Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций
В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.
Таким
образом, к причинам, приводящим к
дезадаптации личности, необходимо отнести
биологические и социально-
В
настоящее время основными
адаптации стали определение этапов становления
психофизиологической системы адаптации,
критериев ее сформированности, выделение
компонентов ее структуры, стратегий развития
составляющих этого феномена во времени
и определение детерминант этого развития.
На основе системного анализа в сформированной психологической системе адаптации исследователи выделяют когнитивный и мотивационно-волевой, активационный компонент, который связан с органическими и функциональными затратами, направленными на достижение значимых для субъекта целей, с одной стороны, и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей, – с другой (Александровский, 1976).
Феноменально регулирующая роль механизмов активизации, преобразования и распределения ресурсов проявляется в индивидуальном паттерне фоновой ЭЭГ-активности, повышении или снижении общего уровня активации в процессе адаптации, величине диапазона перестроек ЭЭГ в критический период адаптации и в динамике ЭЭГ на микроинтервалах времени.
На основе анализа взаимодействия ЭЭГ-показателей активационного и продуктивных параметров когнитивного компонента адаптации в операторской деятельности были выделены когнитивные стратегии адаптации, определяющие динамику эффективности деятельности и характер распределения физиологических ресурсов. Показано, что гибкая и мобилизационная стратегии реализуются преимущественно при большом объеме ресурсов, а стратегии компенсации и угадывания – при дефиците ресурсов (Шапкин, Дикая, 1996).
Колебательный
характер психофизиологических процессов,
усиливающийся в измененных психофизиологических
функцио-нальных состояниях (ПФС), объясняет
причины пропуска значимого сигнала
и появление отказов и «
Психофизиологические
данные помогают на практике различать
состояния психической
Существенным элементом процесса психической адаптации является тревога, которая определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Проявления тревоги отмечаются на различных уровнях психофизиологической организации, включая как эмоциональный, так и когнитивный, психовегетативный и двигательный.
Тревога связана с восприятием угрозы, что обусловливает ее сигнальное, биологическое значение в качестве сигнала возможного неблагополучия и опасности. Целесообразность тревоги зависит от степени ее выраженности: адаптивное значение тревожности отмечается при умеренной выраженности тревожной реакции. В то же время интенсивная и длительная тревога, препятствует формированию адаптивного поведения. Аналогичные соотношения существуют и во временном аспекте: если в острой стрессовой ситуации тревожность является адаптивным процессом (способом мобилизации защитных механизмов), то в условиях хронической психической напряженности тревожность трактуется уже как дезадаптивный процесс, синдром, приводящий к развитию психической или психосоматической патологии. Н.Д. Левитов рассматривал тревогу как проявление эмоциональной неустойчивости, связанное с переживаниями опасения и нарушения покоя. К. Хорни указывает, что тревога лежит в основе любого психического нарушения.
Тревожность возникает в тех случаях, когда человек сталкивается с неодобрительным отношением окружающих, воспринимаемым им как угроза своему «Я», и тогда, когда он ощущает свою неадекватность и неэффективность в труде, семье и общении и т.д. В то же время тревога представляет собой существенный элемент процесса психической адаптации. Тревожность занимает ключевые позиции в формировании синдрома психоэмоционального напряжения, являясь его индикатором. Тревожность сопутствует психической напряжен-ности, например, связанной с боевыми действиями или работой в экстремальных условиях (на большой высоте, при низких температурах и др.). В структуре тревожности принято выделять две составляющие:
Эти составляющие описываются также как хроническая и острая тревожность.
Чувство тревоги развивается по определенным законо-мерностям (Ф.Б. Березин) в порядке нарастания тяжести состояния: ощущение внутренней напряженности → гипеpecтeзичеcкиe реакции → собственно тревога → страх → ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы → тревожно-боязливое возбуждение. Рядом авторов определяемая психоло-гическими тестами тревожность рассматривается как сложный конструкт, включающий наряду с традиционным определением тревоги и страха, еще и невротизм, то есть снижение адаптивных возможностей и готовность к развитию невротических болезненных расстройств. В то же время тревожность и психопатические проявления не связаны друг с другом.
Обобщая
данные исследований, можно заключить,
что адаптационные возможности
человека, имея внутреннее происхождение,
во многом обусловлены внешней
В настоящее время многие
Условия труда – это совокупность факторов производствен-ной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Влияние условий труда на работника может выражаться двояким способом:
Одно и то же объективное условие может быть по-разному оценено различными людьми или даже одним и тем же человеком в разное время и вызвать тем самым различные действия.
Большое значение условий труда в процессе адаптации персонала объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья и отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности. Как показывает практика, затраты на их осуществление окупаются в среднем за 3 – 5 лет.
Факторы, формирующие условия труда, делятся на две большие группы: факторы, не зависящие от особенностей производства, и факторы, определяемые особенностями производства. К первой группе относятся естественно-природные, социально-экономические и другие факторы. Факторы, относящиеся ко второй группе, подразделяются на производствен-ные и социально-психологические.
Вторая группа факторов представляет интерес с точки зрения улучшения процесса адаптации работника к труду. Кроме того, они могут целенаправленно изменяться.
Коротко обозначим основные направления оптимизации условий труда.
Создание
оптимальных условий труда
Условия
труда необходимо понимать как результат
действия множества взаимосвязанных
факторов производственного и социально-
В решении проблемы улучшения условий труда большую роль играет планомерность осуществления мероприятий. Основным документом, определяющим сущность и очередность проведения мероприятий в области улучшения условий труда, является план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
План составляется на основе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационной комиссией с учетом предложений, поступивших от подразделений организации или отдельных работников. План должен предусматривать мероприятия по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты, оздоровительные мероприятия, а также мероприятия по охране и организации труда.
Условия труда на предприятии как условия жизни работников в процессе их деятельности, являются одновременно элементом производственной системы и объектом организации, планирования и управления. Поэтому изменение условий труда невозможно без вмешательства в производственный процесс. То есть необходимо сочетать, с одной стороны, условия труда, с другой – технологию производственных процессов. При этом важно учитывать, что на организм человека оказывают значительное воздействие различные факторы производственной среды. Некоторые из них оказывают неблагоприятное влияние на работника, что снижает работоспособность, ухудшает состояние здоровья и иногда приводит к профессиональным заболеваниям. Поэтому необходимо знать не только причину возникновения этих факторов, но и иметь представление о способах уменьшения их отрицательного влияния на организм и психику работников.
Основные
резервы повышения
Понятие функционального состояния (ФС) широко используется в психологии, физиологии, эргономике и т. д. Это объясняется тем, что успешность человека в самых различных сферах деятельности, обучения, творчества, его физическое и психическое здоровье в значительной мере зависят от его функционального состояния.