Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций
В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.
При этом большое значение приобретает диагностика памяти человека. Изучение законов памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. С самого начала большое значение придавалось измерению объема памяти, так как считалось, что предпосылкой «сильного» интеллекта является быстрота, с которой субъект запоминает материал.
Чтобы
измерить «чистую» память, необходимо
устранить все осложняющие
«Чистую» память называют непосредственным процессом, или объемом памяти. Классические исследования ее основных законов выполнены Г. Эббингаузом. Со времен Эббингауза стали создаваться мнемометры, позволяющие предъявлять экспериментальный материал по элементам через определенные промежутки времени. Наиболее часто употреблялись конструкции мнемометров Вирта, Липпмана, Мюллера и других.
Основные методы исследования памяти можно разделить на две ключевые группы:
Рассмотрим значение внимания в профессиональной деятельности человека. В трудовой деятельности внимание со всеми его характеристиками представляет собой один из элементов трудового навыка человека. Выработанные в трудовой деятельности определенные качества внимания становятся затем чертами характера работника.
В сложной многогранной деятельности менеджера, объектами внимания могут быть в каждый отдельный момент деловой партнер, предмет договора, товар, цена, покупатель, счета, накладные и т.д. Деятельность как таковая может не вызвать у человека непосредственного интереса, но так как ее выполнение необходимо для решения важной задачи, она становится предметом внимания. Так, когда товаровед принимает новые товары, бухгалтер подсчитывает колонки цифр, представитель фирмы ведет переговоры с партнером, ни один из них не может быть невнимательным, если хочет получить безошибочный результат.
Искусство
деловых переговоров требует
от партнеров мобилизации
Внимание проявляется в других познавательных процессах. Невозможно быть «просто» внимательными, можно со вниманием воспринимать, запоминать, рассуждать и т.д. Внешне внимание выражается в мимике, позе, движениях. Оно возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию. Так, наблюдая делового партнера, можно по внешним признакам сделать вывод, внимателен ли он к предмету разговора или нет.
К числу профессионально значимых характеристик внимания относятся:
Эти
свойства внимания по-разному необходимы
в различных видах
Известно,
что для поддержания
Определено, что среди разнообразных
качеств внимания большое
Для развития внимательности необходимо (Н.И. Шевандрин, Л.В. Тарабакина):
Любая
профессия требует от человека обладания
определенными особенностями
Единого
общепринятого определения
Сознание представляется как организованная группа процессов в нервной ткани, возникающих немедленно на предшествующие интрапсихические (вызванные внутренними причинами) или экстрапсихические (вызванные внешними причинами) процессы. Эта группа нервных процессов, то есть сознание воспринимает, классифицирует, трансформирует и координирует вызвавшие его процессы с целью начать действие на основе предвидения его последствий и в зависимости от наличной информации (Х. Дельгадо).
Принципиально новые возможности в разработке проблемы сознания открылись в связи с введением информационного подхода (Д.И. Дубровский). Поскольку феномен сознания требует содержа-тельного описания, а мозговые процессы предполагают описание в естественнонаучных терминах, объединить их при истолковании сущности сознания невозможно. Однако понятие информации позволяет совместить в едином теоретическом ключе оба типа описания, и тем самым послужить основой для концептуального объяснения связи явлений сознания с мозговыми процессами.
Таким образом, всякое явление сознания (как явление субъективной реальности) есть определенная информация, присущая определенному социальному индивиду. Будучи информацией, всякое явление сознания (субъективной реальности) необходимо воплощено в своем материальном носителе. Этим носителем является определенная мозговая нейродинамическая система данного индивида. Определенная мозговая нейродинамическая система является кодом соответствующей информации, представленной данному индивиду как явление субъективной реальности.
В современной научной литературе описаны три подхода к решению проблемы сознания (Ю.И. Александров и др.):
Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко):
Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные вербальные значения, житейские и научные значения-понятия.
Смысл
– субъективное понимание и отношение
к ситуации информации. Непонимание
связано с трудностями
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, то есть образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного слоя сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания).
Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» – самосознание.
Вопросы влияния самосознания на процесс профессиональ-ного самоопределения изложены в работах А.К. Марковой, Е.А. Климова, М.С. Гуткина, Г.Ф. Михальченко и др. На вопрос: что такое собственное «Я», дает ответ психология самопознания.
Самопознание – это процесс осознания себя как личности, осознанное отношение человека к самому себе, к своим способностям и потребностям, влечениям и мотивам поведения переживаниям и мыслям, на основе которого формируется «Я-концепция», или «Я-образ».
«Я-концепция»
создает специфическую
Выделяют еще такие составляющие «Я-концепции», как:
В
процессе профессионального
При отсутствии четкого профессионального плана, определяющего пути получения будущей профессии, в процессе наблюдения за окружающим миром и за деятельностью людей, человек осуществляет попытку представить себя в будущем, перебирая в своем воображении различные варианты, в том числе и самые фантастические.
Внутри
человека во время представления
своей будущей профессии
Недостатки знаний о себе, обедненность «Я-концепции» затрудняют профессиональный выбор, делают его недостаточно обоснованным, случайным в силу того, что затормаживают процесс соотнесения себя с миром и будущей профессиональной деятельностью.