, но большие листы дают субъекту больше простора для самовыражения. Все время сеансов следует придерживаться однажды выбранного размера: важно, чтобы субъект, работал на одинаковых листах. Это обеспечит большее единообразие проявлений.
2 Краски. Субъекту предлагают шесть основных цветов: синий, черный, красный, коричневый, зеленый и желтый. Краски содержатся в баночках и имеют устойчивую пастообразную консистенцию, и субъекту необходимо приложить усилия, чтобы начать рисовать. После необходимых манипуляций с красками и водой (эмоционально стимулирующий процесс) получается однородная рабочая масса. Краски не причинят вреда, если их проглотят, и легко отмываются с любой поверхности.
3 Место для рисования. Высота стола должна соответствовать потребностям индивида. Удобно, когда уровень столешницы находится чуть ниже локтя субъекта в положении стоя. Около стола должно быть достаточно свободного пространства для того, чтобы субъект мог ходить вокруг него во время работы. Поверхность стола должна быть без трещин, и предпочтительно, чтобы она была сделана из таких материалов, как линолеум, или зеркальное стекло. Размеры поверхности должны быть больше чем размеры предназначенного для работы листа.
4. Емкости. Стандартное оборудование включает в себя большую емкость длиной около 17 дюймов (43 см) для смачивания бумаги, сосуд меньшего размера для обрызгивания и увлажнения и ведро для уборки. Все это желательно, но необязательно. Достаточно, если имеется раковина и подходящих размеров стол со свободным пространством вокруг него.
Приложение Б
1
Распределение времени.
а) продолжительность реакции до начала рисования. Она также может служить показателем относительной массы «вовлеченной» или «диктантной» тенденций. Некоторые дети сразу же приступают к заданию, другие приходят в замешательство, колеблются, сомневаются. Особенно длительная продолжительность реакции может свидетельствовать о преждевременной тревоге, связанной с реакциями на влагу и грязь;
б) паузы во время рисования, они могут быть связаны с неожиданными эмоциональными эффектами, возникшими из-за цветовых сочетаний или размера рисунка, вызывающих страх или тревогу. Столкнувшись с новым цветовым сочетанием, которое, так или иначе, становится для него значимым, ребенок может вербально или мимически выразить свой ужас или отвращение;
в) общее время, затраченное на произведение каждого отдельного продукта и всех рисунков. Некоторые могут продолжать рисовать, пока бумага не начнет рваться. Другие отходят от ситуации так скоро, как только возможно, потому что ситуация может вызывать у них чувство тревоги.
2 Использование пространства и местоположение.
При
рисовании пальцами большинство
детей ограничивают себя пределами
бумаги и стремятся занять большую
часть листа. По этой причине отклонения
в использовании бумаги становятся
значительными для
а) экспансия. Некоторые дети выходят за пределы бумаги и рисуют на поверхности стола. Например, это может быть жирная линия, проведенная через весь лист, без начала и конца. Такая экспансивность при рисовании пальцами может говорить об относительно эмоциональных неконтролируемых реакциях.
Отмечают,
что дети, подпадающие под определение
экспансивных при рисовании пальцами,
страдают несдержанностью или
б) ограничение. Эта категория детей использует очень малую часть листа. Интерпретация та же самая, что при рисовании. Ребенок, отказывающийся использовать свое пространство, предоставляет доказательства своей сдержанности и замкнутости, особенно когда рисунок расположен на самых углах листа или как бы подвешен в пространстве. В таких случаях предполагается, что эта реакция связана с тревожностью.
3 Цвет.
В методике рисования пальцами выбору цветов придается повышенное эмоциональное значение. Ребенок имеет возможность выбирать оттенки и сочетать их, таким образом, которым вызовет максимум эмоциональной реакции. Выбор цвета может быть сделан случайно или бессознательно, но однажды, увидев этот цвет на листе, ребенок может выдать эмоциональную реакцию; что в свою очередь простимулирует появление новых цветовых эффектов.
Конкретные цвета, отождествляемые с конкретными эмоциями. Черный цвет символизирует детское осознание смерти, враждебности и агрессии. Маниакально-депрессивные дети чаще выбирают более яркие цвета, такие как красный и оранжевый, Красный цвет может обозначать как привязанность, так и агрессию и враждебность. Нанесение красной краски царапающими движениями говорит о враждебности, а похлопывающими о привязанности. Дети проявляют незамедлительную, импульсивную эмоциональную реакцию на цвет сам по себе вне зависимости от того, какой рисунок им окрашен. Нередки замечания типа: «О, классный красный цвет» (или зеленый). Иногда реакция бывает настолько сильной, что побуждает ребенка наносить краску на собственное тело, особенно в области живота. Это может быть не только реакцией на цвет, но и на тактильную стимуляцию.
5 Мазки.
Под «мазками» имеются в виду окончательные продукты движения на поверхности рисунка. Значение мазков при рисовании пальцами близко к значению линий при рисовании карандашами. При рисовании пальцами мазки являются более прямым выражением внутренней динамики ребенка, потому что они являются прямым продолжением движений тела.
При интерпретации мазков внимание должно быть сфокусировано на повторяющихся особенностях, а не на каких-либо отдельных примерах. Более того, мазки можно понять только через их общую конфигурацию. Значение мазка определяется его связью с другими мазками. В самом общем интерпретационном значении можно сказать, что характер мазков определяется степенью эмоционального контроля. Можно выделить следующие атрибуты мазков по четырем основным категориям:
а) направление мазков. Основное направление мазков может быть вертикальным или горизонтальным. Первое может начинаться снизу или сверху, а второе с правого или левого края. Сторона, с которой начинаются мазки, зависит от праворукости или леворукости ребенка, и это тоже нужно принимать во внимание. Элшулер и Хеттнтик идентифицировали вертикальное направление как проявление навязчивых влечений, а горизонтальные как тенденции к самозащите, подверженности страху, открытому сотрудничеству;
б) ширина, нажим и многочисленность мазков. Мазки могут быть узкие и слабые, если проводятся кончиками пальцев, или широкими и жирными, когда их проводят рукой, ладонью или локтем. Ребенок может варьировать степень нажима и в крайних случаях это выливается в то, что смещаются все нанесенные до этого краски, оставляя белую линию на поверхности бумаги. И, наконец, мазок может быть единичным, то есть сделанным одним пальцем или состоять из двойных или тройных Параллельных мазков по числу задействованных пальцев. Степень нажима свидетельствует об энергетическом уровне ребенка. Сильный нажим говорит о том, что ребенок полон сил, либо об имеющемся напряжении. Легкие мазки могут говорить о стеснительности или подверженности страхам. Многочисленность мазков - показатель вовлеченности. Если индивид ограничивается единичным мазком, это символизирует меньшую степень вовлеченности, чем при использовании тройного параллельного мазка;
в) форма и длина мазков. Мазки могут быть угловатые или закругленные, сплошные или прерывистые, закрытые или открытые. Тенденция к угловатости представляет агрессивный поведенческий паттерн, а если угловатые мазки расположены зигзагообразно, это может обозначать нерешительность индивида относительно своего агрессивного поведения. Длинные мазки свидетельствуют о контролируемом поведении, а короткие характеризуют импульсивное поведение. Прерывистость мазков может быть показателем тревоги, ощущения ненадежности;
г) фактура мазков. Другая характерная особенность техники рисования пальцами возможность получения мазков двух видов. Мазок можно прочертить в уже нанесенной краске или наложить на нее новый слой. Последнее, производя эффект рельефности, часто является результатом «цветового возбуждения» и, как уже было отмечено, отражает некоторую расторможенность. Значение прочерченных мазков близко к царапанью и другим агрессивным действиям.
6 Содержание.
К содержанию рисунка относятся:
а)
видимое для наблюдателя
б) высказывания, которые он сделал по ходу или после рисования. Нулевым содержание можно назвать тогда, когда субъект занимается бесцельной мазней и неспособен дать на нее никаких вербальных реакций.
Значение содержания возрастает тогда, когда его можно рассматривать в сочетании с другими данными о субъекте, в частности со свободными ассоциациями и спонтанными высказываниями по поводу рисунка.
Содержание рисунка часто служит для определения конфликта. По этой причине хороший эффект приносит придумывание детьми рассказа по своей картине.
7 Движения и жесты.
Движения
и жесты относятся к
8 Ритм.
Ритм – это повторяющееся последовательное использование паттернов или тем. Это могут быть особенности всех вышеописанных показателей – цвета, мазков, движений и так далее. Ритмическую организацию можно изучать как через поведение ребенка, так и через конечный продукт.
Приложение
В
Карта наблюдения в различных видах деятельности
Фамилия: Азарёнок
Имя ребенка: Александр
Число, месяц, год рождения: 10.01.2005г.
Дошкольное учреждение: ДУ 32 Группа: старшая группа №10
Утро. Свободная деят. | Перерыв между занятиями | Инд. работа | занятия | прогулка | Подгот.
ко сну. Сон |
Вечер.
Свободная деят. |
итого | |
1.Инфальтильная агрессивность (задиристый, часто ссорится с детьми, сердит детей) | + | 1 | ||||||
2.Сверхактивность
(находится в постоянном движении, проявления буйного темперамента) |
+ | + | + | 3 | ||||
3.Обособленность
(любит одиночество, застенчив, пуглив) |
0 | |||||||
4.Страх
(жалуется, что его не любят, боязнь темноты, беспокойный сон) |
+ | 1 | ||||||
5.Агрессивное
поведение (мешает детям своим поведением, толкает и бьет детей, когда ссорится с детьми, грозит причинить им зло) |
0 | |||||||
6.Скованное
поведение (боится проиграть во время игры, боится чужих взрослых, не защищается, когда дети обижают) |
0 | |||||||
7.Пассивно-
агрессивное поведение
(обижается на
малейшую критику, становится
капризным и упрямым, если что- |
+ | 1 |
Информация о работе Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста