Лекции по психофизиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций

Описание

В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по психофизиологии гот1.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

      При этом большое значение приобретает диагностика памяти человека. Изучение законов памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. С самого начала большое значение придавалось измерению объема памяти, так как считалось, что предпосылкой «сильного» интеллекта является быстрота, с которой субъект запоминает материал.

      Чтобы измерить «чистую» память, необходимо устранить все осложняющие влияния, которые оказывает на нее интеллектуальная переработка материала. Измеряя память, необходимо принять меры, чтобы материал, который запоминают испытуемые, не был ими уложен в определенные смысловые структуры (Н.И. Шевандрин, Л.В. Тарабакина и др.).

      «Чистую»  память называют непосредственным процессом, или объемом памяти. Классические исследования ее основных законов выполнены Г. Эббингаузом. Со времен Эббингауза стали создаваться мнемометры, позволяющие предъявлять экспериментальный материал по элементам через определенные промежутки времени. Наиболее часто употреблялись конструкции мнемометров Вирта, Липпмана, Мюллера и других.

      Основные  методы исследования памяти можно разделить  на две ключевые группы:

  • методы исследования непосредственной памяти (эти методы позволяют определить число элементов, которое может удержать обследуемый без применения каких-либо специальных приемов смысловой организации материала);
  • методы опосредованного запоминания (с помощью этих методов определяется повышение объема и прочности запоминания в результате применения специальных (мнемотехнических) средств, позволяющих ввести запоминаемые элементы в систему логических связей или использовать смысловую организацию запоминаемого материала).

      Рассмотрим  значение внимания в профессиональной деятельности человека. В трудовой деятельности внимание со всеми его характеристиками представляет собой один из элементов трудового навыка человека. Выработанные в трудовой деятельности определенные качества внимания становятся затем чертами характера работника.

      В сложной многогранной деятельности менеджера, объектами внимания могут быть в каждый отдельный момент деловой партнер, предмет договора, товар, цена, покупатель, счета, накладные и т.д. Деятельность как таковая может не вызвать у человека непосредственного интереса, но так как ее выполнение необходимо для решения важной задачи, она становится предметом внимания. Так, когда товаровед принимает новые товары, бухгалтер подсчитывает колонки цифр, представитель фирмы ведет переговоры с партнером, ни один из них не может быть невнимательным, если хочет получить безошибочный результат.

      Искусство деловых переговоров требует  от партнеров мобилизации внимания, как настройщика сознания на существо обсуждаемой проблемы. Умение подчинить  свое внимание, руководить им, перерастает  в такое важное качество, как внимательность, а это уже личностное свойство, оно профессионально значимо для делового человека (А.К. Семенов, Е.Л. Маслова).

      Внимание  проявляется в других познавательных процессах. Невозможно быть «просто» внимательными, можно со вниманием воспринимать, запоминать, рассуждать и т.д. Внешне внимание выражается в мимике, позе, движениях. Оно возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию. Так, наблюдая делового партнера, можно по внешним признакам сделать вывод, внимателен ли он к предмету разговора или нет.

      К числу профессионально значимых характеристик внимания относятся:

  • избирательность;
  • возможность распределения;
  • устойчивость;
  • концентрированность;
  • объем;
  • переключаемость.

      Эти свойства внимания по-разному необходимы в различных видах деятельности, так, для бизнеса главное это переключаемость и возможность распределения, для других профессий, главной целью которых являются наблюдение и контроль, наибольшее значение приобретает устойчивость внимания и т.д.

      Известно, что для поддержания продолжительного и интенсивного внимания от организма требуется большое нервное напряжение. Возникает необходимость создания во время работы обстановки, способствующей отвлечению внимания от ненужных воздействий.

        Определено, что среди разнообразных  качеств внимания большое значение имеют распределение и устойчивость внимания. Многие виды деятельности требуют одновременного выполнения нескольких действий и быстрого переключения от одного действия к другому. Устойчивость внимания проявляется в точности выполнения деятельности и сохранении темпа познавательных процессов на протяжении определенного времени.

      Для развития внимательности необходимо (Н.И. Шевандрин, Л.В. Тарабакина):

  • развивать навыки работы в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов;
  • стремиться выполнять работу активно, ответственно;
  • браться только за интересную, трудную, но посильную работу;
  • устанавливать взаимосвязь внимания с требованиями дисциплины труда, развивать профессиональное внимание;
  • формировать волевые качества личности, повышающие устойчивость внимания;
  • формировать объем и распределение внимания как определенный трудовой навык путем одновременного выполнения нескольких профессиональных действий при высоком темпе работы;
  • развивать переключение внимания посредством чередования видов деятельности и ее целей.

Психофизиологические  особенности сознания

 

      Любая профессия требует от человека обладания  определенными особенностями или  качествами, которые определяют его  принадлежность к соответствующей  профессиональной деятельности и успешность ее выполнения. Большое значение при этом приобретает процесс становления профессионального сознания человека.

      Единого общепринятого определения сознания в психологии и психофизиологии  не существует. В большинстве случаев  сознание определяют через функции, которое оно выполняет. Психофизиологические аспекты проблем сознания рассмотрены В.П. Зинченко, Т.М. Марютиной, О.Ю. Ермолаевым,                   Ю.И. Александровым и др.

      Сознание  представляется как организованная группа процессов в нервной ткани, возникающих немедленно на предшествующие интрапсихические (вызванные внутренними причинами) или экстрапсихические (вызванные внешними причинами) процессы. Эта группа нервных процессов, то есть сознание воспринимает, классифицирует, трансформирует и координирует вызвавшие его процессы с целью начать действие на основе предвидения его последствий и в зависимости от наличной информации (Х. Дельгадо).

      Принципиально новые возможности в разработке проблемы сознания открылись в связи  с введением информационного  подхода (Д.И. Дубровский). Поскольку феномен сознания требует содержа-тельного описания, а мозговые процессы предполагают описание в естественнонаучных терминах, объединить их при истолковании сущности сознания невозможно. Однако понятие информации позволяет совместить в едином теоретическом ключе оба типа описания, и тем самым послужить основой для концептуального объяснения связи явлений сознания с мозговыми процессами.

      Таким образом, всякое явление сознания (как  явление субъективной реальности) есть определенная информация, присущая определенному социальному индивиду. Будучи информацией, всякое явление сознания (субъективной реальности) необходимо воплощено в своем материальном носителе. Этим носителем является определенная мозговая нейродинамическая система данного индивида. Определенная мозговая нейродинамическая система является кодом соответствующей информации, представленной данному индивиду как явление субъективной реальности.

      В современной научной литературе описаны три подхода к решению  проблемы сознания (Ю.И. Александров и др.):

  1. «светлого пятна» – концепция апеллирует к понятию сознания в его более простом понимании;
  2. информационного синтеза – концепция занимает промежуточное положение, претендуя на объяснение как более простых, так и (частично) сложных феноменов;
  3. связи сознания с речью – концепция ориентирована на объяснение мозговой основы сознания как высшей формы психического.

      Выделяют  два слоя сознания (В.П. Зинченко):

  • бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы;
  • рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: значение и смысл.

      Значение  – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут  быть операционные значения, предметные вербальные значения, житейские и научные значения-понятия.

      Смысл – субъективное понимание и отношение  к ситуации информации. Непонимание  связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации  значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

      На  бытийном слое сознания решаются очень  сложные задачи, так как для  эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и  нужной двигательной программы, то есть образ действия должен вписываться  в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного слоя сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания).

      Сознание  рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» – самосознание.

      Вопросы влияния самосознания на процесс профессиональ-ного самоопределения изложены в работах А.К. Марковой,         Е.А. Климова, М.С. Гуткина, Г.Ф. Михальченко и др. На вопрос: что такое собственное «Я», дает ответ психология самопознания.

      Самопознание  – это процесс осознания себя как личности, осознанное отношение человека к самому себе, к своим способностям и потребностям, влечениям и мотивам поведения переживаниям и мыслям, на основе которого формируется «Я-концепция», или «Я-образ».

      «Я-концепция» создает специфическую направленность личности. Это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ сугубо личного, собственного «Я», включающий три составляющих его компонента: познавательный (кто я?), эмоциональный (какой я?) и поведенческий (что и как я делаю и почему так поступаю?).

      Выделяют  еще такие составляющие «Я-концепции», как:

  • настоящее «Я» – каким я вижу себя в настоящий момент;
  • динамическое «Я» – каким я стремлюсь стать;
  • фантастическое «Я» – каким я хотел бы быть;
  • идеальное «Я» – каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов и т.д.

      В процессе профессионального самоопределения  каждый человек осуществляет мысленное  движение от своего «Я» реального  через «Я» динамическое к «Я»  идеальному. Например, сегодня вы делаете  некоторые успехи в музыке и знаете о своих способностях в этой области искусства, и в будущем видите себя профессиональным музыкантом. Но для того, чтобы ваши планы стали реальностью, необходимо разработать план действий и стремиться его реализовать.

      При отсутствии четкого профессионального плана,  определяющего пути получения будущей профессии, в процессе наблюдения за окружающим миром и за деятельностью людей, человек осуществляет попытку представить себя в будущем, перебирая в своем воображении различные варианты, в том числе и самые фантастические.

      Внутри  человека во время представления  своей будущей профессии постоянно  происходит сложная и интенсивная  работа по сопоставлению себя с внешним  миром. В своих представлениях человек  видит себя в разных ролях. Перечень этих ролей может быть бесконечным и разнообразным. Высоты, на которые мы можем взобраться в своих мечтах, безграничны. Психология называет этот взгляд на себя «Я» фантастическое. Но, возвращаясь к своему реальному «Я», соотнося свои способности с возможностями их реализации, приходится, к сожалению, свои мечты и представления согласовывать с ними. Именно «Я» реальное – отправная точка всех планов человека, в том числе и профессиональных.

      Недостатки  знаний о себе, обедненность «Я-концепции» затрудняют профессиональный выбор, делают его недостаточно обоснованным, случайным в силу того, что затормаживают процесс соотнесения себя с миром и будущей профессиональной деятельностью.

Информация о работе Лекции по психофизиологии